Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН о деятельности Отделения ООН для Западной Африки и Сахеля

Г-жа Председатель,

Благодарим спецпредставителя Генсекретаря ООН по Западной Африке и Сахелю Леонарду Симау за представленный доклад о текущем положении дел в регионе и деятельности руководимого им отделения за последние полгода. Поддерживаем работу ОООНЗАC в рамках имеющегося у него мандата. Внимательно выслушали г-жу Ливинию Аддае Менсу.

Прошедший период сопровождался активными выборными процессами на национальном уровне. Отмечаем интенсивные электоральные кампании в Гане, Сенегале, Кабо-Верде и Гвинее-Бисау, которые проходят в целом мирно и упорядоченно. Успешно продвигаются конституционные реформы в Гамбии, Того и Сьерра-Леоне. Удовлетворены результативной работой Камеруно-нигерийской смешанной комиссии, завершающей работу по демаркации государственной границы, представляющий трудности двум странам на протяжении многих лет.

Положение дел на региональном уровне характеризуется реорганизацией сотрудничества между странами региона и поиском новых путей взаимодействия. Члены объединения «Альянса государств Сахеля» по истечении предусмотренного в рамках ЭКОВАС периода приняли решение о выходе из Сообщества, и Совет Безопасности должно уважать этот выбор. Понимаем причины, побудившие Мали, Нигер и Буркина-Фасо к такому шагу. Рассчитываем, что соответствующий переходный процесс, который продлится до июля будущего года, пройдет безболезненно для всех регионалов и – что крайне важно – для всего населения Западной Африки. В этой связи с удовлетворением восприняли новость о достижении договоренностей о сохранении на всем пространстве региона безвизового режима и зоны свободной торговли.

Удовлетворены налаживанием новых экономических связей между отдельными странами Сахеля и Гвинейского залива. С надеждой смотрим на то, что подобные примеры зададут тон развитию добрососедских и взаимовыгодных отношений в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем, обстановка в сфере безопасности по-прежнему характеризуется возрастающей активностью многочисленных террористических и криминальных группировок. Все это тяжелое бремя последствий военной агрессии западных стран против Ливии, которую сегодня продолжают нести все государства региона. Наиболее сложная обстановка, как и прежде, наблюдается в треугольнике Липтако-Гурма, где высока активность аффилированной с Аль-Каидой «Группы поддержки ислама и мусульман» и «Исламского государства в Большой Сахаре». Террористы совершают регулярные нападения как на военных, так и на мирное население.

Укрепление боевого потенциала «Исламского государства в Западной Африке» осложняет ситуацию в области безопасности в странах бассейна озера Чад. Напряженной остается обстановка на северо-востоке Нигерии вследствие активности террористической «Боко Харам», а также в Чаде, власти которого вынуждены не только решать проблемы борьбы с джихадистами, но и заниматься приемом многочисленных беженцев из соседнего Судана, где продолжается затяжное вооруженное противостояние.

Долгосрочная стабилизация в Сахаро-Сахеле требует поддержки мировым сообществом Мали, Нигера и Буркина-Фасо, которые стали авангардом борьбы с трансафриканскими террористическими группировками. Отмечаем успешность проводимых ими операций, тесную координацию усилий, в том числе в сфере взаимной передачи оперативных данных и разведки. В результате таких совместных действий были уничтожены многие главари террористических группировок. Действия, направленные на подрыв переходных властей в этих странах, деструктивны не только по причине несоответствия таких шагов принципам Устава ООН. Они сулят всей Африке самыми разрушительными последствиями в виде дальнейшего разрастания теругроз. Только сами африканцы могут решить, что полезно, а что нет с точки зрения борьбы с терроризмом и путей политического и экономического развития. Они ориентируются на мнение своего народа и его потребности, поскольку несут перед ним прямую ответственность.

На фоне того, что большинство западных доноров снижает помощь затронутым странам по политическим причинам, уверены в том, что государства региона в меру своих сил принимают меры по содействию местному населению и перемещенным лицам. Усилия по улучшению гуманитарной и социально-экономической ситуации должны идти рука об руку с мерами в области безопасности. Население и, особенно, молодежь должны видеть перспективы нормальной жизни в своих странах.

Огульная критика в адрес суверенных стран, в том числе в сужении пространства для гражданского общества и СМИ (что далеко не так), явно инспирирована извне и подогревается государствами, стремящимися сохранить свое постколониальное влияние. Следует понимать, что иностранные медиа в регионе во многом являются инструментами дезинформации. Чего стоят только лишь опубликованные недавно откровенно враждебные материалы британской BBC и французской RFI по отношению к властям Нигера и Мали. Неудивительно, что власти этих стран приняли решение временно ограничить обращение публикаций этих СМИ.

Г-жа Председатель,

Не поддерживаем активно продвигаемую рядом делегаций и их единомышленников в рядах ООН увязку климата с вопросами мира и безопасности и продвижения этой тематики в повестку Совета Безопасности. Считаем, что мерами по содействию сфере адаптации и преодоления последствий климатических изменений должны заниматься специализированные фонды и программы ООН. У Совета Безопасности свой мандат. Количество задач перед этим органом, к сожалению, постоянно увеличивается.

В заключение хотела бы отметить, что Россия будет и далее вносить конструктивный вклад в коллективные усилия, направленные на достижение стабильности в Сахаро-Сахеле и Западной Африке в целом, продолжит оказание поддержки государствам субрегиона на двусторонней основе. Примером нашего вклада в безопасность региона является достигнутое в сентябре с.г. между корпорацией «Роскосмос» и странами АГС соглашение о запуске спутника связи и спутника дистанционного зондирования Земли. Реализация данного проекта существенно усилит возможности трех стран в контроле за государственной границей и мониторинге чрезвычайных ситуаций.

Продолжим поддерживать страны региона в повышении боеспособности национальных вооруженных сил, подготовке военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Намерены расширять объемы гуманитарного содействия, предоставляемого странам ССР.

Благодарю Вас.  

Видео выступления