Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по атакам ВСУ на Запорожскую АЭС
Г-н Председатель,
Признательны Гендиректору МАГАТЭ Р.Гросси за его брифинг.
Мы неоднократно предупреждали наших западных коллег, что если они не образумят киевский режим, то он пойдет на самые чудовищные и безрассудные шаги, последствия которых аукнутся далеко за пределами Украины. К сожалению, именно это сейчас и происходит. Преступные атаки Киева на объекты ядерной инфраструктуры толкают мир на грань ядерной катастрофы, сопоставимой по масштабам с Чернобыльской.
В последние дни ВСУ неоднократно обстреливали с использованием тяжелой артиллерии и ракетных систем залпового огня крупнейшую АЭС в Европе – Запорожскую АЭС (ЗАЭС). Эти удары напрямую угрожают ядерной безопасности станции.
5 августа в результате такого удара повреждён ряд значимых для электро- и газоснабжения ЗАЭС объектов. Разрушены трубопроводы, на распределительном узле произошло возгорание водорода, выведена из строя высоковольтная линия электропередач. Хочу подчеркнуть, что ВСУ обстреляли станцию во время пересменки персонала. Очевидно, что целью киевского режима было запугать сотрудников ЗАЭС, своих же собственных граждан для того, чтобы помешать их выходу на работу и тем самым подорвать нормальное функционирование этого объекта.
6 августа ВСУ ударили по ЗАЭС с применением кассетных снарядов. Их осколочные боевые элементы поразили площадку в районе сухого хранилища отработавшего ядерного топлива, а также пост автоматизированного контроля радиационной обстановки. Один из сотрудников станции получил ранение.
В результате обстрела ВСУ 7 августа произошел резкий скачок напряжения в сети, питающей ЗАЭС. Было повреждено оборудование, что привело к автоматическому отключению линии электропередач. На энергоблоке № 4, который работал на 10 процентов мощности, отключилось электропитание систем управления защитой АЭС, сработала аварийная защита. Украинский персонал ЗАЭС был вынужден остановить один из трех работающих энергоблоков, мощность ещё двух снижена до половины максимальной.
Массированные удары со стороны ВСУ по окрестностям города Энергодар привели к более чем 40 разрывам линий электропередач и его обесточиванию. Среди жителей Энергодара, многие из которых являются работниками ЗАЭС, есть погибшие и раненые. Особо кощунственным является то, что ряд атак на ЗАЭС совершен ночью, когда люди спали.
Сегодня атаки ВСУ на ЗАЭС и Энергодар продолжились. Удары наносились с применением РСЗО и тяжелой артиллерии с правого берега Днепра, с территории Днепропетровской области, населенных пунктов Никополь, Марганец и Томаковка, контролируемых Киевом. По данным администрации региона, ВСУ нацеливают ракеты на бетонные хранилища радиоактивных отходов. Пока попасть по ним и нанести серьезный ущерб Киеву не удается. Радиационный фон на ЗАЭС на данный момент в норме. Но если удары продолжатся, это только вопрос времени. Мы регулярно направляем в Секретариат МАГАТЭ информационные бюллетени с подробным изложением ситуации и этих инцидентов.
Г-н Председатель,
Происходящее в эти дни на ЗАЭС – кульминация преступных действий киевского режима против ядерной инфраструктуры и персонала, обслуживающего эти объекты, которые на протяжении месяцев оставались без какой-либо международной реакции.
В период с апреля по июль Киев совершил целый ряд провокаций против ЗАЭС с использованием ударных БПЛА, в том числе польского производства. Часть из них удалось сбить. Часть – начиненные взрывчаткой беспилотники-камикадзе – сдетонировали вблизи объектов критически важной инфраструктуры. Только по счастливой случайности это не привело к нарушению штатного режима работы станции.
Ранее, в феврале, украинцами были захвачены четыре российских специалиста, сопровождавших поставку ядерного топлива на Ровенскую АЭС. Они подвергались запугиванию и давлению в русле классических методов из арсенала террористических группировок.
9 марта украинские диверсанты взорвали линию электропередач, питающую систему охлаждения хранилища отработавшего ядерного топлива на Чернобыльской АЭС. Только благодаря усилиям российских военных удалось избежать аварии путем срочного подключения дизельных генераторов и обеспечения подачи электроэнергии на станцию по альтернативной линии электропередач с территории Белоруссии. Диверсионная группа к тому же подорвала единственный мост, который связывал станцию с поселком энергетиков. Сменный персонал долгое время на мог выйти на работу. Параллельно его «обрабатывали» украинские спецслужбы, угрожая расправой за сотрудничество с «оккупантами». А в Киеве в это время публично лили «крокодильи слезы» и докладывали в МАГАТЭ о том, что российские военные препятствуют ротации обслуживающих станций смен.
На проходящей в настоящее время в Нью-Йорке 10-й Обзорной конференции ДНЯО со стороны представителей киевского режима при поддержке ряда других делегаций звучат циничные и абсурдные обвинения в атаках на ЗАЭС в адрес России. Эти пропагандистские вбросы подхватывает западная пресса. Все это делается вопреки здравому смыслу, поскольку ЗАЭС контролируется российскими вооруженными силами. Элементарная логика подсказывает, что у наших военных нет никаких причин обстреливать ни станцию, ни город, ни самих себя.
4 марта с.г. западные страны уже созывали Совет Безопасности по ситуации вокруг ЗАЭС, пытаясь представить украинскую диверсию – поджог здания учебного центра – как результат действий российских военных, при том, что станция к тому моменту находилась под их полным контролем. Напомню, что тогда заместитель Генсекретаря г-жа Р.Дикарло говорила, что атаки на ядерные объекты нарушают международное гуманитарное право. Представитель Великобритании – что международное право указывает на необходимость особой защиты ядерных объектов. Представитель США – что мир Божьей милостью избежал ядерной катастрофы; что нападение на станцию было чрезвычайно безрассудным шагом; что конфликты не должны затрагивать ядерные объекты. Представитель Франции утверждал, что необходимо гарантировать безопасность АЭС. Вы готовы повторить все это сейчас применительно к действиям украинской стороны и призвать Киев прекратить обстрелы?
Хочу подчеркнуть, что каждый раз, когда ВСУ наносили удары по ЗАЭС, катастрофы удавалось избежать лишь благодаря самоотверженным совместным действиям работников станции и российских военнослужащих, оказывавших им всестороннюю экстренную помощь. Когда необходимо, пожарные и аварийные расчеты, а также наши военнослужащие работают «рука об руку». Это наглядно говорит о том, что между нашими военными и украинскими специалистами станции налажена абсолютно нормальная коммуникация.
Г-н Председатель,
Мы с самого начала поддерживали усилия МАГАТЭ по обеспечению ядерной и физической ядерной безопасности ядерных объектов Украины. Предполагалось, что сформулированные Гендиректором Р.Гросси семь принципов в этой сфере лягут в основу трехстороннего документа в формате Россия-Украина-МАГАТЭ. Однако киевский режим подписывать его отказался. Тогда мы проявили гибкость и согласились, чтобы такая договоренность была оформлена в виде двух параллельных соглашений – России с МАГАТЭ и Украины с МАГАТЭ. Киев отверг и такой вариант, не приведя никаких внятных доводов о причинах отказа. Впрочем, их суть понятна. Уже тогда в Киеве вынашивали опасные планы нарушить нормальное функционирование Запорожской и Чернобыльской АЭС и обвинить в этом Россию.
Мы неукоснительно соблюдаем упомянутые семь принципов и делаем все зависящее, чтобы представители Агентства могли убедиться в этом своими глазами.
Еще 3 июня российской стороной и руководством Секретариата МАГАТЭ был полностью согласован маршрут и график движения международной миссии Агентства на ЗАЭС. Возглавить эту миссию, в состав которой вошли видные специалисты из ряда стран, планировал лично Гендиректор МАГАТЭ Р.Гросси.Перед миссией были поставлены задачи исключительно технического характера. Они предусматривали выполнение мандата МАГАТЭ – оценку состояния крупнейшей в Европе АЭС и инвентаризацию находящегося там ядерного материала, что предусмотрено Соглашением о гарантиях.
В самом плотном взаимодействии с Агентством нам удалось решить все непростые вопросы, связанные с организацией и проведением столь сложного в нынешних условиях мероприятия. Однако в последний момент «красный свет» был включён Департаментом безопасности Секретариата ООН. Поездка была сорвана. Этим воспользовались власти в Киеве для усиления своих провокаций и обстрелов атомной станции.
Убеждены, что отмена международной миссии сыграла на руку киевскому режиму и его западным кураторам, которые изначально были противниками этой поездки. Они не хотели, чтобы МАГАТЭ убедилось в нормальном, штатном функционировании ЗАЭС и здоровой рабочей обстановке в коллективе станции.
Рассчитываем, что визит экспертов МАГАТЭ на ЗАЭС в скором времени всё же состоится. Надеемся, что в нынешней ситуации Генсекретарь ООН осознает всю полноту своей ответственности и не станет через подотчётный ему департамент Секретариата или другие звенья ооновского механизма препятствовать проведению этой миссии.
Со своей стороны, готовы оказать максимально возможное содействие в решении всех организационных вопросов. Считаем оправданным, чтобы представители МАГАТЭ прибыли на ЗАЭС как можно скорее, возможно, даже еще до конца августа.
Однако далеко не всё зависит от нас. Никаких гарантий, что поездка состоится, мы давать не можем. Нам сложно судить, что сегодня «варится» в голове у украинского руководства, которое несколько дней подряд наносит удары по ЗАЭС, при том, что Генсекретарь ООН назвал любые атаки на ядерные объекты самоубийством.
Считаем недопустимым, чтобы миссия МАГАТЭ проходила в условиях непрекращающихся обстрелов ВСУ станции и территории города Энергодар. Киев должен немедленно их прекратить и гарантировать отсутствие намерений создавать угрозу жизни и здоровью международного персонала.
Призываем государства, поддерживающие киевский режим, осадить своих подопечных, принудить их немедленно и навсегда прекратить атаки на ЗАЭС и жителей Энергодара и обеспечить безопасные условия для работы миссии МАГАТЭ. Призываем руководство ООН и МАГАТЭ проявить свое лидерство и глобальную ответственность и предельно четко, без дипломатических формул, указать на реальный источник угрозы ядерной безопасности ЗАЭС – удары по ней ВСУ, и заявить украинским властям о недопустимости таких действий. Это единственный способ предотвратить крупную радиационную катастрофу на европейском континенте, риск которой сейчас как никогда реален. Если атаки ВСУ продолжатся, она может произойти в любой момент. Тогда под угрозой радиоактивного заражения окажутся территории Киевской, Запорожской, Харьковской, Полтавской, Херсонской, Одесской, Николаевской, Кировоградской, Винницкой областей, Донецкой и Луганской народных республики, приграничные районы России и Белоруссии, а также Молдавии, Болгарии и Румынии. И это еще самые оптимистичные экспертные прогнозы. Реальный же масштаб ядерной катастрофы на ЗАЭС даже сложно представить. Вся ответственность за это ляжет в этом случае на западных спонсоров Киева.
Спасибо за внимание.
Ответное слово:
Г-н Председатель,
Сегодня вновь никто из наших западных коллег не решился назвать вещи своими именами, а именно то, что ВСУ безрассудно обстреливают Запорожскую АЭС. Оказывается, это одни мы создали там риски. То есть обстрелы ВСУ атомной электростанции – это ответ на эти риски, созданные Россией? Это сюрреальная и ущербная логика, но нам к этому не привыкать.
Мы на протяжении полугода наблюдаем развязанную против нас не просто дезинформационную войну, а войну лжи.
Наши западные коллеги уже давно выбрали беспроигрышную, как они полагают, тактику при обсуждении различных сюжетов вокруг Украины: скоординировано перекладывать на Россию ответственность за все, что происходит в зоне боевых действий. Любая, даже гипотетическая, вина Киева ими отвергается априори. Так было с провокациями в Буче, Ирпене и Краматорске. Кстати, не подскажите, а почему с радаров совершенно исчезло упоминание событий в Краматорске, где на вокзале погибло свыше пятидесяти человек от удара РСЗО? Да потому что это были украинские ракеты «Град» с серийными номерами ВСУ и опровергнуть это невозможно.
В вышедшем недавно докладе «Amnesty International», организации, которую трудно причислить к пророссийской, констатируется то, о чем мы говорили на каждом заседании по Украине с самого начала СВО: ВСУ и украинские националистические батальоны прикрываются мирным населением как живым щитом, а также используют жилые дома и квартиры в них как огневых точки, размещают тяжелую технику и артиллерию у больниц, школ и детских садов. Какая волна негодования поднялась в этой связи на Западе! Как посмела «Amnesty International» обвинить в чем-то украинскую сторону? О Киеве, как в поговорке: либо хорошо, либо ничего. На практике это означает, что у Киева по-прежнему карт-бланш на любые преступления. Вместо того, чтобы называть вещи своими именами, вы демонстрируете вопиющие двойные стандарты и чудеса изворотливости, чтобы не бросить и тени ответственности на Киев, вина которого за обстрелы очевидна. В этом проявляется ваша безответственность. Вы демонстрируете неспособность брать на себя ответственность за глобальные проблемы, если они расходятся с вашими узкокорыстными геополитическими интересами.
В случае с ЗАЭС мы наблюдали, как в западных умах со скрипом рождалась их версия событий. Ответственность за обстрелы станции несет кто? Ну конечно же российская сторона. Мы видели эти неуклюжие заявления. Сегодня, правда, вы обошлись без этих абсурдных домыслов. Уж слишком они абсурдны, чтобы звучать из уст взрослых, солидных людей, сидящих в этом зале. Но нас поражает безответственность европейских политических элит, которые в своей безоговорочной и иррациональной поддержке Киева ставят под угрозу безопасность собственных граждан. Впору поставить вопрос о наличии у этих элит здравого смысла. Призываем вас, коллеги, донести до своих лидеров необходимость повлиять на киевский режим и заставить его прекратить безрассудные удары по Запорожской АЭС, которые фактически делают заложниками жителей европейских государств. Ответственность за это лежит на вас, дамы и господа.
С сожалением отмечаем, что и Секретариат ООН не в состоянии дать трезвую оценку ситуации. Мы слышим заявления, в т.ч. из уст Генсекретаря ООН, что, мол, «станция может подвергнуться атаке или стать базой для нанесения атак», призывы ее «демилитаризовать».
Россия не использует объекты гражданской инфраструктуры, не говоря уже о ядерных объектах, в военных целях. Это тактика украинских вооруженных сил, которые в нарушение норм международного гуманитарного права размещают боевые позиции вблизи гражданских объектов, прикрываясь мирными жителями как живым щитом.
Российские военные обеспечивают охрану ЗАЭС, день за днем отражая атаки киевского режима на этот ядерный объект, как я уже сказал, в слаженной координации с персоналом станции. Благодаря их усилиям пока удается защитить ключевые объекты станции и предотвратить ядерную катастрофу. На что способен киевский режим – мы знаем, и мир уже смог в этом убедиться. Те, кто предлагает вывод российских войск, должны отдавать себе отчет в последствиях того, что этот объект останется без защиты и может быть использован Киевом и националистическими группировками для самых чудовищных провокаций.
Благодарю Вас.
Ответное слово представителю Украины:
Г-н Председатель,
Не планирую вступать в полемику с представителем киевского режима и реагировать на его потоки сознания и лжи, которыми он сегодня с нами поделился. По поводу миссии МАГАТЭ, сорванной в свое время Киевом – рекомендую вам перечитать наши выступления, там все предельно четко и ясно сказано. Я хочу обратить внимание на другое. Представитель киевского режима, единственный на сегодняшнем заседании, даже исключая своих покровителей, утверждал, что это Россия обстреливает контролируемую ей же Запорожскую АЭС и г. Энергодар, в котором проживают в т.ч. сотрудники станции. Я хочу привлечь ваше внимание к этому заявлению украинской стороны для протокола.
Благодарю Вас.