Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи
 на неформальной встрече членов СБ ООН «по формуле Арриа» по неформальному кураторству

Вступительное слово

Уважаемые коллеги,

Рад приветствовать вас на встрече членов Совета Безопасности ООН «по формуле Арриа», которая посвящена теме неформального кураторства страновых досье. Этот вопрос продолжает оставаться в фокусе пристального внимания широкого круга государств-членов.

В последние годы Совет Безопасности активно изучал возможности повышения эффективности своих рабочих методов. Неформальной рабочей группой СБ по документации и другим процедурным вопросам была обновлена записка Председателя 507. В дополнение были приняты и другие соответствующие записки Председателя Совета. Многие идеи и практические предложения, озвученные государствами-членами ООН, также нашли отражение в указанных документах.

Согласно положениям обновленной записки Председателя пенхолдерство представляет собой неформальную договоренность, в соответствии с которой «один или несколько членов Совета инициируют и возглавляют процесс подготовки итогового «продукта» СБ. Любой член Совета Безопасности может быть пенхолдером, в то время как более одного члена СБ могут быть сопенхолдерами».

Вместе с тем, несмотря на определенные подвижки в этом вопросе, ситуация с неформальным кураторством значительных изменений в целом, увы, не претерпела. Большинство решений по-прежнему остаются лишь на бумаге, а страновые досье - в руках трех членов Совета. Остаются неясными процедуры отбора или самоназначения пенхолдеров. В итоге весь этот процесс очевидно никак нельзя назвать демократичным.

Нарастает критика в отношении методов работы авторов проектов. Негативной тенденцией последних лет стала подготовка документов без соответствующих консультаций с самими государствами на повестке Совета, а ведь речь идет о судьбоносных решениях именно для них, для населения этих стран. Порой неясно, на основании чего и в чьих интересах в первоначальный проект вносятся те или иные нововведения. Кроме того, мнения региональных игроков, гораздо лучше осведомленных о реальной ситуации «на земле», стран-поставщиков контингентов и представителей Секретариата ООН во многих случаях также остаются «за скобками». В результате Совет принимает полусырые продукты, которые не отражают современных реалий и не учитывают мнений затронутых государств. В итоге мы видим растущую политизацию гуманитарных досье, разрывы между принятыми Советом мандатами миротворческих миссий и реальными возможностями их выполнения и, как следствие, недовольство населения принимающих стран. Увеличивается количество случаев воздержаний при голосовании, в том числе со стороны африканских членов СБ, по африканским же досье. Все это не служит укреплению авторитета СБ ООН.

Убеждены, что пересмотр вопроса о неформальном кураторстве, его последовательная реструктуризация и углубленное обсуждение методов назрели давно.

Расширение круга неформальных кураторов и сокураторов за счет активного участия всех членов СБ позволит обеспечить инклюзивность и благоприятным образом скажется на процессе подготовки и согласования документов. Особое внимание при этом следует уделить мнению «афротройки», обладающей необходимым потенциалом и опытом.

Документы, подготовленные пенхолдерами/сопенхолдерами по итогам соответствующих консультаций, в соответствии с принципами беспристрастности и на базе проверенных источников информации, позволят Совету принять правильные, эффективные и своевременные решения и наделить Секретариат ясными мандатами. Критически важным остается конструктивное взаимодействие с самими государствами на повестке Совета. Это позволит обеспечить всеобъемлющее выполнение всех положений документов СБ.

 

Заключительное слово

Уважаемые коллеги, 

Сегодняшняя неформальная встреча в очередной раз продемонстрировала назревшую необходимость обсуждения проблематики неформального кураторства страновых досье. Отрадно, что нам удалось провести откровенную и всеобъемлющую дискуссию по одному из наиболее важных и острых вопросов, относящихся к тематике рабочих методов Совета Безопасности. 

Сегодняшнее мероприятие позволило нам возможность услышать мнение государств-членов и их инициативы по повышению эффективности работы главного уставного органа ООН. Эта дискуссия подтвердила мнение подавляющего большинства делегаций как членов Совета, так и стран-членов ООН о необходимости более справедливого распределения «пенхолдерства». 

Есть серьезные вопросы к профессионализму, транспарентности и стремлению достичь консенсус, а также к методу согласования по многим резолюциям, которые «пенхолдеры» из числа P3 предлагают Совету.

В ответ на попытки представителя Великобритании перевести все стрелки на Россию я бы ответил следующее. Часто только перспектива применения права вето является последним аргументом, чтобы побудить вас адаптировать национальную позицию, которую вы в соответствии с многовековой британской традицией считаете истиной в последней инстанции. Это еще раз подтверждает то, что мы неоднократно говорили и продолжаем говорить – право вето не привилегия, а инструмент достижения баланса интересов. 

Особенно признательны выступившим странам на повестке Совета Безопасности, озвучившим свои принципиальные озабоченности. Их оценки и предложения являются полезными для более предметного рассмотрения вопроса и выявления пробелов, связанных с выполнением положений записки Председателя 507. 

Уверены, что сегодняшняя дискуссия предоставила всем нам пищу для последующих размышлений. Рассчитываем, что ее итоги получат дальнейшее развитие и обсуждение в рамках неформальной рабочей группы СБ по документации и другим процедурным вопросам.

Благодарю за внимание.