Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по диверсии на газопроводах «Северный поток»

Г-н Председатель, 

Благодарим американских независимых журналистов Брюса Грина и Джеффри Бродского за их доклады, в рамках которых они представили Совету Безопасности объективные факты вокруг диверсии на газопроводах «Северный поток» в Балтийском море в сентябре 2022 г. Они подтверждают нашу версию о том, что осуществить это преступление без прямого участия или хотя бы «прикрытия» государственного субъекта было попросту невозможно.

Данная тема уже не первый месяц с нашей подачи находится в фокусе внимания Совета Безопасности. Отмечаем, что в каком бы формате она ни обсуждалась в СБ и какими бы ни были позиции делегаций по предложенному нами проекту резолюции, практически все члены Совета неизменно осуждали это преступление и отмечали важность установления истины и виновных. 

При этом западные коллеги пытались убедить Совет, что «добавленной стоимости» в международных усилиях до окончания национальных следственных действий, осуществляемых Берлином, Копенгагеном и Стокгольмом, нет, и настойчиво призывали дождаться их окончания. 

Что ж, прошло уже без малого десять месяцев с момента диверсии и четыре – с момента голосования по нашему проекту резолюции. Никакой информации о ходе расследований у Совета Безопасности, и в целом международного сообщества, не было до вчерашнего дня.

Немецкие, датские и шведские власти упорно не представляли никакой вразумительной реакции на наши многочисленные запросы и обращения – ни на направленное в октябре 2022 г. послание Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина о необходимости проведения всестороннего расследования произошедшего с участием представителей российских властей и компании «Газпром», ни на многочисленные ноты российских загранучреждений на этот счет. Мы неоднократно обращали внимание Совета на то, что вся их реакция сводилась к дежурным «отпискам» с отказом от взаимодействия под предельно нелепыми и надуманными предлогами. Члены Совета имели возможность своими глазами убедиться в этом, получив копии нашей переписки с властями Дании, Швеции и ФРГ, которые мы распространили в Совете в марте (письма S/2023/193 и S/2023/223). 

По всей видимости, в Германии, Дании и Швеции вследствие наших усилий начали осознавать, что они не просто игнорируют запросы Российской Федерации, но и, по сути, пренебрегают мнением Совета Безопасности ООН, среди членов которого, как чётко показали наши дискуссии «за закрытыми дверями», растет непонимание и неудовлетворение из-за отсутствия какой-либо информации о ходе национальных расследований. В итоге, получив очередную «желтую карточку» от большинства членов Совета, в Берлине, Копенгагене и Стокгольме решили подготовить распространенное вчера коллективное письмо. К сожалению, оно также очень напоминает «отписку» и не может заменить их полноценный брифинг для членов Совета, в рамках которого мы могли бы задавать им вопросы, которых у нас накопилось очень много. Мало того, что в письме вновь повторяется ложный тезис о том, что Россия якобы была проинформирована о ходе расследований, так еще и формулировки подобраны таким образом, что власти Германии, Дании и Швеции заведомо пытаются подготовить членов СБ к тому, что не стоит ждать от их расследований каких-либо конкретных результатов. Да и когда они будут завершены, сказать невозможно. Еще более показательна формулировка из части, посвященной расследованию Швеции. Цитирую: «Дальнейшее расследование покажет, может ли кто-то быть заподозрен в совершении этого преступления и после этого привлечен к ответственности за него». Из этой цитаты следует, что шведские власти с самого начала не ставят перед собой цель установления виновных. Разумеется, ни о какой неотвратимости наказания в этих обстоятельствах речи не идет. Это особенно показательно с учетом того, что именно шведы, как сегодня было сказано нашим докладчиком, первыми прибыли на место происшествия.

Показательное бездействие властей европейских государств можно объяснить лишь одним – попытками «затянуть время», чтобы замести следы истинных виновников преступления. Об этом красноречиво говорит и очевидно скоординированная дезинформационная кампания в западных СМИ, в рамках которой «раскручиваются» совершенно абсурдные версии произошедшего. Если раньше некоторые журналисты активно пытались утверждать, что Россия сама взорвала функционирующий в ее интересах газопровод, то недавно доминирующей стала еще одна выдумка – мол, за атакой стояли некие «проукраинские диверсанты», которые при этом якобы никак не связаны с киевским режимом. При этом показательно, что в недавнем интервью газете «The Times» глава украинской разведки Кирилл Буданов в ответ на прямой вопрос о причастности властей Украины к подрыву газопроводов и другим терактам сказал буквально следующее: «Мы занимаемся этим как раз сейчас и нам это нравится. Мы гордимся, что действуем таким образом и не побоимся делать это повсюду в мире против кого бы то ни было».

Скажем честно: бравада главарей киевского режима не вызывает у нас доверия. Они готовы приписать себе любые заслуги, лишь бы сместить акцент с провалов украинской армии на фронте и вопиющих нарушениях прав человека внутри Украины, происходящих в контексте укрепления диктатуры Зеленского.

Мы также помним о публикации весьма правдоподобной версии событий американским журналистом-расследователем Сеймуром Хёршем. Он же со ссылкой на достоверные источники позднее приводил информацию о том, что по итогам мартовской встречи президента США Джо Байдена и канцлера ФРГ Олафа Шольца американской и немецкой разведке было поручено подготовить и продвигать альтернативную версию для СМИ о том, кто взорвал «Северные потоки». И сразу же после этого в западных СМИ как грибы после дождя начали плодиться публикации о том, что уничтожить «Северные потоки» якобы могла небольшая группа чуть ли не дилетантов, не обладающих ни серьезной экспертизой, ни значительными ресурсами, и за которыми не стоит никакое государство. И это при том, что многочисленные независимые эксперты, в том числе выступавшие перед СБ ООН, в том числе сегодня, ясно давали понять, что неспециалисты провести операцию по подрыву газопроводов, защищенных по последнему слову техники, не могли. И в любом случае об этом не могли не знать как минимум прибрежные государства в этом районе, считающемся одним из наиболее контролируемых в мире. 

Да и куда прикажете деть неоднократные угрозы в адрес «Северных потоков» со стороны высшего руководства США? Они звучали не раз. Однако как только вскрылись неудобные факты, американцы и их европейские союзники стали всячески препятствовать проведению международного расследования. Более того, в усилиях под эгидой Генсекретаря ООН они, в отличии от многих других членов ООН, оказались не заинтересованы. Им гораздо более выгодна ситуация, в которой страны Запада обладают полной «свободой рук» и абсолютной безнаказанностью в рамках навязываемого всему миру т.н. «порядка, основанного на правилах», не имеющего ничего общего с международным правом.

Г-н Председатель,

Хотим подчеркнуть: любые усилия по сокрытию следов диверсии в Балтийском море обречены на провал. Ожидаем от властей Германии, Дании и Швеции конкретных шагов по проведению объективного и транспарентного расследования всех обстоятельств произошедшего с обязательным подключением к ним российских следственных органов и других заинтересованных сторон. Пока же оставляем за собой право проводить свое расследование. В этом контексте мы обратили внимание и на утверждение в письме властей Германии, Дании и Швеции о том, что доступ к месту преступления якобы открыт. Исходим из того, что в таком случае наши следственные органы и эксперты могут его самостоятельно в любой момент обследовать в рамках возбужденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации уголовного дела по статье об акте международного терроризма.

Российская Федерация будет поднимать в Совете вопрос о диверсии на «Северных потоках» до тех пор, пока виновные не будут установлены и не понесут ответственность. Упомянутое сегодня письмо практически не оставляет сомнений в том, что такая задача перед тремя национальными расследованиями не ставится. Мы будем использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства для достижения этой цели. Рассчитываем, что конструктивно настроенные коллеги по СБ ООН и другие члены международного сообщества поддержат наши усилия, мы открыты к взаимодействию на этом направлении. Совет должен ясно дать понять – преступления против трансграничной трубопроводной инфраструктуры, создающие прямую угрозу международному миру и безопасности, не останутся безнаказанными. Только так мы сможем предотвратить повторение подобных преступлений, жертвой которых может стать любое государство. 

Благодарю Вас. 

Видео выступления

 

Ответное слово Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского:

Г-н Председатель,

Поскольку мы говорили в самом начале, позволю себе пару ремарок. 

Во-первых, хотел бы уточнить у представителя США: Вы сказали, что затронутые государства, если я правильно помню, – это «affected states», имеют право и должны участвовать в этом расследовании. А считаете ли вы «affected states» Российскую Федерацию? Кому, собственно, и принадлежал этот газопровод. Или Вы к «affected states» относите только государства, которые находятся в прибрежной зоне? Хочется исходить из того, что «affected states» все-таки включает в себя Российскую Федерацию, просто иначе это будет нелогично. И поэтому мы рассчитываем на вашу поддержку в том, чтобы наши эксперты подключились к осуществляемым расследованиям. Теперь у нас есть для этого гораздо больше оснований. 

И еще одно замечание. Обратил внимание, что сегодняшние выступления, которые многие наши западные коллеги посвятили почти полностью украинскому кризису, позволяют четко проследить причинно-следственные связи, которыми руководствовались те, кто совершил эти преступления и те, кто их покрывал и покрывает. За это вам огромное спасибо. Уже ради одного этого стоило проводить наше сегодняшнее заседание. Убежден, что это отличный материал для российского, а также будущего международного расследования. Думаю, что стенограмма сегодняшнего заседания вполне заслуживает того, чтобы стать одним из основных документов, по крайней мере, на его начальной стадии. 

Благодарю за внимание. 

Видео ответного слова