Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросу о биолабораториях на Украине

Г-жа Председатель,

Уважаемые коллеги,

Пандемия коронавируса COVID-19 показала, насколько уязвимо человечество перед лицом биологических угроз. Она уже унесла и продолжает уносить колоссальное количество человеческих жизней.

С вступлением в силу в 1975 г. Конвенции о запрете биологического и токсинного оружия появилась надежда, что миру удалось избавиться, по крайней мере, от тех биологических угроз, которые созданы руками людей, т.к. все подписавшие ее страны осознают чудовищные риски, которые несет в себе использование биологическое оружие, и отказались от планов по его разработке.

К сожалению, у нас есть основания полагать, что эти надежды не сбылись в полной мере. 

Мы созвали сегодняшнее заседание, поскольку в ходе проведения Россией специальной военной операции на Украине вскрылись поистине шокирующие факты экстренной зачистки киевским режимом следов военно-биологической программы, реализуемой Киевом при поддержке Минобороны США.

В распоряжении Минобороны России оказались документы, которые подтверждают, что на территории Украины сформировалась сеть из по крайней мере 30 биологических лабораторий, в которых проводятся крайне опасные биологические эксперименты, нацеленные на усиление патогенных свойств чумы, сибирской язвы, туляремии, холеры и других смертельных болезней, с использованием синтетической биологии. Эта работа ведется при финансировании и непосредственном кураторстве Управления Министерства обороны США по снижению военной угрозы, в том числе в интересах Национального центра медицинской разведки Минобороны США. Ключевую роль в осуществлении данных программ играла Центральная референс-лаборатория с уровнем биозащиты BSL-3 на базе украинского Научно-исследовательского противочумного института имени И.И.Мечникова в Одессе. Активное участие принимали исследовательские центры в других городах Украины – Киеве, Львове, Харькове, Днепре, Херсоне, Тернополе, Ужгороде, Виннице. Результаты исследований направлялись в военно-биологические центры США, в т.ч. в Научно-исследовательский медицинский институт инфекционных заболеваний, Научно-исследовательский институт им.Уолтера Рида, Центр медицинских исследований ВМС США, а также в военные лаборатории в Форте-Детрик, которые ранее являлись ключевыми объектами американской программы создания биологического оружия.

Все материалы доступны на веб-сайте Минобороны России и оно озвучивает их в ходе ежедневных брифингов. Я остановлюсь на наиболее ярких примерах. 

Нашим военным стали известны подробности проекта UP-4, который реализовывался в лабораториях Киева, Харькова и Одессы. Его целью является изучение возможности распространения особо опасных инфекций через мигрирующих птиц, в том числе высокопатогенного гриппа H5N1, летальность которого для людей достигает 50 процентов, а также болезни Ньюкасла. В рамках еще одного проекта в качестве переносчиков потенциальных агентов биологического оружия рассматриваются летучие мыши. Среди приоритетных направлений для изучения фигурируют бактериальные и вирусные патогены, которые могут передаваться от летучих мышей к человеку: чума, лептоспироз, а также филовирусы и коронавирусы. Как вытекает из проектных документов, США активно финансировали биологические проекты на Украине.

Велись эксперименты по изучению переноса опасных заболеваний эктопаразитами – вшами и блохами. Даже неспециалистам понятно, что такие эксперименты – одни из самых безрассудных, т.к. они не дают возможности контролировать дальнейшее развитие ситуации. Аналогичные исследования – с использованием блох и вшей как агентов биооружия – проводились в 40-е годы печальной известным отрядом 731 японской армии, члены которого, к слову, нашли прибежище в США и избежали правосудия. 

Украина обладает уникальным географическим положением, где пересекается целый ряд миграционных путей потенциальных переносчиков опасных заболеваний, многие из которых пролегают через территорию России и Восточной Европы. Упомянутые мной исследования проводились в самом центре Восточной Европы и в непосредственной близости от границ России. Как свидетельствуют полученные данные, птиц, окольцованных и выпущенных в ходе биоисследований из Херсонского заповедника, отловили в Ивановской и Воронежской областях Российской Федерации.

Анализ материалов подтверждает факт передачи из биолаборатории в Харькове за рубеж более 140 контейнеров с эктопаразитами летучих мышей. Мы не знаем, какова дальнейшая судьба этих опасных биоматериалов и каковы будут последствия того, что они безо всякого международного контроля «растворятся», и не исключено, что на просторах Европы. В любом случае высок риск их хищения для использования в террористических целях или для продажи на «черном рынке».

Под предлогом испытаний средств лечения и профилактики коронавирусной инфекции из Украины в НИИ им. Уолтера Рида Сухопутных войск США вывезено несколько тысяч образцов сыворотки больных, большинство из которых относятся к славянскому этносу.

Всем известно, с какой щепетильностью на Западе относятся к передаче заграницу биоматериалов граждан западных стран. И неспроста – ведь в теории могут быть созданы биоагенты, способные избирательно поражать различные этнические группы. 

При этом деятельность биологических лабораторий, активность которых мы отмечаем с 2014 года, и реализуемая Соединенными Штатами программа так называемого «реформирования» украинской системы здравоохранения привели к неуправляемому росту заболеваемости на Украине особо опасными и экономически значимыми инфекциями. Фиксируется рост числа случаев краснухи, дифтерии, туберкулеза. Заболеваемость корью увеличилась более, чем в 100 раз. Всемирная организация здравоохранения объявила Украину страной с высоким риском вспышки полиомиелита. Есть свидетельства и о том, что в Харькове, где находится одна из таких лабораторий, в январе 2016 г. от свиного гриппа умерли 20 украинских солдат, еще 200 были госпитализированы. К марту того же года на Украине от свиного гриппа умерли уже 364 человека. Регулярными на Украине стали вспышки африканской чумы свиней. В 2019 г. была зафиксирована вспышка болезни, по симптомам схожей с чумой.

В то время как военно-биологические исследования на территории самих США были свернуты из-за опасности для американского населения, киевские власти, по сути, дали добро на превращение своей страны в испытательный полигон и использование жителей Украины в качестве потенциальных подопытных. Эти эксперименты с потенциальным риском в масштабах страны продолжалось годами. Видим в этом еще одно подтверждение чудовищного цинизма западных кураторов Киева, которые на всех углах трубят о том, как их заботит судьба украинского народа.

Если верить данным агентства Reuters, то Всемирная организация здравоохранения рекомендовала Украине уничтожить имеющиеся особо опасные патогены во избежание утечек, которые могут привести к распространению болезни среди населения. Выполнил ли эту рекомендацию Киев – неизвестно.

Имеющиеся в распоряжении Минобороны России материалы подтверждают, что все серьезные исследования повышенной опасности в биолабораториях Украины проводились под непосредственным руководством специалистов из США, которые обладали дипломатическим иммунитетом. Сейчас, по данным нашего Минобороны, киевский режим по требованию западных кураторов спешно «заметает следы», чтобы к российской стороне не попали прямые свидетельства нарушения США и Украиной ст. 1 КБТО. Происходит экстренное сворачивание биологических программ. Министерство здравоохранения Украины поставило задачу с 24 февраля полностью уничтожить биоагенты, находящиеся в лабораториях. При этом анализ инструкции должностным лицам лабораторий свидетельствует о том, что порядок ликвидации коллекций направлен на их безвозвратное уничтожение. Анализ актов уничтожения показывает, что только во Львове было уничтожено 232 емкости с возбудителем лептоспироза, 30 – с туляремией, 10 – с бруцеллезом, 5 – с чумой. Всего – более 320 емкостей. Номенклатура и избыточное количество патогенов дают основания полагать, что работы проводились в рамках военно-биологических программ.

Хотел бы отдельно обратиться к коллегам из Европы. 

Под «боком» Евросоюза все эти годы существовал полигон для крайне опасных биологических испытаний. Призываем задуматься о вполне реальной биологической угрозе для населения европейских стран, которую могут породить бесконтрольное «расползание» биоагентов из Украины, которое, как показал опыт COVID-19, невозможно остановить. При таком сценарии «накроет» всю Европу.

Представители США путаются в показаниях насчет вовлеченности США в военно-биологическую деятельность на территории Украины. Замгоссекретаря США Виктория Нуланд фактически подтвердила факт ведения в украинских биолабораториях опасных исследований военной направленности в ходе слушаний в Конгрессе 8 марта. На прямой вопрос от сенатора Марко Рубио о наличии на Украине биологического или химического оружия она ответила, что там есть «исследовательские структуры, которые не должны попасть в руки российских вооруженных сил». 

При этом Госдепартамент продолжает настаивать, что на территории Украины якобы нет подконтрольных США биолабораторий. В связи с этим хотели бы задать американской делегации вопрос – как с этими вашими утверждениями стыкуется Соглашение от 2005 г. между Минобороны США и Минздравом Украины о сотрудничестве в сфере предотвращения распространения технологий и патогенов, которые могут быть использованы в разработке биооружия? Этот документ есть в открытом доступе в Интернете. В соответствии со ст. 3 этого соглашения Минобороны США может «оказывать Минздраву Украины поддержку» в области «совместных биологических исследований, определения угроз от биологических агентов и выработки ответа на них» применительно к – я цитирую – «опасным патогенам, размещенным на объектах на территории Украины».

Хотим подчеркнуть – биологические угрозы в силу своей природы не знают границ. Сегодня ни один регион мира не может чувствовать себя в безопасности. США курируют несколько сотен биолабораторий, расположенных в 30 странах, в том числе на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии, а также по периметру бывшего СССР. Поставить их под международную верификацию Вашингтон категорически отказывается, блокируя с 2001 г. выработку юридически обязывающего протокола к КБТО о создании эффективного механизма верификации соблюдения государствами этой конвенции. Это не может не наводить на мысль, что США есть, что скрывать. Призываю коллег из этих регионов задуматься, какую деятельность Вашингтон осуществляет на их территории и каковы будут последствия для населения. 

Мы предвидим реакцию наших западных коллег, которые сегодня наверняка будут заявлять, что вся эта информация – «фейк» и «российская пропаганда». Но это самовнушение вряд ли поможет европейскому населению в случае вспышек на Украине и в сопредельных государствах с последующим «расползанием» за их пределы опасных заболеваний. А риск этого весьма реален с учетом того интереса, который радикальные националистические группировки на Украине проявляют к проводившимся там в интересах Минобороны США работам с опасными патогенами. Нам известно и о том, что в случае любых таких инцидентов Пентагон прямо рекомендовал своим украинским «подопечным» незамедлительно обвинить Вооруженные силы Российской Федерации, якобы наносящие удары по научно-исследовательским и медицинским учреждениям, либо увязать инциденты с деятельностью «российских диверсионных групп». 

Минобороны России продолжает непрерывно анализировать биологическую обстановку на территории Украины и поступающие материалы. То, что мы рассказали сегодня, лишь малая толика из имеющихся у нас сведений. Подробную информацию мы распространим в самое ближайшее время в качестве официальных документов СБ ООН и вы сможете ее изучить.

Мы считаем своим долгом держать СБ ООН в курсе ситуации с военно-биологической деятельностью США на территории Украины, создающей реальные риски для международного мира и безопасности, и намерены вернуться к обсуждению этой темы уже в ближайшее время. Не исключаем в перспективе возможности задействования механизмов статей 5 и 6 КБТО. Пока же рассчитываем получить ответы от американской стороны на поставленные вопросы.

Благодарю вас, г-жа Председатель.

 

Ответное слово: 

Г-н Председатель, 

Какие выводы можно сделать из сегодняшней дискуссии? Как мы и предполагали, никто из наших западных коллег не говорил по существу поставленных нами вопросов.

Когда моя американская коллега «метала гром и молнии», обвиняя нас, как мы и предполагали, в пропаганде, вспомнились две вещи. Во-первых, наша русская пословица «на воре и шапка горит» – чем громче и голословнее пытаются свалить вину на нас наши коллеги, тем больше мы убеждаемся, что попали в точку, рассказывая про их достаточно нелицеприятную деятельность на Украине. Во-вторых, невозможно не вспомнить другую историю, которая неоднократно уже упоминалась в разных контекстах. Речь идет о знаменитой пробирке Колина Пауэлла в этом самом зале, что стало основанием для интервенции США в Ирак, повлекшей колоссальные человеческие жертвы и разрушения страны, которые потом аукнулись в целом регионе, в том числе созданием террористической организации ИГИЛ. Это настоящий «ящик Пандоры», о котором сегодня говорил мой албанский коллега. Многие из вас ссылались на то, что вам неизвестно о военных биологических программах на Украине, но это не значит, что их не было в реальности. Военные разработки – это секретное предприятие, о котором те, кто его осуществляет, не докладывают г-же Изуми Накамицу.

Вспоминаются Ракка и Мосул, которые были стерты с лица Земли. Под их руинами похоронили тысячи мирных жизней силы коалиции во главе с США. Трупы лежали там несколько месяцев, и я что-то не припомню праведного гнева со стороны коллег по этому поводу. Мы неоднократно поднимали этот вопрос на заседаниях СБ, но тема просто умерла и никто не предпочитает ее вспоминать. При этом мы ежедневно слышим о зверствах российской армии и ежедневных атаках на госпитали, детские сады, школы, родильные дома, использование кластерных бомб, что неоднократно опровергалось нашим Министерством обороны. 

Роддом №1 в Мариуполе стал нарицательным в этом отношении. Я хочу вас спросить – вы слушали то, что мы говорили здесь в этом здании в понедельник 7 марта? О том, что боевики и радикалы превратили это здание в огневую точку. Мы предупреждали об этом еще тогда, но видимо вы не слушаете и не хотите услышать то, что мы говорим. Вы видели фотографии якобы разрушенного бомбой или ракетой роддома. Они у меня есть, на них видно здание без окон, но оно не разрушенное. Вы представляете себе, что должно было случиться со зданием, которое было подвергнуто бомбовому или ракетному удару и с теми, кто находился внутри здания? Фото и видео, снятые внутри здания, у меня тоже есть. Они демонстрируют беспорядок, перевернутую мебель и нетронутые стулья. 

Еще раз спрошу вас, вы представляете какие следы разрушений должны были остаться после бомбового или ракетного удара по зданию? Военные специалисты вам скажут об этом, они уже сказали, продемонстрировав фото воронки рядом со зданием, которая по всем признакам образовалась в результате взрыва заложенной в грунт мины. Между тем, нам сообщают о 17 раненых в этом здании и ни об одном погибшем, а в качестве доказательства предъявляют фальшивые фотографии украинской блоггерши Марианны Подгурской, снятой стрингером AP Евгением Малолеткой. Причем эта блоггерша на двух фотографиях загримирована как две разные женщины. Это все было разоблачено самими пользователями сети. 

Нас возмущает гнусная, грязная компания по очернению российских военных, которых обвиняют в преднамеренных атаках на гражданские объекты. Вы обвиняете нас в пропаганде и фейках, совершенно игнорируя то зашкаливающее количество фейков, пекущихся в украинских и западных центрах специальных психологических операций. При этом вы стыдливо умалчиваете о том, что практически полностью отключили доступ к российским источникам информации. Мы за эти дни узнали много нового о свободе слова, чемпионами которой вы себя представляете.

Хочу ответить своей британской коллеге, которая, как всегда не полностью, процитировала слова Министра С.В.Лаврова о том, что не мы начали войну. Я вам предоставляю точную цитату: «Мы не начали эту войну, мы хотим ее завершить». Война действительно начата не нами, она начата 8 лет назад киевскими властями на Донбассе.

Вчера в Интернете появилось видео, на котором украинские люди в военной форме где-то под Харьковом, как там сказано, предположительно сбивают российский военный самолет из переносного зенитно-ракетного комплекса. Рядом стоит автомобиль белого цвета, предположительно Тойота, на котором видна надпись ООН, на котором предположительно эти люди прибыли. Мы уже задавали этот вопрос представителям Секретариата. Тогда мы получили ответ, что автомобили ООН не используются Силами территориальной обороны ВС Украины. Как утверждалось, они использовали их под Краматорском. Мы настаиваем на расследовании ООН этого инцидента. Даже если окажется, что это не транспортное средство ООН, нанесение символики логотипа Организации на автомобиль, используемый для боевых действий, недопустимо.

Благодарю Вас.