Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой в ходе мероприятия, посвященного десятой годовщине Международного дня женщин и девочек в науке
Г-н Председатель,
В 2015 году Россия поддержала решение Генеральной Ассамблеи ООН, провозгласившее 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке. Эта важная дата дает нам возможность привлечь внимание к вызовам, с которыми сталкиваются женщины в научной сфере, а также оценить национальный опыт государств-членов ООН в продвижении равенства между мужчинамии и жещинами.
В России более половины граждан с высшим образованием составляют женщины (55%). Женщины исследователи составляют около 40% от общего количества ученых. Они успешно работают над передовыми технологическими разработками и трудятся в области фундаментальных наук. В сфере науки занято более 134 тысяч женщин. Среди выпускников-аспирантов женщины составляют 48%, а среди окончивших ординатуру их свыше 60%. Руководство страны продолжает работу по поддержке молодых ученых и вовлечению молодежи в науку. В российских университетах трудятся 128 тысяч женщин преподавателей, значительная часть которых - кандидаты и доктора наук.
Современные женщины-ученые ведут успешные исследования в разных направлениях: в технических, естественных и гуманитарных науках, сферах инженерных разработок и технологий. Реализовать себя им помогают инициативы Десятилетия науки и технологий и меры национального проекта «Наука и университеты», которые дают ученым дополнительные возможности для профессионального развития и участия в популяризации науки. Кроме того, поддержка женщин-ученых регулярно становится темой для обсуждения на крупнейших российских площадках, таких как, к примеру, Первый Всероссийский Женский Форум, прошедший в марте 2024 года, и Четвертый Евразийский Женский Форум в сентябре 2024 года.
В последние годы часто говорят о достижении гендерного паритета и установления различных искусственных квот для обеспечения участия женщин. Зачастую в шкале приоритетов подобное квотирование стоит выше, чем преодоление реально существующих дискриминационных барьеров. Не считаем такой подход верным. Мы должны сосредоточить усилия на преодолении именно таких барьеров.
Мировое сообщество должно также уделять внимание такой проблеме как ограничению использования родного языка и искоренению образования на родном языке для детей из числа этнических групп и национальных меньшинств. Такая практика имеет место в Европе, и используется странами, которые считают себя чемпионами в вопросах защиты прав женщин. Такие ограничения являются серьезным препятствием для развития потенциала подрастающего поколения, в том числе женщин.
В завершении хотели бы поблагодарить организаторов сегодняшнего мероприятия за органищацию дискуссии по вопросу о женщинах и девочках в науке, которая поможет нам понять, какие дополнительные может принять ООН для достижения реального равноправия между мужчинами и женщинами.
Благодарю за внимание.