Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации А.И.Белоусова с разъяснением позиции по проекту резолюции «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании ИКТ в контексте международной безопасности» в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Хотели бы выступить с разъяснением позиции по проекту резолюции L.60 о Программе действий (ПД). Усматриваем в этом документе очередную попытку западных стран подорвать деятельность Рабочей группы открытого состава (РГОС) ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025. Внесение проекта резолюции о ПД в нынешнем году наглядно демонстрирует реальное отношение его авторов к действующему формату. Их цель – раз и навсегда покончить с Группой и заменить ее другим, более удобным форматом, в котором узкий круг государств мог бы навязывать свою волю остальному большинству – с помощью неконсенсусного механизма принятия решений. Именно консенсус в РГОС позволяет всем государствам участвовать в переговорах по информбезопасности на равноправной основе. Во французском документе соответствующее положение предусмотрительно отсутствует.

За всю сессию Первого комитета мы так и не получили внятного ответа на простой вопрос: какова реальная цель проекта резолюции L.60? Зачем сейчас, за два года до окончания мандата РГОС, выносить один из аспектов ее повестки на суд ГА ООН и принимать решение о создании какого-либо механизма, который придет на смену Группе после 2025 г.? Не видим смысла в том, чтобы сначала создать некий формат и лишь потом определить, чем и как он будет заниматься, какие цели будет преследовать, как будет принимать решения и откуда черпать финансирование. Внесенные в проект резолюции косметические правки не меняют его неприемлемой сути: что бы государства ни решили в РГОС, ПД все равно будет создана.

Понимаем, что само предложение о Программе действий может казаться привлекательным, тем более что западные страны продвигают его под благим лозунгом укрепления цифрового потенциала государств. Эту нацеленность мы поддерживаем. Правда, стоит отметить, что текст французского документа не содержит каких-либо конкретных рекомендаций на эту тему.

Хотел бы еще раз подчеркнуть: мы готовы обсуждать ПД в рамках РГОС в соответствии с ее мандатом и рекомендациями ежегодных докладов. На наш взгляд, данная инициатива требует самого серьезного осмысления с учетом мнений всех государств. По крайней мере потому, что говорить о создании в 2025 г. механизма имплементации добровольных норм, разработанных в 2015 г., звучит, мягко говоря, иррационально.

Считаем, что срок до 2025 г. достаточен для того, чтобы сообща выработать решение о будущем наиболее оптимальном формате переговоров по международной информбезопасности под эгидой ООН. Исходим из того, что любой механизм должен быть устремлен в будущее, учитывать прогресс в области ИКТ, предусматривать возможность выработки новых норм.

Нынешние же действия Франции и США противоречат здравому смыслу и, очевидно, продиктованы сугубо политическими интересами. Настаивая на принятии проекта резолюции о ПД в нынешнем году, они спровоцировали раскол даже в кругу изначальных соавторов данной инициативы, извратили конструктивный замысел египетских партнеров. Принципиально важно, чтобы в Париже и Вашингтоне в полной мере осознавали свою ответственность за слом консенсуса, которого мировому сообществу с таким трудом удавалось добиваться. Этот шаг не будет способствовать укреплению безопасности в информпространстве, но лишь усугубит противоречия, внесет раскол в переговорный процесс, проведет новые разделительные линии. Российская Федерация проголосует против документа L.60.

Благодарю за внимание.