Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.Р.Богуславского на неофициальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросом

Уважаемые сокоординаторы,

Россия приветствует созыв первого неофициального заседания Генассамблеи в рамках межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН. 

Мы всегда исходили из того, что реформенный процесс носит судьбоносный характер для всего мира. Его всеохватность, глубина и сложность требуют кропотливой и терпеливой работы, где интересы максимального количества государств-членов должны быть учтены. В противном случае все благие намерения сделать Совет более представительным, более эффективным, более демократичным «пойдут прахом». Угроза такого исхода должна быть отрезвляющим фактором для всех тех, кто пытается искусственно форсировать реформенный процесс. 

В условиях сохраняющихся разногласий, подчас полярных, контрпродуктивны попытки подчинить переговоры интересам тех или иных групп стран или загнать их в «прокрустово ложе» текстуальных дискуссий, ведущих лишь к обострению противоречий. Мы уже проходили это в прошлом – эффект был противоположным задуманному. В этой связи мы не видим альтернативы продолжению спокойной и конструктивной работы в рамках имеющегося переговорного формата без установления произвольных графиков, навязывания предопределенных модальностей и стремления решить комплексную проблему реформы «одним махом». 

Что касается тематики сегодняшнего заседания – проблемы региональной представленности – хорошо известно, что Россия выступает за расширение участия в СБ развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. В этих частях света проживает большая часть населения нашей планеты, и Совет должен отражать это. 

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что в приоритетном плане необходимо исправить историческую несправедливость в отношении Африки, количество мест которой в Совете не соответствуют ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств. Это особенно актуально с учетом того, что значительное большинство вопросов, рассматриваемых Советом, имеет прямое отношение к Африке. Выступаем за расширение представленности континента в параметрах, согласованных самими африканцами. 

Тем, кто следит за работой СБ ООН, очевиден перекос в пользу западных государств. Бросается в глаза, в частности то, что треть членов Совета сейчас представляют сравнительно небольшую группу государств Евросоюза. И дело даже не в том, что в ЕС уже сегодня проживает в три раза меньше жителей, чем в Африке, а к 2030 г. этот разрыв, по некоторым оценкам, вырастет до 5 раз. Проблема скорее в том, что страны-члены этого блока не только высказывают созвучные позиции, но и ставят перед собой задачу проводить общую внешнюю политику и говорить «одним голосом». Возникает вполне законный вопрос: что нам даст увеличение представленности ЕС и государств «исторического Запада» в целом? Не думаю, что это добавит в нашу структуру многообразия, которое мы все хотим там видеть. Поэтому мы принципиально выступаем за повышение в Совете профиля развивающихся стран, в том числе средних, малых и островных государств, отражающих интересы и чаяния большей части населения планеты.

При этом хотели бы отметить, что при любых раскладах Совет должен оставаться компактным. В противном случае неизбежно пострадает его работоспособность и оперативность. В этой связи обратили внимание на то, что некоторые предлагаемые модели расширения Совета, в том числе вновь озвученные сегодня, не отвечают таким логичным критериям. Убеждены, что разумный потолок численности членов Совета – чуть больше двадцати членов.

Уважаемые сокоординаторы, 

На вас лежит большая ответственность по формированию модальностей предстоящих переговорных раундов. В этой связи просили бы вас как можно скорее проинформировать членов Организации о графике наших предстоящих обсуждений и их тематике, что соответствует практике всех предыдущих лет. Со своей стороны, полагали бы предпочтительным продолжить наши дискуссии в рамках пяти кластеров реформы, определенных решением Генассамблеи 62/557. 

Вновь хотели бы заострить внимание на том, что «собственность» в переговорном процессе принадлежит исключительно государствам-членам. В этой связи исходим из того, что обновить сокоординаторский документ можно будет только после окончания переговорных раундов в рамках текущей сессии ГА, когда все заинтересованные государства-члены выскажут свою позицию по всем кластерам реформы. Подчеркиваем, что прогресс по любым вопросам на треке МПП возможен только в случае учета максимально возможного числа мнений. Попытки добиться своего путем давления и навязывания собственных реформенных инициатив обречены на провал. 

Россия готова к плотному взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами в целях проведения справедливой и равноправной реформы Совета, где развивающиеся страны наконец-то займут достойное место.

Благодарю за внимание.