Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации И.С.Вишневецкого на Х Конференции по рассмотрению действия ДНЯО (II Главный комитет)

Г-жа Председатель,

Поздравляем Вас с вступлением в должность и выражаем Вам полную поддержку.

Одним из основных элементов этого режима является система гарантий МАГАТЭ, которая имеет важное значение для сохранения стабильности ДНЯО и использования атомной энергии в мирных целях. Необходимо, чтобы система гарантий пользовалась доверием всех государств-участников Договора. Для этого она должна быть непредвзятой, политически неангажированной, технически надёжной и обоснованной. Несоблюдение этих критериев может нанести серьёзный ущерб не только проверочному режиму Договора, но и задачам ядерного нераспространения в целом.

Предназначение системы гарантий – проверка нераспространенческих обязательств государств-участников ДНЯО. Гарантии должны применяться при непременном уважении суверенитета государств. Попытки использовать гарантии для сведения политических счетов, оказания политического давления ведут к подрыву доверия к системе гарантий и негативно влияют на ДНЯО.

Российская Федерация выступает за универсализацию Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях. Вместе с тем исходим из того, что заключение Дополнительного протокола должно осуществляться только на добровольной основе.

Россия оказывает содействие Секретариату МАГАТЭ посредством финансовой и технической поддержки через реализацию российской программы поддержки гарантий. За четыре десятилетия её существования выполнен значительный объём работ, направленных на укрепление концептуальной и технической базы Департамента гарантий Агентства. 

В частности, в рамках указанной программы осуществляем взаимодействие с МАГАТЭ путём исследования в российских аналитических лабораториях проб окружающей среды, полученных Агентством в ходе инспекционной деятельности. Большое внимание уделяется обучению инспекторов, в том числе по проведению проверок на предприятиях по изотопному разделению урана. На базе российских учреждений организуем обучение персонала государств-членов Агентства в области учёта и контроля ядерных материалов. Активно поддерживаем усилия МАГАТЭ в разработке инновационной измерительной техники, необходимой для более точного контроля облучённого ядерного топлива, а также по установлению единых недискриминационных подходов для осуществления гарантий на установках, выводящихся из эксплуатации. Реализуем совместные проекты по разработке верификационных подходов к установкам нового типа, например, транспортабельных АЭС с малыми модульными реакторами, и по изучению возможности учёта потенциального применения гарантий при проектировании таких ядерных установок.  

Вызовы в сфере ядерного нераспространения должны решаться исключительно политико-дипломатическими средствами на основе ДНЯО. Исходя из этого, требуется скорейшее восстановление и полноценная реализация Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию вокруг иранской ядерной программы. Вместе с остальными участниками договоренности предпринимаем решительные усилия в ходе венских консультаций и в других форматах для возвращения «ядерной сделки» в изначально согласованные рамки. За то время, пока «ядерная сделка» работала, Тегеран ни разу не вышел за установленные ограничения. На протяжении нескольких лет с момента заключения СВПД Иран оставался наиболее проверяемым государством среди членов МАГАТЭ. Строгое соблюдение буквы договорённостей 2015 г. без всяких довесков и изъятий - единственно верный путь. У СВПД нет альтернативы. Его «перезапуск» в полной мере отвечает интересам ядерного нераспространения.

Российская Федерация активно участвует в политико-дипломатическом урегулировании ядерной проблемы Корейского полуострова. Внимательно следим за ситуацией в этом регионе. Всем необходимо проявлять сдержанность, чтобы не допустить там гонки вооружений. Призываем вовлечённые стороны соблюдать взятые на себя обязательства по снижению военной напряженности на полуострове и нормализации двусторонних отношений. 

Считаем, что процесс денуклеаризации Корейского полуострова должен происходить поэтапно, на основе равноправия и взаимного учёта интересов. В рамках переговорного процесса следует найти способы удовлетворить законные озабоченности всех заинтересованных сторон, включая предоставление гарантий безопасности.

Если договорённости по демонтажу военно-ядерной программы КНДР будут достигнуты, то работа должна осуществляться под контролем экспертов только ядерных государств. Роль МАГАТЭ видим в осуществлении проверок непереключения ядерного материала на незаявленные цели после того, как военная ядерная инфраструктура Пхеньяна будет ликвидирована.

Уважаемая г-жа Председатель,

НАТО открыто объявила себя ядерным альянсом. На территории неядерных государств-союзников по блоку находится ядерное оружие США. С участием неядерных членов блока проводится практическая отработка его применения. Такие действия, противоречащие статьям I и II ДНЯО, не только продолжают оставаться значимым фактором, негативно влияющим на международную и европейскую безопасность, но и увеличивают риск ядерного конфликта и в целом являются тормозом для усилий в области ядерного разоружения. Ядерное оружие США должно быть выведено на национальную территорию, инфраструктура его развертывания в Европе ликвидирована, а практика «совместных ядерных миссий» НАТО прекращена.

Отмечаем, что появление партнерства AUKUS провоцирует напряженность в сфере международной безопасности, формирует предпосылки к началу нового витка гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Важную роль в обеспечении нераспространения ядерного оружия играют зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО). Россия ратифицировала подписанные ею протоколы о негативных гарантиях безопасности к договорам о ЗСЯО и строго выполняет свои обязательства по ним. В общей сложности Россия предоставляет такие гарантии более ста государствам. Наши оговорки к упомянутым протоколам носят уточняющий характер и не затрагивают интересы государств, добросовестно следующих «букве и духу» договоренностей о ЗСЯО.

Мы открыты к совместным консультациям ядерной «пятёрки» с государствами-участниками Договора о ЗСЯО в Юго-Восточной Азии с целью скорейшего выхода на подписание Протокола к Бангкокскому договору. Готовы подписать такой Протокол в любой момент. 

Россия является последовательной сторонницей создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ (ЗСОМУ). Убеждены, что её формирование будет способствовать укреплению стабильности в ближневосточном регионе и в мире в целом.

В качестве соавтора резолюции 1995 г., принятой на Конференции по рассмотрению и продлению действия ДНЯО, наша страна конкретные практические шаги для поиска компромисса между сторонниками формирования зоны и её скептиками.

Знаковым событием стало принятие Генассамблеей ООН в декабре 2018 г. решения о созыве Конференции по ЗСОМУ, в соответствии с которым уже состоялось две сессии данного форума. Россия участвовала в них в качестве наблюдателя. 

Положительно оцениваем итоги этих двух сессий. Призываем Израиль, а также США, являющиеся соавторами резолюции 1995 года, присоединиться к процессу, участвовать в этих сессиях. Надеемся, что государствам региона в обозримой перспективе удастся выйти на заключение договоренностей о создании ЗСОМУ. Со своей стороны будем оказывать этому всемерное содействие.

Важное место в международных усилиях по укреплению режима нераспространения ядерного оружия занимает Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). По сути, этот Договор должен стать связующим звеном между нераспространением и ядерным разоружением. Открытие в 1996 г. Договора для подписания - шаг, сопоставимый по масштабам с заключением ДНЯО. Россия полностью привержена ДВЗЯИ. Ратифицировав его в 2000 г., с тех пор строго выполняет свои обязательства по этому важному для режима ядерного нераспространения  Договору. С начала 1990-х гг. наша страна неукоснительно соблюдает добровольный мораторий на ядерные испытания. 

Последовательно проводим линию на завершение строительства в рамках ДВЗЯИ объектов российского сегмента международной системы мониторинга. Выходим на финишную прямую - общее число сертифицированных объектов достигло 30 из 32 запланированных.

Нас серьёзно беспокоит сохраняющаяся неопределенность вокруг ДВЗЯИ. Несмотря на активные международные усилия, Договор до сих пор не вступил в силу. Ратификационные процедуры не осуществлены восьмью государствами из Приложения 2 к ДВЗЯИ. Ситуация дополнительно осложнилась из-за объявленного США отказа от ратификации Договора. Считаем, что Вашингтон должен пересмотреть свою деструктивную позицию по ДВЗЯИ.Пауза со вступлением Договора в силу явно затянулась. 

Россия выступает за запуск переговоров по разработке универсального, недискриминационного и поддающегося эффективной проверке Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств (ДЗПРМ) на основе сформулированного в 1995 г. в документе CD/1299 «мандата Шеннона» в рамках всеобъемлющей и сбалансированной программы работы Конференции по разоружению. Необходимо, чтобы в них принимали участие все без исключения страны, обладающие потенциалом в области наработки оружейного расщепляющегося материала.

Главную задачу будущего ДЗПРМ видим в том, чтобы обеспечить надежную гарантию отказа от производства расщепляющихся материалов для создания ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств в глобальном масштабе.

Одним из вызовов международной безопасности по-прежнему является угроза попадания ядерного оружия в руки негосударственных субъектов. В этом контексте выступаем за последовательное осуществление всеми странами резолюции СБ ООН 1540, нацеленной на укрепление национальных законодательств и правоприменительных механизмов в области нераспространения ОМУ, средств его доставки и связанных с ними материалов. Россия активно участвует в работе Комитета СБ ООН 1540, призванного осуществлять мониторинг за выполнением резолюции и координацию усилий по оказанию технического содействия нуждающимся в нём государствам по их запросу.

Комитет Цангера (КЦ) и Группа ядерных поставщиков (ГЯП) по-прежнему играют заметную роль в контексте выполнения Статьи III ДНЯО. Эти многосторонние режимы экспортного контроля на протяжении уже десятилетий на практике обеспечивают необходимые условия для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии на недискриминационной основе при одновременном укреплении режима ядерного нераспространения. Рассчитываем на укрепление этих контрольных механизмов и расширение их членского состава.

Уважаемая г-жа Председатель, 

В целом убеждены, что только системный и сбалансированный подход к вопросам ядерного нераспространения и укрепления режима ДНЯО позволит в конечном итоге реализовать жизненно важную задачу предотвращения ядерной угрозы, сделать наш мир более стабильным и предсказуемым. 

Благодарю Вас.