Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании ГА ООН по вопросу применения вето в СБ по КНДР

В начале своего выступления хотела бы выразить соболезнования Исламской Республике Иран в связи с произошедшей сегодня утром железнодорожной катастрофой, унесшей человеческие жизни.

Г-н Председатель,

26 мая в Совете Безопасности ООН Россия проголосовала против подготовленного США проекта резолюции по КНДР. 

В ходе последовавшего открытого заседания мы дали подробные разъяснения причин такого решения, с которыми могут ознакомиться все государства-члены ООН. Готовы повторить их вновь. 

Прежде всего, хотели бы отметить, что американские коллеги проигнорировали наши неоднократные разъяснения, которые давались в ходе консультаций по их проекту о том, что мы не поддержим документ, предусматривающий введение новых санкций против КНДР, которые бы еще больше усугубили сложную гуманитарную ситуацию в этой стране. Наши призывы преобразовать проект резолюции в формат приемлемого для многих членов Совета заявления Председателя СБ, к сожалению, так и не были услышаны. Таким образом, предложенная нами единственная возможность, которая позволила бы согласовать консенсусный документа Совета, была отвергнута. 

Сложившаяся ситуация возникла не десять и не двадцать дней назад. В принципиальном плане мы неоднократно говорили о том, что введение новых санкций против КНДР – это тупиковый путь. С 2006 года по инициативе США в отношении Пхеньяна было принято большое количество ограничительных мер, одно сильнее другого. Однако по прошествии лет мы можем констатировать, что санкционная парадигма так и не смогла гарантировать безопасность в регионе или приблизить нас к урегулированию вопросов ракетно-ядерного нераспространения. 

Напротив, в последний год мы видим только усугубление ситуации на Полуострове. Наши западные коллеги привыкли сваливать всю вину на северокорейские власти. Однако ими совершенно игнорируется тот факт, что неоднократные призывы Пхеньяна к США прекратить свою враждебную деятельность, что открыло бы возможности для диалога, так и не были восприняты всерьез. Мы же только и слышали от наших американских коллег о необходимости новых санкций. 

Предпринятые Пхеньяном в 2018-2019 гг. встречные шаги и позитивные сигналы постоянно ставились под сомнение. Совет Безопасности так и не смог найти в себе силы отреагировать на них соответствующих образом и содействовать процессу разрядки через снижение санкционного давления на Пхеньян в качестве меры, которая могла бы стимулировать дальнейшие встречные шаги. Таким образом, санкции СБ в отношении КНДР, к сожалению, так и остались, по выражению Канта, «вещью в себе», так и не став тем инструментом, который позволил бы гибко реагировать на развитие событий на Полуострове. Альтернативные же пути политико-дипломатического урегулирования, включая российско-китайский проект гуманитарной резолюции, отвергались. Теперь мы пожинаем плоды такой недальновидной политики Запада.

Усиление санкционного давления на Пхеньян не только бесперспективно, но и крайне опасно с точки зрения гуманитарных последствий таких мер. Санкционный пакет, принятый против Пхеньяна в 2016-2017 годах, ударил, прежде всего, по жизни самых обычных северокорейцев. Еще до начала пандемии в стране имелся серьезный дефицит лекарств и медицинского оборудования, экономика просела, банковско-финансовые ограничения фактически отрезали северокорейцев от возможности покупать потребительские товары. Страдало и сельское хозяйство, которое лишилось техники и удобрений. Подчеркнем, все это началось еще до закрытия страны перед угрозой распространения коронавируса в 2020 г. 

К сожалению, данное заболевание все-таки проникло в КНДР несколько недель назад. Эпидемиологическая ситуация сейчас там крайне сложная. В условиях, когда северокорейцы столкнулись с вызовом, который должен, наоборот, стимулировать поиск вариантов оказания помощи стране для его преодоления, американские коллеги предлагают ввести новые санкции. Это совершенно безответственно. В этой связи мы убеждены, что актуальность расширения гуманитарных изъятий из-под санкционных мер, предлагаемых нами и коллегами из Китая, только возросла. 

Всем, кто всерьез занимается северокорейской проблематикой уже давно стало очевидно, что бесперспективно ожидать от Пхеньяна безоговорочного разоружения под угрозой раскручивания санкционной спирали. Создание же новых военных блоков в регионе, таких как объединение США, Великобритании и Австралии, вызывает серьезные сомнения в добрых намерениях этих стран, в т.ч. и со стороны Пхеньяна, и контрпродуктивно с точки зрения налаживания диалога. Угрожающие заявления в адрес Пхеньяна из уст американской администрации льются с завидной регулярностью.  

В целом констатируем, что примат политико-дипломатического урегулирования конфликтов находится сейчас в параличе, причем во всем мире. Превентивная дипломатия, которую так любят воспевать многие государства-члены, включая США, отшвыривается в сторону, когда речь заходит о странах, за которыми не признается их принадлежность к так называемому цивилизованному миру. Похоже, у наших американских и других западных коллег случился кризис жанра – у них нет никакого иного ответа на кризисные ситуации, кроме введения санкций. Россия же всегда рассматривала эту меру, принимаемую исключительно Советом Безопасности, в качестве самой крайней, требующей постоянной доработки и калибровки. Мы уже не говорим об односторонних санкциях, которые, в т.ч. и по КНДР, приводят к невозможности выполнения резолюций СБ, подрывают нашу способность реагировать коллективно и на основе Устава ООН. 

Хотели бы еще раз подчеркнуть – Россия выступает против любой военной активности, которая ставит под угрозу безопасность Корейского полуострова и стран Северо-Восточной Азии. Однако проблемы безопасности, напрямую касающиеся в том числе и нашей страны, не могут решаться через примитивное использование «санкционной дубинки», ведущее к серьезным побочным последствиям. 

Убеждены, что поиск взаимоприемлемых политико-дипломатических развязок – единственно возможный путь к мирному решению проблем Корейского полуострова и формированию в Северо-Восточной Азии прочных механизмов безопасности. Только равноправное подключение всех игроков региона к урегулированию, а не попытки монополизирования этого процесса, способны дать результат. Именно это должно быть главной нашей задачей, решение которой позволит нормализовать ситуацию в регионе. При этом хотели бы отметить, что отсутствие продвижения на политическом треке грозит дальнейшим ростом напряженности на Полуострове, которую мы, с сожалением, уже фиксируем. 

Благодарю Вас.