Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН о деятельности Отделения ООН для Западной Африки и Сахеля

Г-н Председатель, 

Хотела бы поздравить Вас и Бразилию с началом председательства в Совете Безопасности. Уверена, что оно будет успешным и продуктивным. Также благодарю Албанию за председательство в июне.

Благодарим Специального представителя Генсекретаря по Западной Африке и Сахелю М.Аннадифа за изложенную информацию, Председателя Комиссии по миростроительству г-жу Р.Фатиму и представительницу гражданского общества. 

Разделяем озвученные сегодня озабоченности в отношении ситуации во многих странах Западной Африки и особенно Сахеля. Регион столкнулся с возросшими террористическими вызовами, продолжаются конфликты, процветают оргпреступность и наркотрафик. В течение первой половины 2022 года от рук боевиков погибло больше людей, чем за весь предыдущий год. Мы выражаем поддержку всем тем, кто ведет непростую борьбу с терроризмом в регионе. 

Крайне непростой остается ситуация в гуманитарной сфере. Значительно выросло число ВПЛ и людей, нуждающихся в продовольственной помощи. Многие школы и медицинские учреждения закрыты. Все это требует от государств региона, прежде всего Сахеля, удвоенных усилий по восстановлению эффективного государственного контроля и социально-экономического управления, а также упрочения регионального сотрудничества. Желаем в этой связи успехов региональным странам в проведении совместной стратегической оценки по ситуации в области управления и безопасности, а также в реализации «Инициативы Аккра». 

Приветствуем договоренности между Мали и ЭКОВАС, достигнутые 3 июля на саммите в Аккре. Снятие санкций с Бамако и согласование сроков проведения выборов является позитивным событием для всего региона. Надеемся, что этот шаг позволит восстановить доверие, нормализовать отношения, восстановить экономические и логистические связи, а также открыть путь к сотрудничеству для борьбы с нарастающими вызовами и угрозами. Этому будет способствовать и значительный прогресс в вопросе урегулирования разногласий по проблематике Буркина-Фасо и Гвинеи. 

В то же время приходится констатировать, что несогласованный с Бамако вывод из Мали контртеррористической операции «Бархан» и европейских сил «Такуба», по крайней мере в краткосрочной перспективе, негативно сказывается на ситуации в области безопасности. В этих условиях на основе двусторонних договоренностей Россия оказывает стране помощь в деле борьбы с терроризмом. Позитивные результаты уже имеются. При этом мы отвергаем любые голословные измышления, которыми пытаются очернить российскую помощь Мали и другим странам континента. Мы никогда не слышали ни от малийцев, ни от других африканских стран претензий в наш адрес. Вместе с тем вызывает глубокую озабоченность, что некоторые западные страны - как это было сегодня и в выступлении представителя США – уверенно говорят от лица населения государств региона, в том числе Мали. О том, что они знают, чего хотят простые люди. И, дескать, это тоже самое, что ожидает Вашингтон. Это очень тревожно. Видимо, США знали, чего ожидали и жители Ирака, Афганистана и Ливии? Я же думаю, что они и в страшном сне не могли хотеть того же. Ни ливийцы, ни жители Сахеля, которые сейчас страдают от прямых последствий вторжения в Ливию в 2011 году. 

Г-н Председатель,

Мы видим, что вмешательство извне продолжает провоцировать разногласия в регионе, например, в такой важной структуре, как Совместные силы «Сахельской пятерки», откуда малийцев фактически вынудили выйти. При этом совершенно не принимается в расчет тот общепризнанный факт, что без участия этой страны терроризм в регионе не победить. В этой связи убеждены, что главная роль в поддержании мира и безопасности в Сахаро-Сахеле должна принадлежать самим сахельцам. Выступаем за проведение государствами региона подлинно независимой линии в решении соответствующих вопросов на основе принципа «африканским проблемам – африканские решения». 

Возвращаясь к тематике ОООНЗАС убеждены, что перед Отделением стоят масштабные и непростые задачи: содействовать разрешению региональных кризисов, участвовать в политическом посредничестве, оказывать помощь укреплению государственных институтов и выполнению Комплексной стратегии ООН для Сахеля, осуществлять координационные функции для других ооновских присутствий «на земле». 

Эффективность работы Отделения напрямую зависит о того, насколько хорошо налажена его взаимодействие с такими региональными организациями, как Африканский Союз, ЭКОВАС, Комиссия бассейна оз.Чад. Поддерживаем выводы заседания Совета мира и безопасности Афросоюза 1 июня относительно необходимости укрепления взаимодействия и координации между всеми действующими в регионе структурами в целях решения проблем Сахеля. 

В заключение хотели бы также напомнить коллегам, что после закрытия Объединенного Представительства ООН по миростроительству в Гвинее-Бисау в 2020 году отслеживание событий в этой стране стало сферой ответственности ОООНЗАС. В этих условиях считаем, что сохранение санкций СБ в отношении Бисау по главе VII Устава ООН, предусмотренных только в случае угроз для международного мира и безопасности, абсурдно. Призываем приступить к их постепенному демонтажу.  

Пользуясь случаем, хотели бы также подтвердить, г-н М.Аннадиф, что Россия приветствует Вашу приверженность и усилия, направленные на помощь странам Западной Африки, Сахеля и бассейна оз.Чад в преодолении текущих трудностей. 

Благодарю Вас.