Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление делегации Российской Федерации на третьей сессии Подготовительного комитета 11-й Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (вопросы «транспарентности, отчётности и подотчётности»)

Уважаемый г-н Председатель,

В связи с продвигаемыми инициативами о повышении уровня «транспарентности, отчётности и подотчётности» ядерных держав хотели бы обратить внимание на следующее.

Россия на постоянной основе и в допустимых пределах информирует мировое сообщество на профильных международных площадках о государственной политике в ядерной сфере. В частности, в рамках обзорного процесса ДНЯО Россия наравне с другими ядерными государствами регулярно представляет национальные доклады о выполнении Договора. Поэтому не можем согласиться с утверждениями о недостаточной информированности сообщества ДНЯО.

Как и другие ядерные государства, верстаем свои отчёты на основе ранее согласованной формы стандартизированной отчётности, рамки которой сохраняют актуальность и, на наш взгляд, не нуждаются в корректировке. Вносим доклад в преддверии ключевого мероприятия, подводящего итоги всего обзорного цикла – Обзорной конференции, и считаем это наиболее оптимальным порядком действий.

Видим призывы к ядерным государствам демонстрировать бóльшую транспарентность в отношении их арсеналов, что якобы должно способствовать укреплению доверия между государствами-участниками. Однако подобная транспарентность не является панацеей, некоей абсолютной и универсально применимой величиной и не может рассматриваться в вакууме. Она имеет естественные пределы, упирающиеся в объективные риски для национальной безопасности конкретных стран. Профессионалы знают, что в силу количественной разницы ядерных арсеналов и имеющихся угроз механическое повышение транспарентности не является безусловным средством снижения ядерной опасности. Более того, без должного учёта взаимосвязи факторов стратегической стабильности шаги по повышению прозрачности в ядерной сфере способны привести к возрастанию, а не желаемому снижению уровня стратегических рисков.

В этих условиях каждая страна тщательно калибрует меры открытости, соотнося их со стратегическими реалиями в контексте обеспечения интересов национальной безопасности. Россия предпринимала и продолжает предпринимать меры допустимой транспарентности в ядерной сфере. Их содержание и масштабы полностью адекватны нынешней ситуации в области международной безопасности и стратегической стабильности.

Не можем поддержать идеи, направленные на навязывание неадекватных обязательств «подотчётности» по вопросам ядерного разоружения, как, впрочем, и любые попытки превратить обзорный процесс в инструмент надзора и принуждения.

При этом полагаем, что в любом случае отчитываться о выполнении Договора следует по всем трём его опорам, и делать это должны не только ядерные, но и неядерные государства. В первую очередь это касается стран НАТО, которые провозгласили свой военный блок «ядерным альянсом», а также участников схем т.н. «расширенного ядерного сдерживания», в том числе в АТР.

Благодарю Вас.