Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по сирийскому «химическому досье»
Г-жа Председатель,
Благодарим заместителя Генсекретаря ООН, высокого представителя по вопросам разоружения Изуми Накамицу за её брифинг.
Обратили внимание на содержащиеся в ежемесячном докладе Гендиректора ОЗХО Фернандо Ариаса пассажи по итогам его визита в Дамаск в феврале с.г., нацеленные на полноформатное возобновление работы Миссии по оценке первоначального объявления Сирии по КЗХО (МООС) в стране. В целом приветствуем любой прогресс, который будет способствовать урегулированию остающихся нерешенными вопросов первоначального объявления САР при том понимании, что руководство Техсекретариата (ТС) ОЗХО и государства-участники КЗХО обеспечат деполитизированный, беспристрастный и профессиональный подход к закрытию сирийского «химдосье».
Мы готовы конструктивно содействовать усилиям по закрытию этого досье. Всем хорошо известно о том, что именно благодаря России Сирия в 2013 г. присоединилась к КЗХО и поставила имеющийся у нее химарсенал под международный контроль. Однако мы не будем потакать попыткам политизации этого вопроса, выдвигать бездоказательные обвинения прежнему правительству, раскручивать данную тему за счёт различных фальсификаций. В данном вопросе неприемлемы какие-либо искусственные цейтноты, а также попытки сведения счетов под ширмой заботы о закрытии сирийского «химдосье».
К сожалению, у нас по-прежнему имеются обоснованные сомнения относительно возможности ОЗХО добросовестно выполнять свои сугубо технические функции ввиду зашкаливающего уровня многолетней политизации ее работы.
Очередным свидетельством такого положения дел выступает, мягко говоря, спорная формулировка в обсуждаемом нами сегодня докладе, согласно которой текущая политическая ситуация в САР якобы благоприятствует получению ТС ОЗХО в максимально полном объеме и охвате информации о военно-химической программе Сирии. Во-первых, подобные оценки выходят далеко за мандат ТС ОЗХО. Во-вторых, непонятно, о каких новых или дополнительных инспекциях на объектах и сборе доказательств на местах может идти речь, когда территория САР неоднократно подвергалась бомбардировкам (достаточно вспомнить бравурные утверждения Президента Франции в апреле 2018 г. об уничтожении сирийских объектов по производству и хранению химического оружия). Окончательно лишили подобную постановку задачи всякого смысла осуществленные Израилем за последние три месяца массированные ракетные удары, нацеленные на полное уничтожение каких-либо следов военно-оборонительного потенциала САР.
В этих условиях сложно быть уверенным в том, что развертывание полноценной миссии ОЗХО в Сирии не сведётся к раскручиванию очередных провокаций и огульных обвинений в применении химического оружия и утаивании части бывшей военно-химической программы. Сразу хотим предупредить: с учётом методов работы Техсекретариата ОЗХО и практики создания под его эгидой нелегитимных структур, чему мы являемся свидетелями в течение последних лет, к подобным выводам у международного сообщества не будет никакого доверия.
В этом контексте настораживают недавние заявления Техсекретариата ОЗХО о якобы препятствовании бывшими властями Сирии работе данной структуры в этой стране. Они выглядят неуместными, поскольку именно руководство Техсекретариата неоднократно отказывалось от встречи с главой сирийского национального органа по КЗХО в Дамаске, которая могла бы способствовать урегулированию спорных вопросов. Вне зависимости от нынешнего политического контекста нельзя забывать о том, что сирийская сторона с самого момента присоединения к Конвенции проявляла беспрецедентную открытость и готовность к сотрудничеству с ОЗХО, которая так и осталась невостребованной со стороны Гааги. Ситуация осложняется тем, что в Сирии сейчас, насколько нам известно, попросту не с кем профессионально разговаривать, поскольку все лица, отвечавшие за сотрудничество с ОЗХО, сейчас не у дел.
Кроме того, выстраивая работу над сирийским «химдосье» в новых условиях, нельзя забывать и о многочисленных фактах применения токсичных химикатов и боевых отравляющих веществ радикально настроенными экстремистскими формированиями и непосредственно боевиками ИГИЛ. О наличии у последних технологических и производственных навыков по синтезу запрещенных по КЗХО химрецептур, в частности, свидетельствуют доклады ЮНИТАД и немногочисленные объективные отчеты спецмиссии ОЗХО по установлению фактов применения химоружия в Сирии, а именно – по эпизодам в н.п. Мареа 1 и 3 сентября 2015 г.
С учётом всего этого констатируем, что вопрос сирийского «химдосье» в текущих условиях, вопреки утверждениям Гендиректора ОЗХО о якобы имеющейся благоприятной обстановке для скорейшего его закрытия, представляет собой крайне запутанное уравнение с множеством неизвестных. К тому же, повторюсь, ТС ОЗХО, конечно, уже изрядно подмочил свою репутацию в глазах всего развивающегося мира неуместными политическими играми и махинациями. Ситуация лишь осложнится в случае попыток выдвинуть новые голословные обвинения в адрес бывшего правительства Сирии. В этих обстоятельствах настоятельно рекомендуем г-ну Ариасу и его команде сосредоточить усилия на исследовании уже имеющихся данных и фактов и последующей организации профессионального расследования в целях закрытия нерешенных вопросов.
Призываем также коллег по СБ при выстраивании подходов к обсуждению сирийского «химдосье» в полной мере учитывать особенности внутриполитической ситуации в Сирии, которая сегодня сталкивается с целым набором экзистенциальных проблем: необходимость сохранения суверенитета, независимости, терцелостности и единства САР, обеспечение национального примирения, формирование госаппарата, подготовка и проведение всеобщих выборов, возвращение государству монополии на применение силы, купирование угроз от терформирований.
В эти дни из Сирии поступают весьма тревожные новости, свидетельствующие о том, что до стабилизации обстановки в ней ещё очень далеко. Понятно, что в этих условиях проверка информации о наличии или отсутствия химоружия – далеко не главный приоритет для нынешних сирийских властей. Всем нам важно это понимать и не форсировать эту тему.
Благодарю за внимание.