Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по сирийскому химическому досье

Г-жа Председатель,

Прежде всего, хотел бы начать со слов соболезнования семьям погибших и пострадавшим в результате вчерашних чудовищных землетрясений в Турции и Сирии, чьи представители сегодня присутствуют на заседании. 

Г-жа Председатель,

За последнее время у нас было много абсолютно пустых заседаний по сирийскому «химическому досье», бесполезность которых была очевидна для всех. Поэтому мы, как и многие другие члены Совета, призывали и призываем оптимизировать график дискуссии по этой теме.

Наши западные коллеги все это время упорно блокировали любые попытки здравомыслящих членов СБ использовать наше общее время более продуктивно. Вполне возможно, что новый доклад нелегитимной Группы по расследованию и идентификации (ГРИ) по инциденту в сирийской Думе 7 апреля 2018 г., выход которого был анонсирован еще осенью, по расчету западных государств как раз и призван был стать аргументом в пользу того, что Совету есть что обсуждать в рамках сирийского химдосье. Но и сегодняшнее заседание, и брифинги, которые мы слышали, были пустыми. Мы больше часа слушали перепевы на одну и ту же тему.

Коллеги, если нам и есть, что обсуждать сегодня, так это деградацию Техсекретариата ОЗХО, который вместо уважаемой и беспристрастной международной структуры, призванной содействовать соблюдению КЗХО государствами-участниками, превратился в безвольный и подконтрольный инструмент в руках государств коллективного Запада, покрывающий вопиющие подтасовки и нарушения Конвенции. Немалую ответственность за это несет лично нынешний Гендиректор ОЗХО г-н Ф.Ариас, который сегодня, наконец, великодушно соизволил выступить перед СБ ООН. Мы этим воспользуемся и зададим ему конкретные вопросы, от ответа на которые он последовательно ускользал.

Деятельность собственно ГРИ я сегодня комментировать не буду. Для нас этой структуры не существует, поскольку ее создание было «продавлено» в Исполсовете ОЗХО в нарушение принципа консенсуса и статьи XV Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). Мы неоднократно заявляли о том, что заранее отвергаем любые уже выпущенные или будущие продукты ГРИ. Ее деструктивная и политизированная деятельность не имеет ничего общего с принципами беспристрастности и объективности. 

Группа по определению не может произвести чего-либо стоящего, пока не будет исправлен «первородный грех» в методологии работы Техсекретариата ОЗХО, включая Миссию по установлению фактов ОЗХО, сфабриковавшую и подделавшую в интересах западных стран свой доклад по инциденту в Думе. Как и в докладе МУФС, продукт ГРИ игнорирует научные, логические и причинно-следственные связи. Вдаваться в детальное обсуждение этого тенденциозного «опуса» мы не собираемся – наше отношение к нему уже ясно выражено в заявлении Министерства иностранных дел Российской Федерации от 30 января, а также совместном заявлении Министров иностранных дел Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики от 6 февраля. 

В своем выступлении я хочу напомнить об инциденте в Думе, ставшем для СБ ООН чем-то вроде пробирки, которой бывший Госсекретарь США Колин Пауэлл размахивал в этих стенах ровно 20 лет назад. 7 апреля 2018 г. печально известные НПО «Белые каски» сообщили о якобы имевшем место инциденте в сирийском г. Дума – мол, в результате сброса баллонов с хлором погибло несколько десятков человек, а пострадавшие были перевезены в ближайшую больницу. Мало кто теперь помнит о том, что 10 апреля официальный Дамаск направил в ОЗХО приглашение направить в Думу инспекторов, которые сидели в Дамаске и все не выезжали в Думу. То, что мы препятствовали их визиту, как нам сейчас об этом сказала представитель США, просто возмутительная ложь. А 14 апреля 2018 г. США, Великобритания и Франция в качестве «наказания» за инцидент в Думе нанесли массированный ракетный удар по сирийским гражданским и военным объектам. Иными словами, Париж, Лондон и Вашингтон, не дожидаясь никаких расследований, сами определили виновного и наказали его. Если бы они были заинтересованы в выяснении истины, то не стали бы наносить удары по Сирии в нарушение основополагающих норм и принципов международного права, в результате которых могли быть уничтожены важные для инспекторов улики.

Параллельно в западных СМИ продолжала раскручиваться пропагандистская кампания по возложению всей ответственности за инцидент на Дамаск. На ОЗХО стало оказываться беспрецедентное давление, результатом которого стал выпуск сфабрикованного доклада МУФС. Сфабрикованного, потому что его первоначальная версия выводов о виновности Дамаска не содержала. Мы неоднократно просили г-на Ариаса прокомментировать случившееся, однако внятных ответов не получили ни во время заседаний, ни в ходе закрытых консультаций, ни в какой-либо иной форме. Напомню Вам, г-н Ариас, наши вопросы.

В первую очередь просили бы ответить, на каком основании что МУФС, что нелегитимная ГРИ нарушают основополагающий принцип сбора и обеспечения сохранности доказательств, т.н. “chain of custody”. Чем Вы, г-н Ариас, руководствуетесь, подписывая документы, выводы которых основываются на информации, полученной из некой «третьей стороны», например, от тех же «Белых касок», которые не скрывают своей ангажированности? У Техсекретариата изменились принципы работы? Положения самой Конвенции по запрещению химоружия больше не являются для него руководящими? Напомню, что еще в 2013 году Миссия ООН по расследованию инцидентов в Сирии прямо писала в своем докладе, что «отсутствие первичной информации о средствах доставки, а также экологических и медико-биологических проб, собранных и проанализированных с соблюдением регламента, обеспечивающего их ненарушенность, не позволило независимым образом удостоверить выброс боевого отравляющего вещества на предполагаемом месте происшествия». Теперь же Организация, по сути, вольно оперирует информацией из открытых источников и третьих лиц. Свидетельства того или иного инцидента, видимо, теперь можно пересылать в ОЗХО чуть ли не по почте или анонимно, ведь если они впишутся в нужный нарратив, то будут сочтены «разумными основаниями», чтобы делать те или иные выводы. 

Г-н Ариас, по-прежнему хотели бы услышать от Вас внятные ответы по поводу безобразного скандала, произошедшего при подготовке доклада МУФС по инциденту в Думе, итоговая версия которого была просто переписана под давлением западных стран, в частности, в том, что касалось химических, токсикологических и баллистических исследований, а также показаний свидетелей. Те инспекторы, которые не согласились со столь вопиющим подлогом, прямо подрывающим принципы работы Организации, были с Вашего позволения отстранены и подвергнуты гонениям, стали жертвами настоящей травли. Почему Вы по-прежнему не предприняли никаких мер, чтобы разобраться в этой ситуации? Провести соответствующее расследование Вас просил даже Ваш предшественник г-н Бустани.  

Более того, основные несостыковки из доклада МУФС, насколько мы можем судить, прямо перекочевали в новый продукт ГРИ, который уже и сам оброс новыми. Ведь ложь порождает ложь, а Вы ей потворствуете. Судя по продвигаемой версии событий, жертвы инцидента будто бы сознательно сбежались в район с наибольшей концентрацией отравляющего вещества, хотя обычно люди стараются как можно скорее покинуть зараженную территорию. Не упомянуто, что никто из жителей пострадавшего дома не опознал людей, якобы погибших от отравления хлором, как своих соседей, или показания многочисленных свидетелей о том, что тела жертв заблаговременно свозились из близлежащих районов, и на них были обнаружены не следы удушения хлором, а пулевые и минно-взрывные травмы. Игнорируется и скандал вокруг того самого видео «Белых касок», с постановочным характером которого серьезные специалисты даже не спорят. 

Трактовка произошедшего просто не отвечает элементарным законам физики. Каким-то немыслимым образом 100-килограммовый баллон, «пробивший крышу и срикошетивший на кровать», не повредил помещение. В районе отверстия в этой самой крыше отсутствуют следы арматуры, которые должны были бы возникнуть от столь сильного удара. На одном из баллонов, якобы сброшенном с воздуха, при этом не обнаружено следов деформации. 

Нарушены и причинно-следственные связи – каким образом, например, ГРИ могла провести анализ остатков баллонов, которые применялись для так называемой химической атаки, если оба из них были уничтожены в результате израильского авиаудара по сирийской авиабазе. Реальное же объяснение произошедшему – что эти баллоны с хлором были попросту занесены представителями печально известной НПО «Белые каски» в жилое здание для их постановки – проигнорировано, несмотря на имеющиеся доказательства, как, например, следы характерной краски в подъезде дома, по которому баллон был поднят наверх.

Тем не менее, Вы, г-н Ариас, будучи главой важной международной организации, которая должен соблюдать принцип беспристрастности и нейтральности, позволили себе не просто подписать доклад ГРИ, но и прокомментировать его выход словами «Теперь мир знает факты – дальше дело за международным сообществом как на площадке ОЗХО, так и за ее пределами». Означает ли это, что Вы сознательно игнорируете представленную нами и другими странами в ОЗХО информацию и прямо солидаризируетесь с западными странами, которые опекали «Белые каски» и продолжают продвигать свою собственную антисирийскую повестку? Можете ли Вы раскрыть источники информации, на основании которых состряпан доклад ГРИ? Учитывая, как содержащиеся в нем инсинуации оперативно подхватили США, Великобритания, Франция и Германия, поспешившие также вывалить очередной ворох антироссийских обвинений в совместном заявлении глав их внешнеполитических ведомств, сомнений в политизированности документа не остается.

Г-н Ариас, мы рассчитываем, что Вы ответите на наши вопросы сейчас, в ходе заседания, не пытаясь свести дело к их обсуждению в закрытом формате консультаций СБ ООН. Нам нечего скрывать, и у Вас не должно быть секретов от членов СБ и от участников КЗХО. Кроме того, рассчитываем, что впредь Вы будете изыскивать возможность выступать перед СБ, когда он сочтет нужным Вас пригласить. 

Благодарю Вас.

 

Ответное слово:

Г-жа Председатель, 

Я хотел бы еще раз констатировать, что, несмотря на пространные слова г-на Ариаса, он в ходе нашего сегодняшнего заседания так и не ответил по существу ни на один вопрос, который задаем не только мы, но и экспертное сообщество, возмущенное беспрецедентными нарушениями в работе Техсекретариата ОЗХО. Мы не услышали ничего, кроме заверений о высочайших стандартах качества расследований ОЗХО. Интересно, г-н Ариас понимает разницу между информацией, которую в ОЗХО подсовывали «Белые каски» и доказательствами, которые были добыты инспекторами в Думе, а затем отвергнуты Секретариатом, которому велели переписать первоначальный доклад? Ситуация вокруг подтасовок доклада МУФС по инциденту в Думе, включая репрессии в отношении тех инспекторов, кто не побоялся сказать правду, продолжает оставаться позорным пятном на репутации Организации. И сегодня мы лишний раз убедились, что гендиректору нечего ответить перед лицом очевидных фактов. Сирийское химическое досье, в том числе с его подачи, все больше становится красноречивым примером и фактически синонимом лжи, подтасовок и сведения политических счетов со стороны западных государств, которым послушно прислуживает Техсекретариат ОЗХО. И в этом мы сегодня вновь со всей очевидностью убедились. 

Благодарю Вас.