Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации И.А.Тяжловой на седьмой сессии Рабочей группы открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 по пункту повестки дня «Как международное право применяется к использованию ИКТ государствами»

Г-н Председатель,

Информационная среда обладает уникальными техническими и правовыми характеристиками, которые не позволяют автоматически и в полном объеме применять к ней действующие нормы международного права. Речь, в частности, о таких особенностях, как трансграничный и всепроникающий характер ИКТ, анонимность их использования и сложность достоверного определения источника вредоносного воздействия, возможность внедрения скрытых вредоносных функций и программно-аппаратных уязвимостей, допустимость применения ИКТ для целей двойного назначения.

В этих условиях востребовано комплексное решение вопроса о международно-правовом регулировании информпространства. Многолетняя дискуссия по этой теме пока выявила общее понимание лишь относительно применимости общепризнанных принципов международного права к сфере ИКТ. Речь, прежде всего, о суверенном равенстве, неприменении силы и угрозы силой, уважении территориальной целостности государств, разрешении международных споров мирными средствами, невмешательстве во внутренние дела, добросовестном выполнении обязательств по международному праву и межгосударственном сотрудничестве.

Вместе с тем отсутствуют четкие и согласованные мировым сообществом механизмы применения даже упомянутых базовых принципов в информпространстве. Очевидно, что в международном праве существует множество «лакун» применительно к информпространству. Повторяемый рядом государств тезис о достаточности и полной применимости существующих норм для регулирования цифровой среды совершенно попросту несостоятелен. Это подтверждают и тематические мероприятия с участием экспертного сообщества, проводимые, в частности, по линии Института ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР). В этой связи рассмотрение конкретных сценариев может иметь определенную добавленную стоимость – наглядно продемонстрирует невозможность полноценного регулирования информпространства на основе существующих норм.

Убеждены, что единственный способ заполнить пробелы в международном праве – его поступательное развитие путем выработки новых норм, которые учитывали бы специфику ИКТ. Оптимально – вести дело к согласованию универсального юридически обязывающего инструмента. Только таким образом можно обеспечить исключительно мирное использование ИКТ и предотвращение конфликтов в этой сфере. На наш взгляд, РГОС могла бы внести вклад в эти усилия путем обсуждения и согласования элементов будущего международного договора. В качестве его прообраза Россия совместно с группой стран представила концепцию конвенции ООН об обеспечении международной информбезопасности. Подробно остановились на ней в рамках дискуссии по правилам, нормам и принципам поведения государств. Документ опубликован на сайте РГОС и открыт к обсуждению. Принятие такой универсальной договоренности позволило бы не только юридически оформить права и обязанности государств, связанные с их деятельностью в информпространстве, но и навсегда урегулировать в международных отношениях проблему политической атрибуции компьютерных атак.

Спасибо за внимание.

Видео выступления