Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации А.И.Белоусова на Х Конференции по рассмотрению действия ДНЯО (кластер I, ядерное разоружение)

Уважаемый Г-н Председатель,

Прежде всего, хотели бы привлечь внимание к рабочему документу Российской Федерации «Ядерное разоружение: зона общей ответственности» с изложением взглядов по ряду аспектов тематики ядерного разоружения, который был размещен на Интернет-ресурсах Обзорной конференции (NPT/CONF.2020/WP.56).

Г-н Председатель,

Вопросы ядерного разоружения занимают центральное место в международной повестке дня. Несмотря на явный прогресс в сокращении стратегических вооружений, ядерные державы обвиняются чуть ли не в саботировании выполнения своих разоруженческих обязательств. Не можем согласиться с такой трактовкой, по крайней мере, в отношении Российской Федерации.

Россия стремится вносить весомый практический вклад в освобождение мира от угрозы, которую несет ОМУ, в том числе ядерное. Мы привержены благородной цели построения мира, свободного от ядерного оружия. Выполняя в полном объеме свои соответствующие международные обязательства, прежде всего по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), мы добросовестно несем свою долю ответственности за сохранение мира и укрепление глобальной безопасности.

В результате проводимых сокращений суммарный потенциал стратегических вооружений Российской Федерации был последовательно сокращен на 85% по сравнению с пиковыми значениями, достигнутыми в 1980-х гг. Российская Федерация сократила количество нестратегического ядерного оружия (НСЯО) на три четверти от уровня, которым СССР располагал в 1991 г. Все НСЯО переведено в категорию неразвернутого, находится исключительно на национальной территории и сосредоточено на централизованных базах хранения, где обеспечивается высочайший режим безопасности, который дает надежную гарантию от случайного или несанкционированного применения и, тем более, хищения.

Российская Федерация продолжает выполнять свои обязательства по Договору о СНВ 2010 г. без каких-либо изъятий или оговорок. По состоянию на 1 марта 2022 г. Россия располагала 526 развернутыми носителями стратегических наступательных вооружений и 1474 боезарядами, числящимися за ними по данному Договору. Суммарное количество развернутых и неразвернутых пусковых установок баллистических ракет, а также тяжелых бомбардировщиков на указанную дату составило 761 единицу. Достигнутые нами ограничительные уровни значительно ниже предусмотренных ДСНВ. Для обеспечения большей транспарентности публикуем количественные данные об уровнях стратегических наступательных вооружений. В ноябре 2019 г. Российская Федерация провела показ для американской стороны ракетного комплекса «Авангард» с гиперзвуковым планирующим блоком. Этот шаг – дополнительное подтверждение неукоснительного выполнения нами обязательств по Договору, направленный, прежде всего, на обеспечение жизнеспособности и эффективности его реализации.

Со стороны США объявлено о том, что часть их стратегических наступательных вооружений была переоборудована и более не может использоваться для применения ядерных вооружений. Однако в контексте выполнения ДСНВ мы подтвердить этого пока не можем. В результате США фактически обладают большим числом средств, предназначенных для использования ядерного оружия, чем предписано Договором. Это превышение позволяет американской стороне в кратчайшие сроки нарастить потенциал стратегических ядерных сил примерно на 1200 ядерных боезарядов. Продолжаем работать над урегулированием данной проблемы.

По российской инициативе в феврале 2021 г. Договор о СНВ был продлен на пять лет, а в июле 2021 г. по договоренности президентов России и США был инициирован комплексный диалог по стратегической стабильности. Его ключевой задачей было заложить основы будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков. Удалось договориться о параметрах выстраивания такой работы. Ее конечной целью, как нам это виделось, должна была стать выработка нового «уравнения безопасности», учитывающего все факторы стратегической стабильности и охватывающего как наступательные, так и оборонительные вооружения в ядерном и неядерном оснащении, которые способны решать стратегические задачи.

Однако позитивный задел не был реализован вследствие курса США на достижение военного превосходства при полном игнорировании «красных линий» России в области безопасности. Оказанный же Россией решительный отпор попыткам поставить нас в уязвимое положение Вашингтон использовал как предлог для «заморозки» стратдиалога. Вместе с тем в отсутствие взаимодействия проблемы и противоречия в области стратегической стабильности лишь накапливаются и обостряются, а система договоров и соглашений по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, десятилетиями служившая фундаментом международной безопасности, продолжает подвергаться небывалым испытаниям. Рассчитываем, что осознание объективной необходимости не допустить тотального хаоса в стратегических делах и предотвратить развитие событий по наихудшему сценарию рано или поздно все же возобладает.

Г-н Председатель,

На этом фоне неудивительно, что многие государства все чаще выражают серьезную обеспокоенность возрастанием ядерных рисков и неопределенными перспективами ядерного разоружения. Эта тема все четче звучит и в рамках текущего обзорного цикла ДНЯО.

Заметим, что возможность реализации идей, касающихся снижения ядерных рисков, должна рассматриваться в общем контексте продвижения по пути уменьшения конфронтационного потенциала и предотвращения кризисов, способных привести к прямым военным столкновениям с участием ядерных стран.

В этой связи хотели бы привлечь внимание делегаций к рабочему документу государств ядерной «пятерки», в котором в прошлом декабре получилось изложить общее видение по этому вопросу, которому мы остаемся привержены.

В целом, на наш взгляд, в условиях глобальной турбулентности и международно-политической раздробленности есть запрос, прежде всего в рамках ДНЯО, на уважительный и заинтересованный диалог как единственное возможное средство преодоления разногласий, повышения уровня доверия и поиска точек соприкосновения. 

Что касается собственно ядерного разоружения, то мы убеждены, что к нему не существует «короткого пути». Невозможно достичь реального прогресса на этом направлении простым объявлением ядерного оружия «вне закона». 

Ситуация в области международной безопасности такова, что для продвижения к этой цели сейчас особенно востребованы консолидированные усилия «сообщества ДНЯО» по созданию благоприятного глобального климата для сокращения и ликвидации ядерных вооружений и приданию этому процессу последовательного и устойчивого характера. В этом плане ценен вклад каждого государства-участника ДНЯО. Неядерные страны наравне с ядерными должны не на словах, а на деле способствовать общему снижению уровня международной напряженности, укреплению стабильности и формированию реалистичной глобальной разоруженческой повестки дня, прежде всего, в части осуществления Статьи VI во всей ее полноте.

Практическое продвижение по разоруженческому треку можно обеспечить только на основе консенсуса, придерживаясь линии на выверенные поэтапные сокращения в контексте Статьи VI ДНЯО и императивности поддержания стратегического баланса на основе принципа равной безопасности. С уважением относимся к взглядам тех, кто выступает за немедленный и безусловный отказ от ядерных вооружений. Вместе с тем попытки навязать странам, обладающим ядерным оружием, скорейшую ликвидацию их арсеналов явно бесперспективны в отрыве от существующих стратегических реалий и законных интересов каждой из этих стран в сфере безопасности.

Российская Федерация открыта к любым конструктивным идеям о многостороннем обсуждении вопросов ядерного разоружения и укрепления международной безопасности и стабильности. Дискуссии на эту тему должны вестись на основе консенсуса и с учетом законных интересов всех без исключения государств. Попытки «принудить» кого-либо к участию в них являются контрпродуктивными. В нашем видении приоритетное значение имело бы подключение к таким дискуссиям Франции и Великобритании как союзников США по НАТО. Они обладают ядерными арсеналами, не ограниченными никакими международными соглашениями, которые мы вынуждены учитывать в контексте проработки вопросов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Принимаем во внимание и озвученные Лондоном планы по наращиванию числа своих ядерных боеголовок. 

При этом хотели бы привлечь внимание участников Конференции к тому факту, что НАТО открыто определяет себя как ядерный альянс, что недавно было переподтверждено его участниками по итогам июньского саммита в Мадриде. На территории неядерных государств-союзников по альянсу остается ядерное оружие США. В рамках НАТО отрабатываются практические сценарии его применения с привлечением неядерных государств. Об антироссийской направленности таких действий недавно фактически заявила министр обороны ФРГ. В свою очередь, Генеральный секретарь НАТО публично допустил размещение американского ядерного оружия в европейских странах к востоку от Германии. 

Такие безответственные действия не только продолжают оставаться значимым фактором, негативно влияющим на международную и европейскую безопасность, но и увеличивают риск ядерного конфликта и в целом являются тормозом для усилий в области ядерного разоружения. Неоднократно призывали вывести ядерное оружие США на национальную территорию, ликвидировать инфраструктуру его развертывания в Европе, прекратить практику «совместных ядерных миссий» НАТО.

Указанный курс Североатлантического альянса заставляет с еще большей настороженностью относиться к созданию США, Великобританией и Австралией партнерства AUKUS. Несмотря на заявления, что Австралии не будут передаваться ядерные боезаряды, на ее территории фактически предполагается размещение военной инфраструктуры ядерных государств. Кроме того, планируемое приобретение Австралией атомных подводных лодок, являющихся, по сути, оружием неограниченной дальности, вынуждает другие страны учитывать столь радикальное наращивание ее военного потенциала. Возникает вопрос о целях, которые ставят перед собой участники такого формата сотрудничества. Они должны прояснить ситуацию и предоставить полную информацию относительно задач своего взаимодействия, которые явно шире того, что лежит на поверхности. В целом у нас вызывает обеспокоенность тенденция к формированию военно-политических группировок, деятельность которых может привносить негативные элементы в стратегическую стабильность и иметь далеко идущие последствия для региональной и глобальной безопасности.

Уважаемый Г-н Председатель,

В нынешних условиях как никогда важно сдержанное и ответственное поведение ядерных держав. Российская Федерация твердо исходит из того, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Приверженность данному принципу была переподтверждена Россией и США в совместном заявлении Президентов от 16 июня 2021 г., а также Россией и КНР в совместном заявлении от 28 июня 2021 г. к двадцатилетию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Причем Россия и Китай сделали дополнительный шаг вперед, заявив о необходимости прилагать все усилия по недопущению любых вооруженных конфликтов между государствами, обладающими военным ядерным потенциалом.

3 января 2022 г. этот постулат был подтвержден лидерами пяти ядерных держав в совместном заявлении о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений. Один из ключевых тезисов этого документа заключается в намерении заниматься поиском дипломатических подходов, позволяющих избегать военной конфронтации, укреплять стабильность и предсказуемость, повышать уровень взаимного понимания и доверия и предотвращать гонку вооружений, которая никому не принесет выгоды и станет угрозой для всех. Важно, чтобы каждое из ядерных государств следовало положениям этого заявления во всей их совокупности.

Россия последовательно снижает место и роль ядерного оружия в своей Военной доктрине. Политика России в указанной области направлена исключительно на защиту суверенитета и территориальной целостности страны. При этом приоритет отдается проведению комплекса политико-дипломатических мер предотвращения агрессии. В военной сфере упор переносится на неядерные средства в рамках системы неядерного сдерживания.

В соответствии с положениями действующей Военной доктрины Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в двух исключительных случаях: в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Взгляды нашей страны на сущность ядерного сдерживания, определения военных опасностей и угроз, для нейтрализации которых оно осуществляется, содержатся в «Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». Данный документ, опубликованный в июне 2020 г., детализировал положения Военной доктрины по вопросам ядерного сдерживания и позволил широкой общественности детально ознакомиться с нашими подходами к их реализации.

Государственная политика России в области ядерного сдерживания носит исключительно оборонительный характер, она направлена на поддержание потенциала ядерных сил на минимальном уровне, обеспечивающем гарантированную защиту суверенитета и территориальной целостности государства, предотвращение агрессии против Российской Федерации и ее союзников. При этом российские доктринальные документы не указывают ни одно государство в качестве военного противника России. Осуществление нами мероприятий ядерного сдерживания относится только к тем государствам и военным коалициям, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника и при этом обладают ядерным оружием либо значительным потенциалом сил общего назначения, которые могут использоваться для агрессии против нашей страны.

Стоит также отметить, что обладание ядерными вооружениями, прежде всего для целей сдерживания, является единственно возможным ответом на некоторые существенные внешние угрозы Российской Федерации. Развитие ситуации вокруг Украины подтвердило обоснованность наших озабоченностей в данной сфере. Грубо нарушив принцип равной и неделимой безопасности, блок НАТО сделал ставку на вредоносную экспансию, направленную на ослабление нашей страны. США и их союзники при этом отвергли российскую инициативу о выработке юридически обязывающих договоренностей, гарантирующих восстановление предсказуемости и стабильности на западных рубежах России. Наши вынужденные ответные действия по защите своего внешнего контура безопасности страны «коллективного Запада» использовали как предлог для перехода к ожесточенному гибридному противостоянию с Россией, опасно балансируя на грани открытой военной конфронтации. В этих условиях отказ от ядерного оружия не только резко ослабил бы нашу национальную безопасность, но и был бы способен спровоцировать серьезнейшее обострение угроз с риском дальнейшей эскалации вплоть до масштабного военного столкновения.

Уважаемый Г-н Председатель,

Выход США из Договора о РСМД 2 августа 2019 г. обнулил международно-правовые запреты на развертывание ракетных вооружений средней и меньшей дальности наземного базирования. 

Тем не менее, с целью предотвращения новой губительной гонки ракетно-ядерных вооружений Российская Федерация взяла на себя в одностороннем порядке обязательство не размещать первой подпадавшие под ДРСМД системы в тех регионах, где не будут развертываться такие средства американского производства. Призываем США и их союзников принять аналогичные обязательства.

26 октября 2020 г. в «Заявлении о дополнительных шагах по деэскалации обстановки в Европе в условиях прекращения действия ДРСМД» Президент Российской Федерации В.В.Путин в развитие инициативы о встречных мораториях предложил заинтересованным сторонам рассмотреть конкретные варианты взаимных верификационных мер для снятия имеющихся озабоченностей. Наши инициативы остаются в силе. Просим присмотреться к ним самым внимательным образом. 

Ответственно заявляем, у России не было и нет ракет средней и меньшей дальности наземного базирования. Утверждать обратное – значит создавать заведомо ложную картину и покрывать тех, кто несет истинную ответственность за развал ДРСМД.

Г-н Председатель,

В последние годы на международных площадках в качестве наиболее «горячей» активно продвигается тематика верификации ядерного разоружения, которую некоторые представляют чуть ли не панацеей от всех бед, способной преодолеть все препятствия на пути к безъядерному миру.

Российская позиция по этому вопросу хорошо известна, она проверена временем и опытом выполнения разоруженческих договоренностей. Мы убеждены, что проверочные процедуры не могут рассматриваться в отрыве от конкретных соглашений в области сокращения и ограничения вооружений и должны соответствовать предмету содержащихся в них ограничений и их объему. Поэтому не считаем идею «заблаговременной» выработки процедур и технологий в сфере верификации ядерного разоружения для их возможного использования в неких умозрительных будущих договоренностях оправданной ни с логической, ни с прагматической, ни с переговорной точек зрения. По сути, это трата времени и ресурсов на получение результата, который заведомо не может быть применен на практике. 

При этом, разумеется, в случае начала предметной работы над возможными будущими договоренностями в сфере контроля над вооружениями, стороной которых будет Россия, мы уделим должное внимание верификационным аспектам.

Г-н Председатель,

Хотели бы еще раз подчеркнуть, что Российская Федерация выполняет все свои обязательства в сфере ядерного разоружения неукоснительно и в полном объеме.

Благодарю Вас, Г-н Председатель.