Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Ответное слово заместителя руководителя российской делегации А.И.Белоусова на восьмом пленарном заседании Х Конференции по рассмотрению действия ДНЯО

Г-н Председатель,

Мы попросили слово, чтобы отреагировать на очередную порцию беспочвенных и даже лживых обвинений в адрес России.

В частности, заявления о неспровоцированном российском нападении делают те, кто по политически мотивам хочет представить Россию в качестве агрессора. Ситуация на Украине едва ли относится к теме Обзорной конференции. Тем не менее поясним – предпринятая Россией вынужденная специальная военная операция является адекватным ответом на преступные действия киевского режима, не прекращавшиеся с 2014 г. обстрелы и убийства жителей ныне Донецкой и Луганской республик, которые совершались при подстрекательстве и поддержке коллективного запада. Напомним, что нынешний режим в Киеве пришел к власти под лозунгами, содержащими прямые призывы к убийству русских. Это всё факты, которые многие наши оппоненты просто игнорируют или замалчивают.

Мы уже указывали на несостоятельность и беспочвенность утверждений, что Россия угрожает применить ядерное оружие на Украине и против Украины. Это невозможно, с учетом того, что российские доктринальные установки жестко лимитируют чрезвычайные ситуации при которых гипотетически возможно применение ядерного оружия, а именно – в ответ на агрессию с применением оружия массового уничтожения либо в ответ на агрессию с использованием обычных вооружений, когда под угрозу поставлено само существование государства. Ни один из этих гипотетических сценариев не имеет отношения к ситуации на Украине.

Руководство России последовательно заявляет, что полностью осознает реальные угрозы, связанные с ядерным оружием и возвели приверженность ответственному поведению в этой сфере в ранг госполитики. Наши утверждения о том, что «опасность ядерной войны серьёзная» основываются на дестабилизирующем и опасном поведении западных стран, их агрессивной антироссийской риторике и вмешательстве в ситуацию на Украине, когда они опасно балансируют на грани прямого вооружённого столкновения с Россией. Достаточно вспомнить обсуждение в НАТО вопроса о закрытии неба над Украиной, что подразумевало прямое вмешательство в ситуацию в этой стране. 

Россия привержена положениям январского заявления ядерной «пятёрки», в том числе о предотвращении любой военной конфронтации между ядерными государствами, так как она чревата эскалацией на ядерный уровень. Наши действия этому не противоречат. Именно в этом состоит суть предупреждений России о потенциальных последствиях прямой агрессии стран НАТО против нашей страны в контексте украинского кризиса. 

Утверждения о том, что российские ядерные силы приведены в состояние повышенной боеготовности не соответствуют действительности. Президент России приказал временно перевести силы сдерживания на особый режим дежурства, что означает переход смен пунктов управления стратегическими силами к несению дежурства усиленным составом. Это также подразумевает повышение бдительности, а не состояние повышенной боеготовности СЯС. Это совершенно разные вещи. 

Мы подробно поясняли беспочвенность утверждений в нарушении Россией положений Будапештского меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО. Утрата этой страной территориальной целостности стала результатом внутренних центробежных процессов, спровоцированных внешним дестабилизирующим воздействием Запада, а также несоблюдением своих обязательств по Меморандуму самим Киевом. В частности, тех, которые были призваны противодействовать росту агрессивного национализма и шовинизма на Украине. Режим в Киеве как раз сделал своей внутренней политикой агрессивный национализм, который не приняли целые регионы страны. К этому ни Российская Федерация, ни её обязательства по Будапештскому меморандуму не имеют никакого отношения. Россия не брала на себя обязательства принуждать части Украины оставаться в её составе против воли местного населения.

Утверждения, что Россия наращивает ядерный потенциал бездоказательны и лишены каких-либо оснований. Они базируются либо на недостоверных оценках, либо на откровенной дезинформации.

Мы досконально соблюдаем свои обязательства в сфере контроля над вооружениями. Появление у России новых систем оружия вызвано оптимизацией имеющегося арсенала средств, в т.ч. за счет выбывания устаревающих типов. При этом разработка перспективных комплексов связана с необходимостью поддерживать стратегический баланс, который целенаправленно подрывается дестабилизирующими шагами со стороны США, которые развивают ничем не ограниченную глобальную систему ПРО в сочетании с высокоточными неядерными средствами «глобального удара», способными решать стратегические задачи, а также другими действиями, угрожающими стратегической стабильности.

Россия предлагала самым тщательным образом рассмотреть все эти факторы в рамках российско-американского стратегического диалога, с тем чтобы найти долгосрочные и взаимоприемлемые решения в рамках формирования нового и адекватного современным реалиям «уравнения безопасности». Однако США прервали этот диалог в одностороннем порядке. 

Остается только удивляться разыгравшейся фантазии представителя Польши, который, вопреки фактам, утверждает, что Россия годами ничего не делает для ядерного разоружения. Всем, казалось бы, очевидно, что Договор о СНВ действует и в его рамках были осуществлены реальные сокращения ядерных вооружений. Предложили бы польским коллегам обратиться к непререкаемому для них авторитету – к США – которые, будучи стороной ДСНВ, признают, что Российская Федерация выполняет свои обязательства по нему, и сами декларируют о сокращении своих ядерных арсеналов.

В заключение хотел бы сказать, что заявление, прозвучавшее со стороны представителя Украины, абсолютно лживое. Мы предоставим реальные доказательства того, что происходит сейчас на Запорожской АЭС и опровергнем все заявления со стороны украинского представителя.

Благодарю Вас.