Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по сирийскому «химическому досье»

Г-жа Председатель,

Благодарим Заместителя Генсекретаря ООН, высокого представителя по вопросам разоружения, Изуми Накамицу за её брифинг.

Мы внимательно ознакомились с последним ежемесячным докладом Генерального директора ОЗХО Фернандо Ариаса, особенно с теми его положениями, которые касаются двух визитов представителей Миссии по оценке первоначального объявления Сирии по КЗХО (МООС) в Дамаск. Отрадно, что у Техсекретариата постепенно устанавливаются плотные рабочие контакты с сирийской стороной. Приветствуем также приверженность Катара взятой им на себя роли политически неангажированного и объективного канала связи с Дамаском и готовность Дохи представлять Сирию в ОЗХО до назначения сирийского Постоянного представителя при этой организации.

В целом отмечаем, что прогресс в деле урегулирования остающихся нерешенными вопросов первоначального объявления САР может быть достигнут исключительно при условии, что руководство ОЗХО обеспечит проведение данного процесса без политических перекосов, на строго профессиональной, объективной и беспристрастной основе. В этом у нас, к сожалению, сохраняются серьёзные сомнения с учетом печального «послужного списка» Техсекретариата ОЗХО, полного нарушений и подтасовок. Многолетняя тенденция к зашкаливающей политизации деятельности ОЗХО подрывает веру в его способность честно и добросовестно исполнять свои сугубо технические функции, как это предписано его мандатом.

Приходится констатировать, что наблюдаемое сейчас выстраивание конструктивных отношений между новыми сирийскими властями и ОЗХО не обнуляет продавленных странами Запада в свое время «атрибутивных» решений в нарушение КЗХО и создания таких нелегитимных структур, как Группа по расследованию и идентификации (ГРИ), нарушение Техсекретариатом предусмотренной Конвенцией методологии работы. Политическая конъюнктура тут ни при чем. Вопрос исключительно в некачественной работе всей организации. Никуда не делись и факты прямых подтасовок при подготовке доклада по инциденту в Думе. Напомню, что, как подтверждено различными источниками, в т.ч. бывшими инспекторами самой ОЗХО, принимавшими непосредственное участие в расследовании этого сюжета, его итоговая версия была радикально отредактирована по сравнению с первоначальной. Попытки же этих инспекторов добиться от руководства ОЗХО расследования произошедшего ни к чему не привели. Более того, они подверглись преследованию за свои «поиски правды». И как мы можем в этих условиях доверять каким-либо утверждениям Техсекретариата по Сирии? О каком доверии к работе структур ОЗХО вообще может идти речь?

В контексте данного доклада обращает на себя внимание, как минимум, спорная оценка Гендиректора Ф.Ариаса, будто текущая военная ситуация в Сирии благоприятствует получению в максимально полном объеме информации о бывшей военно-химической программе САР. Считаем подобные формулировки не только преждевременными, но и выходящими за рамки технического мандата ОЗХО.

Нельзя игнорировать объективную реальность: за годы конфликта значительная часть сирийской территории неоднократно переходила под контроль различных вооружённых группировок. Многие военные и промышленно значимые объекты были либо уничтожены, либо серьёзно повреждены в результате массированных авиаударов, наносившихся как западной коалицией, так и Израилем.

В таких условиях вести речь о надлежащем сборе новых образцов, обнаружении документов на объектах не представляется возможным. Сомнительным выглядит и качество «новых» материалов, полученных в подобной обстановке. Очевидно, что в таких условиях невозможно говорить ни о сохранности материальных доказательств или их достоверности и пригодности для объективного анализа, ни о полноте картины, которую можно было бы восстановить в ходе инспекций. На этом фоне попытки инициировать новые проверки выглядят как минимум необоснованными и воспринимаются скорее как стремление возложить ответственность на бывшие сирийские власти, а не как шаг к установлению объективной истины. Одним словом, есть все предпосылки для дальнейшей политизации работы ОЗХО в угоду изменившейся политической ситуации в этой стране. Это не та тенденция, которую должен поддерживать СБ ООН.

В этой связи мы призываем ТС ОЗХО сосредоточить внимание на тщательном анализе уже имеющихся материалов, собранных за предыдущие годы. Единственно возможный путь к разрешению оставшихся вопросов в рамках первоначального объявления – это основанный на профессионализме и объективности подход. Провоцирование новых обвинений без прочной доказательной базы не только не приближает нас к решению проблемы, но и усугубляет атмосферу недоверия и политизированности вокруг работы ОЗХО.

При обсуждении сирийского «химдосье» настоятельно призываем учитывать всю полноту и сложность текущей внутриполитической обстановки в Сирии, включая необходимость обеспечения суверенитета, территориальной целостности этой страны, восстановления государственных институтов и борьбы с террористическими угрозами. И резолюция СБ 2218 не должна становиться политическим рычагом и инструментом сведения счетов. В противном случае может оказаться подорван хрупкий процесс стабилизации в стране.

Благодарю за внимание.

Видео выступления