Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на заседании СБ ООН по рассмотрению доклада Следственной группы по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ИГИЛ в Ираке

Г-н Председатель,

Разрешите начать с благодарности Республике Мозамбик за успешное руководство Советом в мае. Приветствуем Республику Корея в председательском кресле, а также Республику Ирак за столом Совета.

Г-н Председатель, 

Приветствуем г-жу А.Лопес на посту главы Следственной группы и выражаем ей признательность за содержательный брифинг, а также за ее мужество в решении возглавить Следственную группу в тот момент, когда, после долгих лет имитации ее деятельности под руководством «блестящих» мужчин, которые не раз брифинговали этот Совет, пришло время к тому, чтобы действительно выполнить мандат этой группы и завершить ее работу. Надеемся, что под ее началом Следственная группа предпримет все усилия для того, чтобы бы приблизиться к выполнению основной мандатной задачи ЮНИТАД – передаче Ираку абсолютно всех доказательств, которые были собраны во время ее работы. Понимаем, что задача не из простых, и не только потому, что группа вышла на «финишную прямую» на пути к закрытию. Речь о системных провалах, которые допустило предыдущее руководство группы. Мы еще вернемся к этому вопросу.

Российская Федерация придает большое значение проблематике привлечения террористов к ответственности. При этом убеждены, что главную роль должны играть власти и судебные органы государств, где были совершены преступления боевиков. Это особенно актуально для таких стран как Ирак, где действия террористов имели катастрофические последствия в масштабах всей страны.

В этом контексте мы продолжаем внимательно отслеживать выполнение Следственной группой по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ИГИЛ (ДАИШ) в Ираке, своего мандата по поддержке национальных усилий по сбору, сохранению и обеспечению хранения в Ираке доказательственной базы преступлений ИГИЛ в соответствии с резолюциями СБ ООН 2379 и 2697 и Кругом ведения, одобренным Советом.

Наша делегация хотела бы обратить внимание на техническую, но важную деталь – необходимость приведения наименования террористической группировки ИГИЛ в документах ЮНИТАД и на соответствующих веб-сайтах в соответствии с резолюцией СБ 2379, которой была учреждена Следственная группа. Произвольное переименование террористических субъектов не должно иметь место, особенно в свете их листирования в национальных правовых системах.

Возвращаясь к сути вопроса – положительная динамика сотрудничества с иракскими властями наметилась только на седьмой год работы ЮНИТАД. До этого мы годами добивались от бывшего советника К.Хана транспарентности в работе группы. Однако он, по сути, держал Совет в неведении, и вводил его в заблуждение, оправдывая бездействие различными отговорками – опасная обстановка, тайна следствия, отсутствие национального законодательства, якобы несотрудничество Багдада. Как теперь выясняется, К.Хан вместо реального сбора доказательств преступной деятельности ИГИЛ в основном занимался получением информации у самих властей Ирака и не просто без разрешения этой страны, но в тайне от нееорганизовал доступ западным странам к собранной таким образом доказательственной базе ЮНИТАД. При этом, отказывая в доступе самим иракцам. 

Мы регулярно напоминали и г-ну К.Хану, и г-ну К.Ритчеру, что ЮНИТАД был учрежден Советом Безопасности не по седьмой главе Устава ООН. Его задача – оказывать техническое содействие иракским властям в привлечении к ответственности за преступления, совершенные ИГИЛ в Ираке. Задачи подменить национальное правосудие группа не имела и пытаться навязывать какие-то решения Багдаду была не в праве.

Убеждены, что, если бы Следственная группа с самого начала своей деятельности неукоснительно и добросовестно соблюдала вверенный ей мандат, активно добывала доказательства преступлений ИГИЛ и поддерживала национальные усилия правоохранительных и судебных органов Ирака, снабжая их всеми необходимыми доказательствами в полном объеме, иракская судебная система уже завершала бы процесс привлечения террористов к ответственности. Чего, к сожалению, не произошло.

Речь изначально шла именно о том, что ЮНИТАД работать с иракскими правоохранительными органами должны была рука об руку, помогать им аналитикой и техсодействием при ведении следственной деятельности, а не собирать втайне от них материалы, которые, как мы понимаем, в итоге даже доказательствами во многих случаях не могут являться ввиду несоблюдения элементарных процессуальных норм. В итоге из реальных доказательств на сегодняшний день у ЮНИТАД только те, которые группа получила от самих же иракцев.

Таким образом, многолетнее саботирование руководством ЮНИТАД ключевой мандатной задачи привело к тому, что тысячи игиловцев так и не понесли наказания. Многие из них за это время успели сбежать из Ирака и скрыться в других странах. Такие сомнительные результаты подрывают доверие не только к данной Следственной группе, но и к институту техсодействия в области уголовного правосудия.

Для нас показателем успешной работы по ключевому аспекту ее мандата было и остается количество процессов в национальной судебной юрисдикции Ирака на основе доказательств, собранных и систематизированных группой. К сожалению, на сегодняшний день по прошествии семи лет работы группы количество таких процессов равно нулю. А это значит, что ЮНИТАД не справился с возложенной на него главной задачей. До завершения мандата ЮНИТАД осталось менее трех месяцев. Возникает вопрос, а кто понесет ответственность за такое плохое выполнение мандата? Бывшие руководители уже покинули посты этой комиссии, не захотели, видимо, брать на себя ответственность по результатам ее работы. Получается, что можно нажить политический капитал на пустых брифингах Совету, а потом перейти на более интересную работу.

Нынешнему руководству стоит приложить максимум усилий к тому, чтобы «под занавес» максимально посодействовать запуску судебных процессов в Ираке. Для этого надо скорейшим образом и без предварительных условий передать все собранные материалы иракским властям. Рассчитываем, что эта ключевая задача будет выполнена за оставшееся до окончания ЮНИТАД время, то есть до 17 сентября 2024 г. 

Российская делегация убеждена, что международные преступления террористов ИГИЛ не имеют срока давности и все, кто был причастен к их совершению, должны понести наказание в иракской национальной судебной системе. 

Что касается вопроса о месте хранения материалов Следственной группы, то для нас ответ на этот вопрос очевиден. В пункте 10 одобренного Советом Безопасности Круга ведения ЮНИТАД установлено, что ООН и правительство Ирака по истечении срока действия мандата Следственной группы согласуют между собой меры обеспечения сохранности оригиналов доказательств и материалов, собранных, сохраненных и хранимых следственной группой в Ираке, а также любых материалов и аналитических выкладок, подготовленных Следственной группой. 

Таким образом, исходим из того, что вопросы сохранения накопленных ЮНИТАД материалов после ее закрытия будут решены в двустороннем порядке между ООН и иракскими властями при полном уважении суверенитета Ирака и его юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на его территории.

Важно помнить, что ООН пригласили помочь. При оказании технического содействия необходимо уважать суверенитет, интересы, ценности, традиции и особенности государства пребывания – культурные, правовые, исторические, религиозные и языковые.

В завершение хотели бы также сказать несколько слов по поводу идеи сохранения наследия группы. Надеемся, что полное выполнение мандата и будет главным наследием группы. В последнее время, к сожалению, появлялась тенденция создавать некие «памятники» различным структурам ООН, которые завершают свою деятельность. Нам кажется, что это неправильный способ расходовать бюджетные средства Организации. 

Благодарю Вас.

Видео выступления