Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по Южному Судану

Г-н Председатель, 

Признательны заместителю Генерального секретаря по миротворчеству Жан-Пьеру Лакруа за его брифинг. Приветствуем участие Постоянного представителя Южного Судана на заседании.

Внимательно ознакомились с докладом Генерального секретаря по ситуации в Южном Судане. Отмечаем его особый и справедливый акцент на гуманитарной составляющей. Она усугубляется ростом беженцев и возвращенцев из соседнего Судана, число которых, по последним данным, перевалило за 560 тыс. человек. Такой наплыв способствует росту нестабильности. Именно поэтому важно, чтобы МООНЮС и другие работающие в РЮС ооновские структуры, активизировали усилия по гумсодействию. Южносуданцам с этой многосложной задачей, требующей материальной поддержки и экспертизы, в одиночку не справиться. 

Другим проблемным моментом для Южного Судана остается межобщинное насилие. Хотя в целом деградации ситуации не фиксируется, эпизодические столкновения в различных частях страны оставляют поводы для беспокойства. Важно отдавать себе отчет в том, что такие стычки зачастую имеют под собой не столько этническую, сколько экономическую подоплеку, являются следствием споров за прибыльные земельные участки и контроль над торговыми потоками, особенно вблизи Джубы. Видим задел для более вовлеченной роли миротворцев МООНЮС в пресечении межобщинного насилия и содействии созданию дееспособных единых вооруженных сил.

Южносуданское руководство готово взаимодействовать по этому вопросу, о чем говорит осуществленное в ряде штатов развертывание ограниченных контингентов объединенных вооруженных сил. В конечном счете, обеспечение самодостаточности единых национальных вооруженных сил – залог успешного протекания политического процесса в Южном Судане. Существенным препятствием на пути к достижению этой приоритетной цели выступает действующий в отношении РЮС санкционный режим. Он осложняет развертывание и должное оснащение армии, укрепление государственных структур безопасности. Выступаем категорически против использования санкций СБ для оказания давления или вмешательства во внутренние дела, а также их дополнения незаконными односторонними ограничительными мерами. 

Хотелось бы отдельно отметить, что решение ИКАО объявить статус серьезной озабоченности по безопасности полетов (которая связана только с авиацией двойной регистрации) не должно распространяться на российскую авиатехнику. Сожалеем о решении Секретариата распространить эту озабоченность и на российские вертолеты. В итоге эта незаменимая в Южном Судане техника стала недоступной для МООНЮС. Найти альтернативу этим практичным машинам крайне проблематично. Получается, что логистика, обеспеченность и безопасность ооновской Миссии страдает от волюнтаристских шагов западных коллег. Хотели бы подчеркнуть, что операции по поддержанию мира ООН должны иметь все необходимые ресурсы для выполнения своего мандата. 

Г-н Председатель,

Должной оценки заслуживают предпринимаемые властями Южного Судана при содействии МООНЮС усилия по подготовке кадров, реализации программ гумреагирования, налаживанию межобщинного диалога, процесса госстроительства, включая финансовую и политическую поддержку выборов. 

На фоне стоящих перед Южным Суданом сложностей политический процесс в стране в целом продвигается. В дополнение к уже сформированным региональным правительствам, переходному парламенту, национальному совету по правам человека к присяге приведена национальная избирательная комиссия, подготовлено законодательство о политпартиях, которые в ближайшее время должны выработать кодекс поведения. В то же время некоторые контрольные показатели по подготовке к выборам указывают на то, что процесс идет с отставанием от графика. Рассчитываем, что южносуданские власти по мере возможности ускорятся с их выполнением. При всем понимании того, что контрольные показатели представляют собой не навязанные извне критерии, а согласованные сторонами-подписантами Обновленного мирного соглашения пункты, из поля зрения ускользает важный момент – качество подготовки и проведения выборов. Разумеется, сроки важны. Однако еще важнее – формирование устойчивых и ответственных государственных институтов, пользующихся доверием самих южносуданцев. Именно этот критерий, а не выдерживание Джубой не до конца понятной «критической массы» мероприятий по реализации политпроцесса должен быть определяющим. Коллеги, наша общая задача – не пребывать в ожидании того, что южносуданцы не смогут провести выборы, чтобы потом обрушиться на них с критикой и наказаниями, а сообща содействовать в прохождении ими этого непростого процесса, который должен ознаменовать успешное завершение переходного периода. 

В конечном счете, если власти РЮС поймут, что эти сроки потребуется сдвинуть в интересах обеспечения качества, такая опция предусмотрена Обновленным мирным соглашением. Разумеется, она потребует консенсусного решения всех политических сил. 

Успешное проведение выборов, завершение переходного периода и стабилизация страны – прежде всего ответственность самих южносуданцев. Уверены, что они способны выработать подходящие им самим формы выстраивания политического процесса и определения судьбы своей страны.

Благодарю за внимание.

Видео выступления