Выступление представителя Российской Федерации Е.Е.Успенского на заседании Четвертого комитета 80-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Вопросы, касающиеся информации»
Г-жа Председатель,
Признательны заместителю Генерального секретаря г-же Мелиссе Флеминг за обстоятельное изложение приоритетов и текущих задач Департамента глобальных коммуникаций (ДГК).
Российская Федерация присоединяется к заявлению Венесуэлы, сделанному от имени Группы друзей в защиту Устава ООН. В национальном качестве хотели бы обратить внимание на следующее.
Г-жа Председатель,
Отмечаем усилия ДГК по распространению актуальной информации в условиях возрастающей конкуренции в глобальном информационном пространстве. Позитивно оцениваем наращивание охвата аудитории на официальных онлайн-ресурсах Организации, в том числе за счёт активной мультимедийной работы, своевременной фото- и видеосъёмки заседаний Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов. Особую благодарность выражаем переводчикам за обеспечиваемую ими бесперебойную работу по переводу информационных материалов и заседаний на все шесть официальных языков.
Считаем важным поддерживать и развивать многоязычные форматы подачи материалов, совершенствовать работу UN Web TV, в частности, в контексте использования метаданных. Поддерживаем усилия Секретариата по достижению языкового паритета, в том числе с использованием современных технологий, включая ИИ, но при обязательном контроле со стороны человека за такой деятельностью.
Фундаментальным ориентиром в работе ДГК должна оставаться беспристрастность, точность и своевременность донесения информации. Официальные ресурсы Всемирной организации призваны обеспечивать равный доступ вовлеченной аудитории ко всем значимым сюжетам международной повестки. При их освещении не должны прослеживаться избирательность и политизация: использование медийного инструментария ООН для продвижения узкогрупповых политических нарративов недопустимо.
Г-жа Председатель,
Вынуждены констатировать, что глобальное медиапространство продолжает сталкиваться с серьёзными вызовами, подвергаться опасной фрагментации. Не прекращаются репрессии в отношении российских журналистов и средств массовой информации на Западе, особенно это проявляется в прибалтийских странах, которые выражаются в прямых запретах на деятельность, отказах в аккредитации и визах, блокировке счетов, давлении со стороны спецслужб, административных преследованиях и уголовных делах. По надуманным причинам происходит зачистка национального медиапространства от альтернативных точек зрения. Подобная практика грубо противоречит международным обязательствам государств в области свободы выражения мнений и подрывает доверие к международным механизмам защиты журналистов.
Особую озабоченность вызывает ситуация с физической безопасностью журналистов в зоне конфликтов. Так, продолжаются целенаправленные атаки со стороны ВСУ на представителей российских СМИ и военных корреспондентов. Немногим более двух недель назад под удар снаряжённого боеприпасом украинского дрона попала съёмочная группа «РИА Новости», в результате чего погиб корреспондент Иван Зуев. За один только 2025 год киевским режимом убиты шесть работников российских СМИ, выполнявших редакционные задания, многочисленные сотрудники получили ранения различной степени тяжести. Вновь подчеркиваем, что практикуемые ВСУ кровавые расправы над нашими корреспондентами должны быть безоговорочно осуждены профильными структурами и их уполномоченными лицами.
Г-жа Председатель,
Отмечаем также деструктивную деятельность ряда транснациональных ИТ-корпораций, обладающих фактически монопольным доступом к глобальной аудитории. Частные платформы, выступая посредниками распространения информации, зачастую устанавливают правила, не согласованные на межгосударственном уровне, произвольно изменяют стандарты модерации и практику применения санкций к официальным аккаунтам (т.н. «теневые баны»). Такая концентрация полномочий при недостаточной транспарентности и ответственности создаёт риски ещё большей фрагментации цифрового пространства, подрывает базовые права и свободы аудитории. Необходим системный и коллективный ответ на эти вызовы.
Российская Федерация последовательно выступает за укрепление роли государств-членов в формировании правил в информационной сфере, прозрачное регулирование цифрового пространства. Ключевой ориентир – формирование универсальных международно-правовых основ деятельности интернет-посредников на базе Устава ООН и общепризнанных норм международного права.
Мы открыты к предметному обсуждению правоприменительной практики, а также выработке транспарентных механизмов модерации, апелляции и надзора над цифровыми системами. При этом любые документы в данном контексте должны выпускаться по результатам полноценных консультаций с вовлечением всех заинтересованных стран-членов.
Г-жа Председатель,
Не можем оставить без ответа ничем не подкреплённые инсинуации делегаций Румынии и Республики Молдовы в адрес моей страны.
Категорически отвергаем попытки приписывать России некие «гибридные» схемы и иные мнимые вмешательства в выборы и информационную сферу. Политизированные заявления — не аргументы и уж тем более не доказательства на площадке Всемирной организации.
Фактическая картина как раз обратная: в этих государствах зафиксированы системные ограничения в отношении российских и русскоязычных медиа. В Молдове закрыт «Sputnik Молдова», заблокированы русскоязычные сайты, действуют запреты на ретрансляцию российского контента. По состоянию на февраль 2025 года — свыше 60 заблокированных ресурсов, отозваны 17 теле- и 3 радиолицензии.
В Румынии с 28 февраля 2022 года ограничен доступ к «Sputnik Romania» и RT, регулятор исключил ретрансляцию российских каналов и ввёл карательный мониторинг редакционной повестки со штрафами и предупреждениями.
Дополнительный штрих к этой картине — публичные заявления основателя Telegram Павла Дурова о попытках французских спецслужб добиться предвыборной «чистки» телеграм-каналов в Молдове и Румынии. Речь идёт о прямом политическом давлении на частную платформу и вмешательстве в выборный процесс, но по каким-то соображениям обе страны решили об этом умолчать в своих выступлениях.
Г-жа Председатель,
В завершение хотели бы призвать ДГК и далее действовать строго в рамках своего мандата, неизменно придерживаясь принципов объективности и беспристрастности.
Рассчитываем, что работа Комитета по информации и далее будет строиться в духе консенсуса, подтверждённого по итогам его 47-й сессии, и на уважении к многоязычию как фундаментальной ценности нашей Организации.
Благодарю за внимание.
Ответное слово представителю Великобритании:
Г-н Председатель,
Российская Федерация отвергает обвинения в свой адрес, прозвучавшие от делегации Великобритании, как необоснованные и оторванные от реальности.
Попытки навесить на Россию ярлыки манипулирования информацией, распространения дезинформации, а также давления на СМИ исходят от государства, где регуляторная и финансовая инфраструктуры уже несколько лет последовательно вычищают из медиаполя любые альтернативные точки зрения. Так, британский медиарегулятор Ofcom не только снял российские каналы с эфира, но и штрафовал RT, заявляя, что вещатель «нарушал минимальные стандарты объективности», параллельно шли блокировки банковских счетов российских медиаструктур и журналистов в банках.
Называя цензуру «защитой стандартов», Лондон в действительности применяет административный ресурс для выдавливания всех альтернативных источников информации. Это не плюрализм, а централизованный контроль над правом граждан искать и получать информацию, что из года в год консенсусно закрепляется в резолюции Комитета по информации.
Следует отметить и политику повсеместного цифрового надзора со стороны правоохранительных органов, которая создала в Великобритании среду устрашения для пользователей соцсетей.
На этом фоне в британском публичном пространстве укоренилось цифровое преследование. Только в 2023 году в рамках него было произведено более 12 тысяч задержаний, — показатель, красноречиво говорящий о репрессивном характере этой практики.
Пока правоохранительные ведомства Великобритании закрывают российские каналы, штрафуют редакции, подрезают финансовые возможности журналистов, привлекают к уголовной ответственности собственных граждан за онлайн-реплики и даже репосты, не Лондону обвинять нас в дезинформации с этой трибуны и читать нам лекции.
Благодарю за внимание.