Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление руководителя российской делегации, директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова в ходе общеполитических прений в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН

Уважаемый г-н Председатель,

Поздравляю Вас с избранием на этот пост, желаю успехов в работе. Заверяю, что российская делегация будет оказывать Вам всемерное содействие в проведении предметных дискуссий.

Нынешняя сессия Первого комитета ГА ООН проходит в чрезвычайных условиях серьезнейшего кризиса международной безопасности. Данные обстоятельства спровоцированы претендующей на «исключительность» группой стран, которая оказалась не способна справиться с фантомными болями колониального прошлого и по-прежнему продолжает агрессивно продавливать свои узкокорыстные устремления вопреки принципу неделимости безопасности и коренным интересам других государств и народов. Такая деструктивная линия обострила риски в сфере стратегической стабильности, подстегнула развитие кризисов по множеству направлений, имеющих плачевные последствия для всего мирового сообщества, прежде всего развивающихся стран.

Трагедия Украины, превратившаяся в инструмент западных государств по реализации своих геополитических амбиций, стала острейшей проблемой, вызовом для всей глобальной системы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Антиконституционный государственный переворот, произошедший в этой стране в 2014 г. при прямой поддержке Вашингтона, спровоцировал восьмилетнюю агрессию Киева против Донбасса, жители которого буквально на днях приняли судьбоносное решение о вхождении в состав России. Это – их исторический выбор, их ответ на разгул неонацизма, русофобии, массовых нарушений базовых прав человека, в первую очередь в отношении русскоязычного населения Украины, то есть на то, что было и остаётся стержнем политики киевского режима. 

С начала года наблюдалось резкое обострение ситуации. США и НАТО демонстративно отвергли наше законное требование отказаться от вредоносной экспансии к российским рубежам с превращением Украины в антироссийский плацдарм. Одновременно нами были получены убедительные доказательства того, что Украина готовила полномасштабное вторжение в ДНР и ЛНР с целью их ликвидации. А в середине февраля с.г. киевский режим заявил о возможности отказа от безъядерного статуса, что вело бы к обретению им ядерного оружия. У нас не было иного выбора, кроме оказания поддержки Донецку и Луганску, проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

Очевидна безответственность разрушительного курса стран НАТО во главе с США на открытое противостояние с Россией на Украине и балансирование на грани прямого вооружённого конфликта, что чревато дальнейшей эскалацией вплоть до военного столкновения ядерных держав с вытекающими тяжелейшими последствиями. Такое развитие событий необходимо предотвратить. Как неоднократно отмечало руководство Российской Федерации, в современных турбулентных условиях ядерные риски весьма существенны, их нельзя недооценивать. Однако и искусственно «раздувать» их не следует. Одной из важнейших задач в этом контексте считаем сохранение всеми странами ядерной «пятёрки» приверженности постулату о недопустимости любой войны между странами, обладающими ядерным оружием, который получил отражение в январском совместном заявлении лидеров ядерных держав. Россия привержена ему в полной мере.

Негативным фактором, чреватым существенными рисками для стратегической стабильности, остаётся деятельность США по созданию и развёртыванию средств глобальной системы ПРО в различных регионах мира в сочетании с наращиванием потенциала высокоточного неядерного оружия, способного решать стратегические задачи. В нарушение обязательств по ДНЯО продолжается практика «совместных ядерных миссий» НАТО с участием неядерных европейских стран, на территории которых по-прежнему размещены американские ядерные бомбы. Осуществляется дестабилизирующая модернизация этих вооружений и средств их доставки. Мы неоднократно подчёркивали необходимость вернуть американское ядерное оружие на национальную территорию США, ликвидировать инфраструктуру для его развертывания в Европе и прекратить «совместные ядерные миссии».

Прекращение действия Договора о РСМД в результате выхода из него США привело к тому, что в международно-договорном плане применительно к ракетно-ядерному разоружению мир оказался отброшенным более чем на 30 лет назад. Призываем Вашингтон и его союзников проявить ответственность и принять на основе взаимности обязательства, аналогичные тем, которые взяла на себя Россия – не размещать первой ранее запрещённые по ДРСМД системы. 

Мир стремительно меняется. В отсутствие конструктивного диалога накопившиеся противоречия будут и далее обостряться, вести к тотальному хаосу в стратегических делах и развитию событий по наихудшему сценарию. Во избежание этого требуется уважительный и заинтересованный разговор о взаимоприемлемых правилах бесконфликтного сосуществования, снижении напряженности, предотвращении опасной эскалации и гонки вооружений, в том числе посредством контроля над вооружениями. Особенно очевидна в нынешней ситуации необходимость формирования более жизнеспособной архитектуры международной безопасности, основанной на подлинной многосторонности и принципе неделимости безопасности. 

В полной мере сознаём свою ответственность за поддержание глобальной и региональной стабильности и открыты к обсуждению любых конструктивных идей,направленных на предотвращение дальнейшей деградации ситуации в этой сфере. Такое обсуждение должно вестись на основе консенсуса и с учетом законных интересов всех вовлечённых сторон.

Уважаемый г-н Председатель,

Как один из инициаторов и депозитариев ДНЯО, Россия считает Договор ключевым элементом системы международной безопасности. Вызывает сожаление, что на 10-й Конференции по рассмотрению действия ДНЯО, состоявшейся в августе с.г., не удалось выйти на консенсусный итоговый документ. Участники не смогли преодолеть накопившиеся противоречия по острым вопросам, затрагивающим все три «корзины» ДНЯО – ядерное разоружение, ядерное нераспространение и мирное использование атомной энергии. Делегации стран Запада использовали это ключевое мероприятие в области ядерного нераспространения для сведения политических счетов, а также продемонстрировали неспособность учитывать интересы всех государств-участников. 

В результате, шансы на принятие итогового документа были сведены к нулю. Тем не менее, твёрдо убеждены, что его отсутствие вовсе не говорит о провале Конференции. То, что государства-участники Договора смогли провести обмен мнениями, уже само по себе представляет большую ценность в нынешних тяжёлых геополитических условиях.

Рассматриваем создание зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО), в различных регионах мира как важный элемент поддержания режима ядерного нераспространения. Наша страна ратифицировала все подписанные протоколы к Договорам о ЗСЯО, предоставив соответствующие гарантии безопасности более 100 государствам-участникам ДНЯО. Выступаем за скорейшее решение вопроса о формировании зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ, и средств его доставки на Ближнем Востоке (ЗСОМУ), как это предусмотрено резолюцией Конференции 1995 г. по рассмотрению и продлению действия Договора.

Система гарантий МАГАТЭ, являющаяся контрольным механизмом ДНЯО, представляет собой важнейший элемент поддержания режима нераспространения ядерного оружия. Исходим из того, что её исключительное предназначение – проверка нераспространенческих обязательств государств-участников Договора. Считаем, что в целях сохранения доверия государств-членов МАГАТЭ к системе гарантий необходимо обеспечить надлежащий уровень транспарентности, а также технически обоснованный и политически неангажированный характер как к собственно осуществлению гарантий, так и к заключениям по результатам проверок.

Уважаемый г-н Председатель,

Полагаем, что созданное Австралией, Великобританией и США партнёрство AUKUSнегативно сказывается как на режиме ядерного нераспространения, так и на международной безопасности в целом. Появляется риск формирования военной инфраструктуры ядерных государств в очередном неядерном государстве. Это увеличивает уровень международной нестабильности и противоречит задачам сокращения арсеналов ядерного оружия.

Неоднозначно выглядит это партнёрство и в контексте участия Австралии в Договоре о создании зоны, свободной от ядерного оружия в южной части Тихого океана. Подтверждается оправданность уточняющих оговорок, которые делают ядерные государства при подписании или ратификации протоколов к договорам о зонах, свободных от ядерного оружия.

Со дня открытия для подписания ДВЗЯИ прошло уже более четверти века, однако в силу он так и не вступил. Призываем оставшиеся восемь государств из Приложения 2, от которых зависит судьба Договора, ратифицировать его как можно скорее.

Выступаем в поддержку многосторонних усилий, направленных на восстановление полнокровной реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД), одобренного резолюцией СБ ООН 2231. Убеждены, что реанимирование «ядерной сделки» отвечает интересам всего мирового сообщества, позволит снизить градус напряжённости вокруг Ирана и его ядерной программы, избежать необратимых последствий на региональном уровне и в глобальном масштабе. Однако для этого США должны исправить все допущенные ими нарушения и вернуться в правовое поле СВПД и резолюции СБ ООН 2231.

Уважаемый г-н Председатель,

Совершенно неприемлемая ситуация сложилась в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Эта некогда весьма авторитетная и сугубо техническая международная структура усилиями стран Запада превратилась в инструмент реализации их геополитических интересов на Ближнем Востоке и за его пределами. Подобные действия наносят непоправимый ущерб деятельности ОЗХО, её репутации, ведут к размыванию основ Конвенции о запрещении химического оружия и всей международной системы разоружения и нераспространения ОМУ.

Отсутствие по итогам консультативного совещания государств – участников Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) в связи с военно-биологической деятельностью США и Украины на украинской территории исчерпывающих разъяснений по детально представленным Россией конкретным претензиям к соблюдению указанными странами положений статей I и IV Конвенции лишь заостряет необходимость укрепления КБТО. Прежде всего, речь идёт о возобновлении работы над юридически обязывающим протоколом к КБТО с эффективным механизмом проверки. На упрочение институциональных основ КБТО направлены российские инициативы по созданию мобильных медико-биологических отрядов и Научно-консультативного комитета, модернизации мер доверия и созданию в рамках КБТО механизма расследования случаев возможного нарушения Конвенции. Решению данных задач, а также рассмотрению конструктивных предложений других государств, способствовало бы учреждение рабочей группы открытого состава. Предлагаем принять соответствующие решения на Девятой Обзорной конференции КБТО.

Назрела необходимость укрепления Механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев возможного применения химического и биологического оружия, в т.ч. путём рассмотрения вопроса об актуализации принципов и процедур, которые не обновлялись с момента их одобрения в 1990 г. В этих целях вносим проект соответствующей резолюции. Рассчитываем на широкую поддержку и соавторство.

Уважаемый г-н Председатель,

Российская Федерация на протяжении десятилетий выступает за сохранение космоса в качестве пространства для исключительно мирной деятельности государств на равноправной основе на благо всего человечества. Обеспечить достижение данной цели возможно лишь путём разработки общепризнанных юридически обязывающих норм международного права, которые носили бы всеобъемлющий характер и были нацелены на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК), как это предусмотрено решениями Первой Специальной сессии ГА ООН по разоружению 1978 г.

Призываем государства-члены ООН обратить пристальное внимание на реализацию государствами Запада во главе с США установок на размещение оружия в космосе и использование космического пространства для ведения боевых действий в целях обеспечения своего доминирования и превосходства.

В ходе событий на Украине появилась новая чрезвычайно опасная тенденция. Речь идёт о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в т.ч. коммерческой, в военных целях. Подобная деятельность, по сути, представляет собой опосредованное участие в вооружённых конфликтах, а квазигражданская инфраструктура может оказаться «законной целью» для ответного удара. В результате действий Запада неоправданным рискам подвергаются устойчивость мирной космической деятельности, а также многочисленные социально-экономические процессы на Земле, от которых зависит благополучие людей. Такое провокационное применение гражданских спутников вызывает вопросы в контексте выполнения Договора о космосе, предусматривающего его исключительно мирное использование, и требует самого сурового осуждения мировым сообществом.

Подобные безответственные действия требуют безотлагательных и решительных практических шагов. Необходимо приступить к разработке юридически обязывающего инструмента по ПГВК с гарантиями предотвращения размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью. В качестве основы рассматриваем российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. 

Промежуточной мерой доверия является международная инициатива/политобязательство о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК), которая на данный момент выступает единственным реально действующим инструментом сохранения космоса свободным от оружия. Её полноформатными участниками являются уже более 30 государств.

Вносим на рассмотрение Первого комитета проекты резолюций по НПОК, мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности, а также дальнейшим практическим мерам в области ПГВК. Рассчитываем на их максимальную поддержку и соавторство.

Российская Федерация убеждена, что ООН должна и далее играть центральную роль в переговорном процессе по вопросам международной информационной безопасности. Приветствуем принятие первого ежегодного доклада Рабочей группы открытого состава (РГОС) ООН по данной теме. Россия присоединилась к консенсусу по документу с оговорками. Тем не менее, считаем, что он отражает стоящие перед международным сообществом задачи и определяет направления дальнейшей дискуссии. Принципиально важно продолжать обсуждение насущных вопросов безопасности в сфере ИКТ в рамках единого механизма РГОС, избегать при этом «распыления» переговоров за счет создания дублирующих форматов. Важно, чтобы эти положения и достигнутый в этом году консенсус нашли отражение в соответствующей резолюции Генассамблеи ООН.

Уважаемый г-н Председатель,

Констатируем дальнейший рост политизации дискуссий по КВРН на площадке Генассамблеи ООН, Комиссии ООН по разоружению и Конференции по разоружению (КР). Наблюдаем отход от предметного диалога, непрекращающиеся попытки западных стран превратить эти органы в инструмент давления на «неугодных», размыть их мандат и пересмотреть правила процедуры и основополагающие принципы их функционирования.

Данная деструктивная тенденция в полной мере проявилась на недавно завершившейся сессии КР, где срежиссированная антироссийская кампания стала препятствием для нормальной работы. Причину такого положения дел усматриваем в нежелании, неготовности и попросту неспособности западных коллег выполнять решения Первой Спецсессии ГА ООН по рассмотрению вопросов разоружения. 

Дополнительным препятствием для развития диалога между государствами-членами ООН по вопросам КВРН является недобросовестное выполнение американской стороной своих обязательств по выдаче виз членам делегаций, направляющимся на мероприятия по линии ООН. Такая практика недопустима и является грубым нарушением международно-правовых обязательств США по Соглашению 1947 года о Штаб-квартире ООН, предусматривающему предоставление беспрепятственного проезда в район центральных учреждений Организации представителей или должностных лиц государств-членов ООН, а также выдачу им виз «безвозмездно и в возможно краткий срок». Мириться с подобным безответственным поведением американских властей не намерены. В этой связи продолжим добиваться незамедлительного запуска процедуры арбитража в отношении страны-пребывания Штаб-квартиры ООН.

Со своей стороны, последовательно продвигаем объединительную повестку. Так, в ходе нынешней сессии Генассамблеи представим резолюцию «Укрепление и развитие системы договорённостей по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению». Рассчитываем на её принятие консенсусом и позитивный эффект под углом конструктивного взаимодействия по всему спектру вопросов обеспечения международного мира и безопасности.

Благодарю за внимание.