Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.С.Шестопаловой в ходе общеполитической дискуссии сессии Комиссии ООН по разоружению 2023 г.

Г-н Председатель,

Разрешите поздравить Вас с избранием на этот ответственный пост и выразить надежду, что под Вашим руководством нам удастся задать позитивную динамику работе Комиссии ООН по разоружению (КОР) и добиться успешной реализации поставленных перед ней задач. Российская делегация готова оказывать Вам в этом всяческое содействие.

Первостепенной целью неизменно видим укрепление ооновского разоруженческого механизма, неотъемлемой частью которого является КОР. Россия последовательно выступает за упрочение центральной роли ООН в деле поддержания глобальной стратегической стабильности и международной безопасности, усиления режимов контроля над вооружениями и нераспространения (КВРН).

Г-н Председатель,

Мы являемся свидетелями неуклонной деградации обстановки в области международной безопасности и стратегической стабильности. Система контроля над вооружениями переживает кризис, масштаб которого не имеет прецедентов в новейшей истории. Это связано с деструктивными действиями США по демонтажу соглашений и договоров в области контроля над вооружениями и их замену на некие правила, нацеленные вразрез с принципом равной и неделимой безопасности на обеспечение Вашингтону определяющего военно-стратегического превосходства.

Один из результатов подобного подхода – острейший кризис на Украине. Страны Запада, подрывающие коренные интересы России в области безопасности и развязавшие тотальную гибридную войну против нашей страны, стыдливо стремятся скрыть истинные причины конфликта. Однако это у них не выйдет. Мы продолжим неустанно повторять, что украинский кризис связан, прежде всего, с вредоносным курсом враждебного блока НАТО на геополитическое и военно-стратегическое освоение постсоветского пространства с превращением Украины в антироссийский плацдарм.

Нарастающее вовлечение США и НАТО в военную конфронтацию под лозунгом о необходимости нанести России «стратегическое поражение» чревато прямым военным столкновением ядерных держав с катастрофическими последствиями. Подобные сигналы с нашей стороны являются не угрозами, а предупреждениями о том, что сопровождаемые воинственными заявлениями враждебные действия стран Запада генерируют серьёзнейшие стратегические риски, вплоть до рисков ядерной эскалации. Данная политика в корне противоречит сути и логике заявления лидеров ядерной «пятёрки» от 3 января 2022 г.

Существенными негативными факторами, также создающими риски в области безопасности, являются выстраивание глобальной системы ПРО США в сочетании с наращиванием высокоточных неядерных вооружений под задачи «глобального удара» и «обезоруживающего удара»; продвижение Вашингтона к развёртыванию наземных ракет средней и меньшей дальности, выводу оружия в космос; снижение порога применения ядерного оружия в военной доктрине США; провозглашённый ядерный статус НАТО; целенаправленное увеличение данным блоком дисбалансов в обычных вооружениях и наращивание им своего военного потенциала вблизи границ России; нелегитимное применение странами Запада в обход ООН ограничительных мер, наносящих ущерб безопасности других стран.

В большинстве своём это те сферы, в которых соответствующие инструменты контроля над вооружениями США либо разрушили, либо продолжают отвергать. При этом демонтаж Вашингтоном основ контроля над вооружениями выражается не только в сломе международных соглашений посредством выхода из них, но и в подрыве их жизнеспособности через создание условий, практически исключающих возможность их дальнейшей реализации. Именно так произошло с Договором о СНВ, существенное нарушение которого Вашингтоном при коренном изменении к худшему по вине США обстоятельств, в которых Договор осуществлялся, вынудило нас приостановить его действие.

Тем не менее, мы подтверждаем приверженность благородной цели построения мира, свободного от ядерного оружия. В то же время очевидно, что процесс ядерного разоружения, как и контроль над ракетно-ядерными вооружениями, не может осуществляться в отрыве от общего геополитического и военно-стратегического контекста. Именно такой подход предусматривается итоговыми документами предыдущих обзорных циклов ДНЯО.

Нынешняя ситуация с пробуксовкой усилий в области контроля над ядерными вооружениями и разоружения связана с деструктивной и дестабилизирующей деятельностью как ядерных стран Запада, так и активнейшим образом поддерживающих их неядерных союзников. Это ставит вопрос об особой ответственности государств, находящихся под ядерным зонтиком США, за действия, несовместимые с целью создания благоприятных предпосылок для продвижения к безъядерному миру.

Кроме того, сложившаяся ситуация вынуждает вновь констатировать, что мир вплотную подошел к рубежу, когда на последующих этапах сокращения ядерных вооружений потребуется присоединение к данному процессу всех без исключения государств, обладающих военным ядерным потенциалом. На фоне возрастающего стремления стран НАТО выступать единым антироссийским фронтом по ядерным делам особое значение для нас приобретает фактор совокупного арсенала трёх входящих в НАТО ядерных стран, который может быть совместно использован против нашей страны.

Россия открыта к конструктивному диалогу со всеми сторонами, заинтересованными в поиске путей снижения напряжённости, предотвращения гонки вооружений и укрепления международной безопасности и стабильности, который должен вестись на основе принципов равноправия, неделимости безопасности и обязательного взаимного учёта интересов друг друга. Основной целью видим продвижение в сторону выработки таких параметров мирного сосуществования – а в идеале и плодотворного взаимодействия, – которые обеспечивали бы сведение к минимуму конфликтного потенциала, а также резкое снижение кризисных проявлений в процессе формирования более справедливого полицентричного миропорядка и обеспечение его долгосрочной устойчивости.

Россия неизменно выступает за укрепление режима нераспространения, базирующегося на Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Итоги 10-й Обзорной конференции по рассмотрению действия Договора можно оценивать по-разному. Да, она не завершилась принятием итогового документа. Однако драматизировать ситуацию мы не склонны – Договор продолжает полноформатно функционировать и оставаться одной из основ глобальной архитектуры международной безопасности и режима нераспространения. Основную проблему обзорного процесса мы видим в радикализации позиций и чрезмерных амбициях многих государств-участников, а также в попытках внесения в повестку дня политизированных вопросов.

В ходе нового обзорного цикла ДНЯО мы готовы приложить максимум усилий для выхода на согласованные решения по укреплению Договора. При этом убеждены, что достижение консенсуса ради консенсуса, попытки во что бы то ни стало согласовать общий и объемный документ – путь, ведущий к ослаблению работы по продвижению целей и задач Договора. Очевидно, что государствам-участникам ДНЯО надо по-новому взглянуть на порядок подготовительной работы.

Всё большую тревогу вызывает ситуация вокруг Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Ответственность за то, что ДВЗЯЗИ за более чем четверть века своего существования так и не вступил в силу, лежит по сути на США, которые демонстративно отказались от его ратификации и проявляют очевидный настрой на возобновление испытаний. Мы не можем оставаться безучастными к происходящему. Если США всё-таки решатся на такой шаг и первыми проведут ядерные испытания, мы будем вынуждены адекватно реагировать. Ни у кого не должно быть опасных иллюзий, что глобальный стратегический паритет может быть разрушен.

Важным элементом режима нераспространения являются зоны, свободные от ядерного оружия. Рассматриваем формирование таких зон в соответствии со статьей VII ДНЯО и подписание ядерными державами протоколов о гарантиях безопасности их участникам в качестве значимого фактора укрепления режима нераспространения, а также региональной безопасности и стабильности.

Позитивно оцениваем итоги трех состоявшихся сессий Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ и средств его доставки (ЗСОМУ). Отмечаем, что государства ближневосточного региона взяли процесс в свои руки. При этом исключительно важной видится задача обеспечения инклюзивности процесса создания ЗСОМУ.

Вызывает озабоченность ситуация вокруг создания Австралией, Великобританией и США партнёрства AUKUS. Считаем, что такое партнёрство провоцирует напряжённость в сфере международной безопасности, формирует предпосылки к началу нового витка гонки вооружений, причём не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, оно создает весьма негативные прецеденты в контексте применения гарантий МАГАТЭ.

Г-н Председатель,

Одним из внешнеполитических приоритетов нашей страны остаётся сохранение космического пространства свободным от оружия любого вида и предотвращение в нём гонки вооружений (ПГВК).

На фоне реализации США и их союзниками программ, направленных на использование космического пространства для проведения боевых операций и достижения военного превосходства в космосе, возросла востребованность разработки многостороннего юридически обязывающего инструмента по ПГВК. Это единственный путь, который позволит избежать вепонизации космоса. Основа для такой работы имеется – это проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, подготовленный Россией и Китаем.

Вынуждены констатировать, что в последнее время предпринимаются активные попытки не только обесценить прежние достижения и наработки в данной области, но и сформулировать некие новые правила, которые регулировали бы возможное военное противостояние в космосе на условиях США и их союзников, а также способствовали бы реализации американских доктринальных установок на достижение доминирования и превосходства в космосе. Предлагаемые западными странами необязыващие правила в рамках концепции т.н. «ответственного поведения» в космосе не способны решить главную задачу – обеспечить использование космического пространства в мирных целях и ПГВК.

Инициативой России, направленной на стабилизацию ситуации в период, пока будет вырабатываться многосторонний юридически обязывающий инструмент по ПГВК, является политическое обязательство о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК). Её полноформатными участниками стали уже более трёх десятков государств, и число сторонников продолжает неуклонно расти. 

Будучи одной из мер транспарентности и доверия в целях ПГВК, инициатива по НПОК в последние годы стала существенным политическим фактором, способствующим укреплению международного мира, обеспечению равной и неделимой безопасности для всех, а также повышению предсказуемости и устойчивости деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Призываем все государства стать её участниками.

Со своей стороны, для придания импульса переговорам по разработке международного юридически обязывающего инструмента по ПГВК инициировали вместе с единомышленниками учреждение профильной Группы правительственных экспертов ООН (ГПЭ), в задачи которой входит представление рекомендаций по такой договорённости. Её работа должна начаться во второй половине текущего года. Рассчитываем на самое деятельное и конструктивное участие экспертов государств-членов для достижения ГПЭ успешных результатов.

Г-н Председатель,

Убеждены, что Комиссия ООН по разоружению способна внести существенный вклад в многосторонние усилия в области разоружения и контроля над вооружениями в соответствии со своим мандатом. Рассчитываем на подготовку рекомендаций и согласование итоговых докладов в рамках I и II Рабочих групп.

Полагаем, что при наличии политической воли участники КОР могут преодолеть разногласия, активно включиться в конструктивную работу по повестке дня и достичь эффективных консенсусных результатов.

Благодарю Вас.

 

Видео выступления