Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе общеполитической дискуссии сессии Комиссии ООН по разоружению 2022 года

Уважаемый г-н Председатель,

Прежде всего, разрешите поздравить Вас с избранием на этот ответственный пост и выразить надежду, что под Вашим руководством нам удастся задать позитивную динамику работе Комиссии ООН по разоружению. Российская делегация готова оказывать Вам в этом всяческое содействие.

Россия последовательно выступает за упрочение центральной роли ООН в деле поддержания глобальной стратегической стабильности и международной безопасности, усиления режимов контроля над вооружениями и нераспространения. Первостепенной задачей неизменно видим всемерное укрепление ооновского разоруженческого механизма, неотъемлемой частью которого является КОР. 

В 2018 году начался очередной трёхлетний цикл деятельности Комиссии с новой повесткой дня. Предстоит продолжить работу по согласованию рекомендаций для достижения цели ядерного разоружения и нераспространения, а также для содействия практической реализации мер транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности в целях решения задачи предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. 

В последнее время обстановка в области международной безопасности и стратегической стабильности вызывает всё большую озабоченность. Система контроля над вооружениями, традиционно играющая в данных вопросах роль центральной несущей конструкции, переживает кризис, масштаб которого не имеет прецедентов в новейшей истории. 

Сломаны и прекратили действие многие важнейшие соглашения в сфере контроля над вооружениями. Во многом это связано с деструктивными действиями США, которые напористо пытались добиться определяющего военно-стратегического преимущества. Существенным деструктивным фактором, создающим риски для международной безопасности и стратегической стабильности, остаётся деятельность по созданию и развёртыванию средств глобальной системы ПРО в различных регионах мира в сочетании с наращиванием потенциала высокоточного неядерного оружия, способного решать стратегические задачи. 

В нарушение обязательств по ДНЯО на территории отдельных неядерных европейских стран сохраняется американское нестратегическое ядерное оружие, ведётся модернизация таких вооружений и их средств доставки, продолжается и проведение так называемых «совместных ядерных миссий» НАТО, которые предполагают привлечение неядерных членов альянса к тренировкам по обращению с ядерными вооружениями и их применению. Необходимо прекратить такую практику, вернуть ядерное оружие на национальную территорию его обладателя, и ликвидировать инфраструктуру для его размещения в Европе.

На этом крайне тревожном фоне хотели бы подчеркнуть, что Россия неизменно стремится вносить весомый практический вклад в освобождение мира от угрозы, которую несёт ОМУ. Мы полностью привержены благородной цели построения мира, свободного от ядерного оружия. Твердо убеждены, что реальный прогресс в сфере ядерного разоружения можно обеспечить только на основе консенсусных решений, придерживаясь линии на сбалансированные поэтапные сокращения на основе принципа неделимой безопасности и исходя из необходимости поддержания стратегической стабильности.

Следуя этим курсом, Российская Федерация уже много лет предпринимает последовательные шаги по сокращению и ограничению своих ядерных вооружений. Наша страна неукоснительно соблюдает Договор о СНВ. По нашей инициативе в феврале 2021 года он был продлён на пять лет. По договорённости президентов России и США в прошлом году был запущен комплексный диалог по стратегической стабильности. Американская сторона в феврале прервала данный диалог с нами на неопределённое время. Мы приняли это к сведению. 

Со своей стороны, считаем, что накопленные в стратегической сфере проблемы сами по себе не исчезнут. Россия в принципиальном плане по-прежнему открыта к конструктивным политико-дипломатическим усилиям по снижению напряжённости и поиску взаимоприемлемых решений по комплексному урегулированию имеющихся проблем на основе принципа неделимости безопасности и равноправного взаимного учёта озабоченностей сторон. 

Также с сожалением констатируем, что из уст безответственных западных политиков и экспертов приходится слышать провокационные инсинуации о якобы возможном применении со стороны России в ходе специальной военной операции на Украине ядерного оружия. Эти вбросы не имеют ни малейшей рациональной основы, они нацелены на нагнетание градуса антироссийской истерии и рассчитаны на публику, не знакомую с основами российской политики в области безопасности и обороны, которая носит сугубо оборонительный характер. 

Вопреки прозвучавших сегодня измышлениям задействование Россией ядерного потенциала возможно только в ответ на применение против неё и/или её союзников ядерного и других видов ОМУ или в случае агрессии против нашей страны с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Данные критерии никоим образом не могут быть применены к сценарию, разворачивающемуся сейчас на Украине.

Более того, Россия твёрдо придерживается принципа, в соответствии с которым в ядерной войне не может быть победителей и она не должна быть развязана. Данная формула и связанные с ней постулаты, последовательно продвигаемые нашей страной, были подтверждены в совместных заявлениях и документах, в т.ч. на высшем уровне, с США и КНР, а также в формате ядерной «пятёрки».

Хотели бы дополнительно упомянуть о том, что объявленный Россией мораторий на развёртывание наземных ракет средней и меньшей дальности остаётся в силе. Его дальнейшая судьба будет, разумеется, напрямую зависеть от масштабов и содержания тех действий по наращиванию сил и средств на наших западных рубежах и подпитки вооружениями нынешних украинских властей, которые страны НАТО предпринимают сейчас. При этом напомним, что Пентагон продолжает реализацию решений по размещению РСМД наземного базирования в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вновь призываем Вашингтон проявить благоразумие и отказаться от таких планов.

Россия неизменно выступает за укрепление режима нераспространения, базирующегося на Договоре о нераспространении ядерного оружия. В последнее время Договор подвергается серьёзным испытаниям. С одной стороны, мы видим явно завышенные требования сторонников ядерного разоружения и активное продвижение Договора о запрещении ядерного оружия, который вступает в противоречие с ДНЯО и ослабляет режим ядерного нераспространения. С другой – взятый Вашингтоном курс на слом сложившейся системы соглашений в области нераспространения и контроля над вооружениями. В таких обстоятельствах обеспечение устойчивости ДНЯО является одной из приоритетных задач для поддержания стабильности в глобальном масштабе.

В августе должна состояться 10-я Конференция по рассмотрению действия ДНЯО, призванная провести обзор функционирования Договора за прошедший с 2015 года период. Конференция – хороший повод для того, чтобы попытаться изменить накопившиеся негативные тенденции, чреватые дальнейшим расшатыванием режима нераспространения. 

Отмечаем неприемлемую ситуацию вокруг Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Прошло более четверти века с момента открытия Договора для подписания, однако он так и не стал действующим международно-правовым инструментом. 

Важным элементом режима нераспространения являются зоны, свободные от ядерного оружия. Рассматриваем формирование таких зон в соответствии со статьей VII ДНЯО и подписание ядерными державами протоколов о гарантиях безопасности их участникам в качестве значимого фактора укрепления режима нераспространения, а также региональной стабильности и безопасности.

Вызывает озабоченность ситуация вокруг создания Австралией, Великобританией и США партнёрства AUKUS, в том числе с точки зрения его негативного влияния на режим ядерного нераспространения. Считаем, что данное партнёрство провоцирует напряжённость в сфере международной безопасности, формирует предпосылки к началу нового витка гонки вооружений, причём не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Уважаемый г-н Председатель,

Одним из внешнеполитических приоритетов нашей страны остаётся сохранение космического пространства свободным от оружия и предотвращение в нем гонки вооружений. Считаем эту задачу не менее важной, чем полная ликвидация ядерного оружия. 

В последнее время риски превращения космоса в плацдарм агрессии и войны приобрели вполне реальные очертания. Рядом государств реализуется курс на размещение оружия в космосе, наращивание потенциала силового воздействия (как кинетического, так и некинетического) на космические объекты и с их помощью, а также использование космического пространства для ведения боевых действий в целях достижения военного превосходства. Осуществляются масштабные программы по разработке систем вооружений, предназначенных для применения силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса. Все это чревато тяжелейшими последствиями для международного мира и безопасности, а также ограничения и сокращения вооружений в целом.

В нынешних условиях крайне востребована разработка юридически обязывающего инструмента по ПГВК с гарантиями предотвращения размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью. В качестве основы рассматриваем российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. 

Промежуточным шагом к ДПРОК является международная инициатива/политобязательство о неразмещении первыми оружия в космосе, которая на данный момент выступает единственным реально действующим инструментом сохранения космоса свободным от оружия. Её полноформатными участниками являются уже 30 государств. 

При обсуждении проблематики безопасности космической деятельности и мер транспарентности и доверия в контексте ПГВК мы также должны опираться на усилия, прилагаемые на других площадках. Прежде всего, речь идёт о Комитете ООН по исследованию космического пространства в мирных целях.

Убеждены, что при наличии политической воли участники КОР могут и должны преодолеть разногласия, активно включиться в конструктивную работу по повестке дня и достичь эффективных консенсусных результатов.

Уважаемый г-н Председатель,

В завершение хотел бы отметить, что ряд делегации настойчиво привносят на нашу профильную разоруженческую площадку вопросы ситуации на Украине. В этой связи хотел бы отметить следующее. 

Трагедия Украины, превратившаяся в инструмент западных государств для реализации своих геополитических амбиции, острейшая проблема на сегодняшний день. Кровавый антиконституционный государственный переворот, произошедший в этой стране в 2014 году при прямой поддержке Вашингтона, спровоцировал усиление агрессии Киева против мирного населения Донбасса, которое отказалось принять и поддержать новую власть. Результатами этого переворота стали рассвет неонацизма, махровая русофобия, нарушение базовых прав человека, в первую очередь в отношении русскоязычного населения страны. С начала года наблюдалось резкое обострение ситуации. Нами получены убедительные доказательства того, что Украина готовила полномасштабное вторжение в ДНР и ЛНР с целью их ликвидации. В середине февраля киевский режим заявил о планах по приобретению собственного ядерного оружия. Мы не могли больше быть в стороне. У нас не было иного выбора, кроме оказания поддержки Донецку и Луганску, проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. 

Сейчас наша страна столкнулась с беспрецедентной пропагандистской компанией со стороны Украины и ее западных покровителей, которые пытаются задействовать современные технологии, продвигать фальшивки и измышления о действиях российских военных на Украине. Факты, однако, указывают на причастность к приписываемым нам преступлениям именно украинских военных и радикалов, как бы не старались наши западные коллеги доказать обратное, задействуя самые нелицеприятные методы. Так, британское председательство в Совете безопасности в нарушении базовых принципов работы СБ, его правил процедуры и опасаясь правды, дважды отказало нам сегодня в проведении заседания СБ по вопиющей провокации украинских националистов в г. Буча. Надеюсь, что подобные грязные приемы работы не будут применяться на этой площадке, она не станет трибуной для распространения фейков и пропагандистских измышлении. 

Благодарю за внимание.