Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по сирийскому химическому досье

Г-н Председатель,

Россия, как и ряд других коллег по Совету, неоднократно говорила о том, что рассматривать тематику сирийского химдосье раз в три месяца более чем достаточно. В этом сюжете уже давно не наблюдается никакого развития ситуации «на земле». Это подтверждает и сегодняшний брифинг заместителя Высокого представителя по вопросам разоружения Адедежи Эбо.

Сегодня на повестке дня находится очередной написанный «под копирку» ежемесячный доклад Гендиректора ОЗХО Фернандо Ариаса. Из обращающих на себя внимание содержательных изменений в нем отражен лишь факт проведения 26-го раунда консультаций между сирийскими властями и Миссией ОЗХО по оценке первоначального объявления (МООС). Более того, 27 февраля Техсекретариат ОЗХО уведомил сирийское руководство, что три незакрытых вопроса по первоначальному объявлению Сирии были урегулированы. Дамаск оказывает все необходимое содействие инспекциям, проводимым представителями Организации. Конструктивное взаимодействие продолжается. Полагаем, что наши сирийские коллеги подробно об этом сегодня расскажут сами. Однако не сомневаемся, что данные объективные факты ничуть не скорректируют тональность сегодняшних выступлений западных делегаций, которые запрашивают эти заседания с единственной целью – для отработки своих стандартных антисирийских тезисов.

Техсекретариат ОЗХО по западному заказу продолжает «штамповать» политически ангажированную «псевдоаналитику». Яркое тому свидетельство – опубликованный на прошлой неделе доклад Миссии по установлению фактов (МУФС) об инциденте в лагере Ярмук в пригороде Дамаска 22 октября 2017 г., а также доклад так называемой «Группы по расследованию и идентификации» (ГРИ) об инциденте в населенном пункте Мареа 1 сентября 2015 г. Оба документа стали не только очередным наглядным подтверждением ангажированности руководства Техсекретариата ОЗХО, но и вновь со всей очевидностью продемонстрировали неэффективность его работы.

В отношении доклада МУФС факты и хронология событий говорят сами за себя. Первый раз представители Миссии прибыли на место инцидента в Ярмуке в декабре 2017 года. Пробы, отобранные при последующих поездках МУФС в данный район, были переданы в лабораторию ОЗХО лишь в январе 2020 года. Результаты их анализа назначенными лабораториями были получены Техсекретариатом в 2021 году. А окончательный доклад МУФС государства-участники КЗХО получили и вовсе спустя три года – в феврале 2024 года. 

И это при том, что согласно положениям КЗХО окончательный доклад по расследованию случаев предполагаемого применения химического оружия, включающий результаты анализа проб, должен быть представлен государствам-участникам Конвенции не позднее чем через 30 дней после завершения работы на месте. Сожалеем, что вынуждены напоминать Техсекретариату ОЗХО основополагающие принципы его деятельности. 

Что же касается доклада нелегитимной ГРИ, то останавливаться на его содержании мы не собираемся. Выводы об ответственности ИГИЛ за инцидент в Мареа ни для кого откровением не стали. Совместный механизм ООН-ОЗХО по расследованию случаев применения химоружия в Сирии, который расследовал аналогичные инциденты в данном населенном пункте, еще в 2016 году пришел к такому же заключению по акту химтерроризма, осуществленному 21 августа 2015 года. 

В ходе подготовки своего документа ГРИ в очередной раз продемонстрировала недопустимые методы работы, которые идут вразрез с предусмотренными КЗХО принципами расследования случаев предполагаемого применения химоружия, порядка обеспечения сохранности доказательств, работы со свидетелями, обеспечения выезда на место инцидента и так далее. Впрочем, никакого удивления это давным-давно не вызывает. Западные страны, «продавливавшие» создание ГРИ в нарушение основополагающих принципов КЗХО, явно не были заинтересованы в объективной, беспристрастной и качественной работе этой структуры. Единственная цель ее функционирования – любой ценой возложить на Сирию ответственность за эпизоды применения химоружия в отсутствие хоть сколь-нибудь убедительных тому доказательств. 

В этом контексте хотели бы повторить принципиальную позицию Российской Федерации. Мы не считаем данную Группу легитимной. По этой причине мы принципиально не намерены ни сотрудничать с ГРИ, ни принимать к сведению ее изыскания. Сирийское руководство никаких подобных обязательств тоже не несет.

Ну а что касается применения химического оружия террористами, то не будем забывать простой факт. Западная «тройка» еще в 2016 году заблокировала все попытки России и Китая расширить мандат совместного механизма ООН-ОЗХО на подконтрольную ИГИЛ территорию Ирака, где согласно докладам ЮНИТАД осуществлялись производство химоружия, включая иприт, а также подготовка к его применению. Очевидно, задача по шельмованию сирийского руководства для США и их союзников куда более приоритетна, чем противодействие рискам использования оружия массового уничтожения террористическими группировками. 

Г-н Председатель,

Упомянутые мной факты – далеко не единственные примеры зашкаливающей политизации деятельности ОЗХО. Эта организация давно превратилась для западных стран в площадку продвижения своих узкокорыстных интересов, а ее Техсекретариат – в послушный инструмент для их обслуживания. Самоуправство уже никого не удивляет. В ходе предыдущего заседания по сирийскому химдосье в декабре 2023 года мы подробно останавливались на принятых в ходе 28-й сессии государств-участников КЗХО в Гааге рекомендаций о введении против Дамаска коллективных мер в целях недопущения поставок в Сирию химикатов, оборудования и технологий двойного назначения. Данный шаг противоречит и КЗХО, и Уставу ООН, не говоря уже о рисках, которые он несет с точки зрения усугубления и без того тяжелой гуманитарной ситуации в Сирии. Однако думают ли об этом США и их союзники? Вопрос риторический. «Порядок, основанный на правилах» им куда нужнее, чем международное право. 

У нас нет никаких сомнений, что сегодняшнее заседание станет не более чем еще одним поводом для западных стран поупражняться в антисирийской риторике. Их спектаклем, разыгранным по хорошо заученным ролям. Впрочем, обсуждение сирийского химдосье уже напоминает не столько театральную постановку, сколько исчерпавшую себя «мыльную оперу», режиссеры которой безуспешно пытаются поддерживать давно утраченный интерес публики надуманными и неестественными поворотами сюжета. Не удивимся, если для того, чтобы эта «мыльная опера» не сошла с экрана, мы сегодня услышим и очередные антироссийские вбросы и абсурдные обвинения – это часть жанра, придуманного и продвигаемого Вашингтоном и его сателлитами.

Подыгрывать им мы не намерены. На фоне стоящих перед Советом Безопасности ООН задач считаем заседания, подобные сегодняшнему, нерациональной тратой времени и ресурсов. Особенно на фоне нежелания наших западных коллег обсуждать неудобную для их ближневосточного союзника тему израильских преступлений против мирного населения Газы. Рассчитываем, что заступившие на вахту в СБ в 2024 году делегации по итогам этого заседания тоже сделают для себя необходимые выводы на этот счет. Нам есть над чем вместе работать вместо проведения бессмысленных мероприятий для отработки методички узкой группы стран.

Благодарю Вас.

Видео выступления