Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации О.О.Михайлова в Шестом комитете 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Меры по ликвидации международного терроризма»

Г-н Председатель,

Терроризм продолжает быть одной из наиболее серьезных угроз государственной и международной безопасности. Данный феномен укрепляется идеологически, финансово, а также за счет притока новых сторонников. 

Г-н Председатель,

Серьезную угрозу продолжает представлять проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ). ИТБ чаще всего перемещаются в регионы с нестабильной политической и социально-экономической обстановкой. Сложной остается ситуация на Ближнем Востоке, включая север и северо-восток Сирии. Высокий уровень террористических угроз сохраняется в Сахеле, Западной Африке и Юго-Восточной Азии.

В очередной раз подчеркиваем, что успеха в борьбе с терроризмом можно добиться только при объединении усилий всех государств при строгом соблюдении норм и принципов международного права, включая Устав ООН, при центральной и координирующей роли Всемирной организации и с учетом первостепенной ответственности государств в контртерроре.

Российская Федерация последовательно выступает за неукоснительное соблюдение принципа неотвратимости наказания, отраженного в резолюции СБ ООН 1373. Необходимо более эффективно задействовать договоры в сфере оказания взаимной правовой помощи и выдачи по делам о терроризме, включая реализацию принципов «либо выдай, либо суди», а также недопустимости отнесения терроризма к категории политических преступлений для целей выдачи.

Г-н председатель,

К другим негативным факторам, способствующим распространению терроризма, относим незаконную миграцию из государств Ближнего Востока, Северной Африки и Афганистана, во многом вследствие геополитических авантюр, реализованных, в том числе под предлогом борьбы с терроризмом. Вместо нормализации ситуации с безопасностью подобные меры привели к росту угрозы терроризма и созданию террористических квазигосударственных образований. Потоки беженцев активно используются террористами для трансграничного перемещения, и создания на новых местах террористических ячеек.

Г-н Председатель,

В настоящее время все чаще фиксируются попытки несанкционированного вмешательства в работу автоматизированных систем управления потенциально опасных и критически важных объектов инфраструктуры. В том числе транспортных и топливно-энергетических систем с целью нарушения их функционирования и создания аварийных ситуаций. Буквально в пятницу 30 сентября по нашей инициативе состоялось заседание Совета Безопасности ООН по диверсиям в отношении газопровода «Северный поток». Россия выступает за всестороннее расследование для выяснения всех обстоятельств данного акта международного терроризма.

Г-н Председатель,

Террористы не оставляют попыток получить доступ к сведениям и материалам для изготовления средств радиоактивного и химического поражения. Нездоровая активность отдельных государств по созданию и управлению целой сети секретных биолабораторий по всему миру отнюдь не помогает снизить такие риски. Подобные исследования сомнительны не только с точки зрения правочеловеческих и этических норм. Они создают реальные предпосылки того, что опасные вирусы могут оказаться в распоряжении террористов и экстремистов, в том числе неонацистского толка.

Актуальным по-прежнему остается вопрос попадания оружия в руки террористов. Продолжается практика накачки государствами деньгами и оружием подконтрольных им радикальных структур в различных регионах с целью дестабилизации обстановки и свержения «неугодных правительств». Это оружие активно распродается в «даркнете» и может использоваться для совершения терактов по всему миру. Здесь необходимы конкретные и безотлагательные меры ООН и ее специализированных структур.

Г-н Председатель,

Террористы используют информационно-коммуникационные технологии, что позволяет им расширять географию распространения своей деструктивной идеологии, рекрутировать новых сторонников, привлекать финансовые средства, осуществлять подготовку терактов.

Призываем государства, в первую очередь имеющие широкие возможности для воздействия на ведущие IT-компании, к своевременным мерам по запрещению террористического контента, недопущению распространения радикальной идеологии и финансирования терроризма в сети Интернет. 

Пока мы лишь видим, что такие компании злоупотребляют своим влиянием, устанавливая цензуру и способствуя распространению «фейковой» информации под видом «единственно достоверных сведений».

Г-н Председатель,

К сожалению, вынуждены в очередной раз обратить внимание на навязывание государствам неконсенсусных инициатив, прежде всего «предупреждения насильственного экстремизма», а также «расово и этнически мотивированного насильственного экстремизма». Российская сторона всецело разделяет озабоченности по поводу роста популярности ультраправых экстремистских течений, в том числе вдохновленных нацистской идеологией. При этом мы не можем не отметить, что данное явление не является глобальным феноменом. Оно носит региональный характер и свойственно отдельным западным государствам, включая некоторые страны Европы. В случае выработки коллективных решений по этим темам считаем необходимым ориентироваться, прежде всего, на уже имеющиеся резолюции ГА, в том числе по борьбе с героизацией нацизма. Не следует подменять действующий правовой режим борьбы с терроризмом некими правилами, вырабатываемыми в неконсенсусном порядке. 

Иное мы бы рассматривали как очередную попытку навязать нам «порядок, основанный на правилах». Для нас существует один общепризнанный свод правил – Устав ООН. 

Благодарю за внимание.