Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.И.Булгару в Третьем комитете 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту 111 повестки дня «Противодействие использования ИКТ в преступных целях»

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Происходящая в последние десятилетия «цифровая революция» открывает колоссальные возможности для развития всех государств мира. Информационные технологии развиваются и стремительно проникают во все сферы общественной жизни. Уже привычным становится использование цифровых активов, проведение расчетов криптовалютой, искусственный интеллект. На подходе квантовые технологии. 

В этих условиях международно-правовое регулирование не всегда успевает подстроиться к новым реалиям. В результате остаются лакуны для совершения противоправных деяний в информационном пространстве, что способствует взрывному росту преступности в сфере ИКТ. 

При этом речь может идти о потерях, сопоставимых с эффектом от военных действий. Цифры говорят сами за себя. Если в 2018 г, по оценкам Генсекретаря ООН А.Гуттереша, годовой ущерб от действий киберпреступников составил 1,5 триллиона долларов, то к 2025 г. этот показатель может превысить уже 9 триллионов. 

Ситуация серьезно осложняется несовершенством национальных законодательств и недостаточно эффективной системой международного сотрудничества в данной области. Действующие правовые инструменты были созданы 10-20 лет назад и объективно не поспевают за деятельностью киберкриминала. Тем более, когда они в основном совершаются дистанционно, в том числе с территории других стран. 

Г-н Председатель, 

Очевидно, что ни одно государство не способно решать этот комплекс проблем в одиночку. Необходимо сложение международных усилий – прежде всего государств и их компетентных органов – при центральной координирующей роли ООН. Высоко оцениваем итоги прошедших в ходе 31 сессии КППУП (Вена, 16-20 мая 2022 г.) тематических дискуссий по проблематике применения цифровых доказательств в уголовном правосудии и борьбе с киберпреступностью. Важно, что повышенное внимание было уделено противодействию надругательству над несовершеннолетними и их эксплуатации через незаконное использование Интернета. Государства отмечали значительный рост числа материалов, содержащих сексуальное насилие над детьми, особенно в режиме онлайн-трансляций. 

Одной из ключевых проблем при расследовании таких трансграничных преступлений является отсутствие достаточного взаимодействия государств по передаче электронных доказательств, отсутствие юридической возможности незамедлительно установить интернет-ресурсы и устройства, с использованием которых совершено преступление. 

В этих условиях по причине трансграничного характера преступлений, совершенных в сфере ИКТ, еще более актуальной и востребованной для государств стала работа Специального межправительственного комитета ООН по разработке всеобъемлющей международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Данный переговорный механизм был учрежден по инициативе России и при соавторстве 46 государств резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 74/247 и нацелен на создание мировым сообществом первого в истории юридически обязательного инструмента по борьбе с киберкриминалом.

Главным итогом 2022 года уже можно считать полноценный запуск практической работы над универсальной конвенцией, который долго откладывался по различным причинам. Излишняя политизация и попытки навязать однобокие правила уступили место многосторонней и конструктивной дипломатии с тесным привлечением ведущих экспертов со всего мира. Заработал открытый, всесторонний и прозрачный процесс переговоров по комплексной борьбе с киберкриминалом под эгидой ООН. 

За прошедший год Спецкомитет под председательством г-жи Ф.Мебарки провел 3 сессии в марте, июне и сентябре. В заседаниях приняли участие профильные эксперты из более чем 160 государств и 200 неправительственных организаций, представляющих политические и правоохранительные структуры, а также академическое, научное и бизнес-сообщество. 

Состоялся насыщенный обмен мнениями по ключевым элементам проекта. Государства-участники обсудили наполнение всех его глав. Россия считает, что конвенция должна носить всеобъемлющий характер, то есть покрывать подавляющее большинство преступлений, совершаемых с использованием ИКТ, в том числе использование ИКТ в террористических и экстремистских целях, а также для незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Большинство стран твердо высказалось за соблюдение незыблемых принципов Устава ООН. Будущая конвенция должна обеспечить условия для защиты государственного суверенитета и реализации задач борьбы с преступностью без ущерба для прав человека. При этом будущему документу необходимо учитывать активное применение современных ИКТ-технологий. 

В качестве национального вклада Российская Федерация внесла собственный проект универсальной конвенции по противодействию информпреступности, соавторами которого стали Белоруссия, Китай, Таджикистан, Никарагуа и Бурунди. 

Следующий важный этап – выработка Председателем консолидированного переговорного документа, работа над которым начнется в ходе следующей сессии (Вена, январь 2023 г.). Итоговый текст конвенции Спецкомитет должен представить Генассамблее ООН в ходе ее 78-й сессии. 

Спасибо за внимание.