Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на неофициальном заседании ГА ООН по вопросу о справедливом представительстве в СБ ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Уважаемые сокоординаторы,

Приветствуем созыв очередного неофициального заседания Генассамблеи ООН в рамках межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН.

Не вызывает сомнений, что три заседания межправительственных переговоров, которые состоялись в рамках текущей сессии, привнесли новые важные элементы для понимания контуров будущей реформы СБ. Полезными были и организованные вами двухдневные неформальные обсуждения по отдельным вопросам. На наш взгляд, дискуссия в целом получилась насыщенной и плодотворной. Не умаляя имеющиеся разногласия, которые в таком сложном вопросе в общем-то предсказуемы, хотели бы отметить, что существующий переговорный формат в очередной раз продемонстрировал свою востребованность и актуальность. 

Отчетливо видны подходы подавляющего большинства государств, которые, включая Российскую Федерацию, четко выступают за более широкое представительство в СБ развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, отстаивающих подходы, отражающие интересы и чаяния большей части населения планеты. Критически важной остается задача исправления исторической несправедливости в отношении Африки. Последовательно отстаиваем роль Африки в качестве одного из неотъемлемых центров формирующегося многополярного мира, отстаиваем необходимость отразить эту роль в тех структурах, которые занимаются глобальным управлением. Считаем абсолютным императивом учет интересов Африки в любых реформах международной системы, включая реформу Совета Безопасности ООН. Неизменно подчеркиваем, что количество мест, которые Африка занимает в Совете, не соответствует ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств. Выступаем за расширение представленности континента в параметрах, согласованных самими африканцами, и позволяющих гарантировать эффективность СБ. На этом фоне безосновательными и бесперспективными видятся любые громкие рассуждения о новых местах в Совете для регионов и объединений, которые и без того в нем хорошо представлены.

Заслуживает внимания и «промежуточная модель» реформирования Совета с новой категорией более длительного, чем два года, пребывания в нем. При этом мы не исключаем возможности его расширения и в категории постоянных членов. Однако по-прежнему исходим из того, что такая схема должна содержать четкое понимание того, какие конкретно страны займут места в Совете на постоянной основе. На фоне целого ряда достойных кандидатов ясной картины на этот счет пока нет. 

Немало заслуживающих внимания идей было высказано в отношении улучшения рабочих методов Совета. Мы поддерживаем призывы многих государств-членов избегать чрезмерного использования принудительных, в т.ч. и санкционных, мер воздействия по Главе VII Устава. Очевидно, что есть определенные резервы для совершенствования отношений между главными органами ООН – Советом Безопасности и Генассамблей. Видим повышенную заинтересованность государств-членов обсуждать тему справедливого неформального кураторства досье в СБ. 

Вместе с тем для нас по-прежнему неприемлемы любые задумки, влекущие ущемление прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску более сбалансированных решений. 

Вынуждены констатировать, что состоявшаяся дискуссия пока не позволяет говорить о том, что мы приблизились к выработке универсальной формулы реформирования СБ, которая могла бы получить максимально широкую поддержку. Подходы по-прежнему существенно разнятся, подчас диаметрально.

Документы межправительственных переговоров – «Рамочный документ» и «Обновленные элементы общности и расхождений» – являются важными составляющими для понимания эвентуальной реформы СБ и динамики ведущихся на этот счет обсуждений. 

«Рамочный документ» 2015 г. позволяет ознакомиться с позицией многих государств-членов ООН по вопросам реформы Совета. Он остается актуальным – по принципиальным вопросам реформы позиции основных переговорщиков существенных изменений не претерпели. В то же время «Рамочный документ» не имеет универсального характера. Достаточно большое количество стран не направило свое видение модальностей реформы для включения в этот документ или не согласились с его форматом. 

«Обновленные элементы общности и расхождений» – это ежегодный документ сокоординаторов. Он позволяет получить актуальный «срез» ситуации, оценить, где позиции реформенных групп и других участников процесса сблизились, а где остается пространство для дальнейших дискуссий. В этом его большая польза. В то же время, надо понимать, что мнение, изложенное в нем, является точкой зрения сокоординаторов, и при всей своей ценности этот документ не в полной мере отражает позиции государств-членов в отношении всего комплекса проблем реформы Совета. 

Уважаемые сокоординаторы,

Еще раз хотели бы подчеркнуть, что прогресс в реформе СБ едва ли достижим через представление переговорных документов, которые не имеют универсальной поддержки. Вопрос реформы СБ попросту не может быть решен «арифметическим путем» за счет постановки тех или иных моделей на голосование для получения минимально необходимых голосов. Результат, достигнутый таким образом, едва ли добавит авторитета Совету и в целом ООН. И уж точно не послужит укреплению всемирной Организации. 

Приходится констатировать, что подготовить такой документ, с учетом сохраняющихся разногласий относительно центральных элементов реформы, на данный момент не представляется возможным. Предыдущие же сессии МПП убедительно показали тщетность и опасность попыток выйти на решение вопросов реформы без учета всей гаммы позиций. 

Наша приверженность достижению результатов в рамках имеющегося формата межправительственных переговоров остается неизменной. Отход от него может привести к распаду всей переговорной архитектуры. Так не должно произойти. Сохраняется и наша вера в возможность достижения приемлемого для всех компромисса по реформе СБ. Однако форсирование этого процесса в угоду отдельным группам государств недопустимо. 

Уважаемые сокоординаторы,

Отмечаем вашу роль в оказании содействия межправительственным переговорам по реформе СБ. Убеждены, что переговорный график, предложенный вами в начале нынешней сессии, является оптимальным. Рассчитываем, что он будет соблюдаться всеми государствами-членами. 

Благодарю Вас.

 

Видео выступления