Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя директора ДМИБ МИД России В.А.Шина с разъяснением позиции по проекту резолюции «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании ИКТ в контексте международной безопасности» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Хотели бы выступить с разъяснением позиции по проекту резолюции L.73 «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании ИКТ в контексте международной безопасности».

Видим в данном документе очередную продиктованную сугубо политическими интересами попытку подорвать Рабочую группу открытого состава (РГОС) ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 и навязать мировому сообществу несогласованное предложение о Программе действий.

Мы приняли участие во всех неформальных консультациях по данному проекту резолюции и каждый раз задавали вопрос: зачем вносить подобный документ именно в текущем году? В текущем году, когда до конца мандата РГОС остается еще три года и вынесение одного из аспектов ее повестки дня на суд Генеральной Ассамблеи ООН, очевидно, предвосхищает итоги дискуссии. В текущем году, спустя два месяца после того, как государства консенсусом утвердили конкретные рекомендации по обсуждению ПД в рамках РГОС? Наши коллеги так и не смогли внятно объяснить, чем вызвано их решение нарушить договоренности, действовать вопреки логике и здравому смыслу.

Мы привыкли верить не словам, а действиям. Действия западных стран вновь доказывают их реальное отношение к формату РГОС. Они готовы пойти на все, лишь бы Группа не занималась своей работой. Их цель – похоронить весь формат и заменить его другим, комфортным для них механизмом, в котором узкий круг государств мог бы навязывать свою волю остальному большинству, в том числе с помощью неконсенсусного механизма принятия решений. Консенсус в переговорах по международной информационной безопасности позволяет всем государствам на подлинно равноправной основе участвовать в процессе принятия решений. Во французском документе соответствующее положение предусмотрительно отсутствует.

Таким образом, все та же группа государств, которая дважды выступила против создания РГОС и на всех этапах чинит препятствия ее конструктивной работе, теперь стремится подорвать Группу изнутри. Нынешние односторонние заходы западных стран – под благим предлогом наращивания потенциала – прямое свидетельство их узкокорыстных устремлений подчинить ИКТ собственным политическим интересам, обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других.

Понимаем, что само предложение о Программе действий может казаться привлекательным. Россия продолжает настаивать: эта, равно как и другие национальные инициативы, заслуживают внимания государств-членов ООН и должны обсуждаться на подлинно инклюзивной, открытой и демократичной основе – в рамках РГОС. Считаем, что срок в три года – до 2025 г. – более чем достаточен для того, чтобы сообща выработать понимание о целесообразности создания Программы действий, ее сфере охвата и модальностях, включая механизмы принятия решений и финансирования.

Нам непонятна концептуальная основа Программы действий, которая изначально запускается как механизм отчетности по выполнению прошлых договоренностей. Согласитесь, что говорить о создании в 2025 г. механизма имплементации добровольных норм, разработанных в 2015 г., звучит, мягко говоря, иррационально. На наш взгляд, какой бы переговорный формат ни был создан по завершении деятельности РГОС, он должен быть устремлен в будущее, учитывать прогресс в области ИКТ, предусматривать возможность выработки новых норм. Именно поэтому французская инициатива требует самого серьезного осмысления с учетом мнений всех государств.

Настаивая на принятии проекта резолюции по Программе действий сейчас, ее авторы удовлетворяют собственные политические амбиции, не думают об интересах всего мирового сообщества. Данный шаг не будет способствовать укреплению безопасности в информпространстве, но лишь усугубит противоречия, внесет раскол в переговорный процесс, проведет новые разделительные линии. Российская Федерация проголосует против этого документа.

Благодарю за внимание.