Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова с разъяснением позиции по проекту резолюции «Договор о торговле оружием» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН
Г-н Председатель,
Российская Федерация хотела бы представить позицию по проекту резолюции «Договор о торговле оружием» (МДТО; L.39).
Продолжаем отслеживать порядок имплементации Договора. Внимательно ознакомились с результатами состоявшейся в августе в Женеве восьмой Конференции его государств-участников. Как следует из итоговых документов, каких-то знаковых, прорывных результатов достигнуто не было.
Рассчитываем на выполнение государствами-участниками МДТО его положений по части создания надежных национальных систем контроля за передачами обычных вооружений (пока они функционируют не во всех государствах).
Вынуждены констатировать, что заложенные в Договор принципы транспарентности и ответственного поведения в сфере международной торговли оружием не соблюдаются и в целом далеки от стандартов, принятых в системах военно-технического сотрудничества России и других ведущих поставщиков и импортеров вооружений. Так, в МДТО отсутствуют прямые запреты на безлицензионное производство вооружений и передачи оружия негосударственным субъектам, а также положения, которые регламентировали бы порядок реэкспорта продукции военного назначения (только с согласия государства – первоначального экспортера).
Наряду с этим в Договоре сохраняются существенные изъяны, которые не позволяют с достаточной эффективностью перекрывать каналы поступления оружия в незаконный оборот, оставляют возможность для неоднозначной и недобросовестной интерпретации положений Договора.
Серьезные вопросы вызывает и применение Договора на практике. Недопустимо, когда его отдельные участники продолжают напрямую или опосредованно поставлять продукцию военного назначения в зоны вооруженных конфликтов. Наглядный пример тому – массированные поставки странами НАТО и Евросоюза вооружений и боеприпасов фашиствующему режиму Киева, который использует их для варварских обстрелов мирного населения Донбасса.
Обращаем на себя внимание также ущербный порядок принятия решений в рамках Договора – не на основе консенсуса, а двумя третями голосов. Не исключаем, что в будущем это приведет к еще более явному навязыванию воли отдельной группы государств остальным участникам Договора.
С учетом сказанного Россия не намерена присоединяться к МДТО в его нынешнем виде или участвовать в проводимых под его эгидой мероприятиях в качестве наблюдателей.
В этой связи воздержались при голосовании по проекту резолюции по МДТО (L.39).
Что касается РР8 и РР9 проекта резолюции «Противодействие угрозе, создаваемой СВУ» (L.41), то мы воздержались по ним не по каким-то надуманным политическим причинам, а сугубо в русле нашей последовательной позиции по данным формулировкам, которая была нами предметно представлена на Обзорной конференции по КНО, а также неоднократно в ходе нескольких раундов неформальных консультаций, прошедших «на полях» нынешней сессии Первого комитета. Повторюсь, наша позиция не имеет ничего общего с политикой и авторам данной резолюции это хорошо известно.
Российская Федерация не видит оснований утверждать, что есть какие-либо различия в воздействии СВУ в зависимости от пола или возраста. По крайней мере, пока мы не услышали убедительных аргументов на этот счет.
Понимание насчёт «полной вовлеченности» женщин в противодействие СВУ не соответствует российским национальным реалиям. В настоящее время в профильных подразделениях России не задействованы лица женского пола и такие планы на ближайшую перспективу отсутствуют. В этой связи рассматриваем формулировку РР8 как содержащую риски вмешательства во внутренние дела государств-членов, что не соответствовало бы основополагающим принципам ООН. Кроме того, считаем достаточным включения формулировок по гендерной проблематике сугубо в профильную резолюцию ГА ООН. В использовании идентичных пониманий в различных резолюциях Первого комитета ГА ООН не видим никакой необходимости.
Благодарю за внимание.