Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя главы российской межведомственной делегации Д.В.Букина в ходе третьей сессии Специального комитета ООН по противодействию использованию ИКТ в преступных целях по пункту повестки дня «Международное сотрудничество» (29 августа – 2 сентября)

Г-жа Председатель,

Уважаемые коллеги, 

Хотелось бы поблагодарить Секретариат и Председателя за подготовку к третьей субстантивной сессии. 

Сегодня мы приступаем к обсуждению важнейшей главы — Международное сотрудничество. Эффективность конвенции будет во многом зависеть от того, какие механизмы взаимодействия между правоохранителями наших стран мы с вами в неё заложим, насколько оперативным и всепогодным будут каналы обмена информацией и электронными доказательствами. 

Участие полноформатных делегаций с включением экспертов-правоохранителей в этих целях весьма важно. В этой связи с возмущением вынужден констатировать, что ни один член официальной российской делегации, за исключением Вашего покорного слуги, не получил въездную визу Соединенных Штатов Америки. Речь об очередном вопиющем нарушении Соединёнными Штатами Америки своих обязательств как принимающей штаб-квартиру ООН страны.  

Ещё один момент. Я хотел бы полностью разделить и поддержать тот пассаж во вступительном слове уважаемой г-жи Председателя, когда она говорила о том, что элементы политической конъюнктуры должны остаться за дверьми этого зала. Для обсуждения этих вопросов здесь в ООН существуют другие площадки. Специальный комитет — это специализированный орган по разработке международно-правового инструмента по противодействию ИКТ преступности и соответственно не место для подобного рода дискуссий. Тем более неуместными выглядят отсылки к политической истории полувековой давности отдельных стран. 

Позиция Российской Федерации по этому пункту повестки дня следующая.

Будущая конвенция, помимо экстрадиции, оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, сотрудничества между правоохранительными органами, должна предусматривать такие формы сотрудничества, как экстренная взаимная помощь, передача уголовного судопроизводства, передача осужденных, совместные расследования, взаимная помощь по сбору информации в электронной форме, взаимная помощь по сбору технических параметров трафика в режиме реального времени, оперативное обеспечение сохранности информации в электронной форме, оперативное предоставление сохраненных технических параметров трафика. Должны также применяться специальные методы расследования. Конвенция должна предусматривать международное сотрудничество в целях конфискации средств, полученных незаконным путем, что особенно важно, учитывая колоссальные доходы, которые киберпреступники получают от совершения преступлений с использованием ИКТ, а также международное сотрудничество по возвращению конфискованного похищенного имущества и распоряжения им. Международное сотрудничество должно осуществляться в целях проведения расследований, преследования или судебного разбирательства в связи с преступлениями и иными противоправными деяниями, совершенными в сфере использования ИКТ. 

Механизмы международного сотрудничества должны применяться ко всем преступлениям и иным правонарушениям, которые будут предусмотрены в будущей конвенции. В частности, в российском проекте конвенции, внесенном в Спецкомитет в качестве вклада, предусмотрено 23 состава таких противоправных деяний. 

Международное сотрудничество по вопросам выдачи должно осуществляться, если запросы о выдаче связаны с преступлениями, предусматривающими срок наказания в виде лишения свободы не менее одного года или более суровое наказание. 

Другие формы международного сотрудничества должны также применяться к правонарушениям, предусмотренным в конвенции. Сотрудничество в рамках будущей конвенции не должно распространяться на малозначительные правонарушения, его следует ограничить «серьезными правонарушениями». В исключительных случаях помощь может быть оказана с учетом обоснований необходимости ее получения от другого государства и возможных нежелательных последствий, в случае если она не будет предоставлена. Обоснования необходимости в получении помощи должны содержаться в запросе запрашиваемого государства.

Допускаем также возникновение ситуации, когда сбор электронных доказательств потребуется в связи с правонарушениями, выходящими за рамки установленных в проекте конвенции. Не исключаем международное сотрудничество по сбору такой информации в установленном конвенцией и национальным законодательством порядке с соблюдением принципов суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств, определенных условий и гарантий.

Когда это целесообразно и соответствует внутренней правовой системе, государства-участники могут оказывать друг другу содействие и в расследовании и производстве по гражданско-правовым и административным делам, связанным с противоправными деяниями в сфере использования ИКТ.

Положения о выдаче и правовой помощи по уголовным делам, содержащиеся в конвенциях ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности (КПК и КТОП), являются аналогичными, достаточно подробными и удобными для их применения. 

В тоже время такие положения в будущей конвенции можно было бы дополнить соответствующими деталями с учетом специфики сферы применения, скорости их передачи и других особенностей. 

Положения о международном сотрудничестве должны применяться к расследованию и уголовному преследованию гражданских и административных дел, связанных с ответственностью юридических лиц за совершение правонарушения, признанного таковым в соответствии с настоящей Конвенцией. Когда это целесообразно и соответствует внутренней правовой системе государств-участников, они оказывают друг другу содействие в расследовании и производстве по гражданско-правовым и административным делам, связанным с противоправными деяниями в сфере использования ИКТ.

В конвенции необходимо предусмотреть положения об ответственности юридических лиц, которая в зависимости от правовых принципов государства может быть как уголовной, так и гражданско-правовой или административной. Такое положение содержится в российском проекте конвенции. 

В конвенции необходимо предусмотреть положение, которое будет применяться к преступлениям, влекущим выдачу, и за совершение которых предусматривается по законодательству запрашивающего и запрашиваемого государств-участников наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более суровое наказание.  

В конвенцию следует включить общие положения, обязывающие государства-участники обеспечить, чтобы установление, исполнение и применение полномочий и процедур, предусмотренных в конвенции, осуществлялись в соответствии с условиями и гарантиями, предусмотренными нормами национального законодательства, обеспечивающими надлежащую защиту прав и свобод человека, включая права, вытекающие из обязательств государства-участника по Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года и по другим международным договорам о правах человека, участником которых является это государство. 

При этом стоит отметить, что разрабатываемая конвенция не должна быть «нашпигована» положениями о соблюдении прав человека, учитывая, что ее целью не является регулирование правозащитного аспекта. В этой связи положения о правах человека, которые должны быть соблюдены в рамках реализации будущей конвенции целесообразно включить в раздел проекта конвенции «Общие положения».

В настоящее время на глобальном уровне, к сожалению, отсутствует юридически обязывающий документ, регламентирующий универсальные принципы обработки персональных данных, порядок их защиты, а также механизмы сотрудничества национальных органов по надзору за соблюдением  законодательства о защите персональных данных. В этой связи целесообразным представляется включение в конвенцию отдельной статьи, посвященной защите персональных данных, трансграничная передача которых осуществляется с территории одного Государства-участника на территорию другого Государства-участника на основании соответствующего запроса.  

Учитывая, что основополагающей целью передачи персональных данных является их обработка уполномоченными национальными органами государственной власти Государства-участника, которому переданы эти данные,  в целях реализации своих полномочий для целей производства по уголовному,  административному или гражданскому делу, других судебных или административных процедур, напрямую связанных с этим производством, а также для предотвращения непосредственной и серьезной угрозы общественной безопасности и лиц, чьи персональные данные передаются, представляется, что статья конвенции о защите персональных данных должна закреплять такие принципы, как:  

- осуществление обработки персональных данных исключительно на законной основе;  

- соответствие содержания и объёма запрашиваемых персональных данных заявленной цели обработки;  

- обработка полученных персональных данных исключительно для достижения конкретной, заранее определенной и законной цели; 

- запрет на передачу полученных персональных данных третьим лицам; 

- хранение персональных данных в форме, позволяющей определить   субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цель обработки   персональных данных. 

Исходим из того, что намерение осуществлять обработку полученных персональных данных для иных целей, не указанных в первоначальном запросе, должно являться предметом дополнительного запроса. Соответствующая статья конвенции должна также предусматривать право Государства-участника запретить или ограничить трансграничную передачу персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты экономических и финансовых интересов, суверенитета, территориальной целостности и других интересов на международной арене.

Запросы о выдаче должны передаваться непосредственно центральным органам государства-участника, которому адресован запрос о выдаче, с учетом соответствующей компетенции этих органов, или по дипломатическим каналам. В конвенции должно быть предусмотрено положение о том, что государство при передаче ратификационной грамоты указывает центральный орган, который будет являться ответственным за направление и исполнение запросов о выдаче.

Копии запросов могут быть также направлены по каналу Интерпола и по электронной почте в соответствующий центральный орган запрашиваемого государства, с последующим обязательным досылом (предоставлением) оригинала запроса.

Для запросов о правовой помощи должны быть предусмотрены каналы передачи через центральные или компетентные органы государств-участников конвенции, а также через дипломатические каналы. В тоже время не исключается и направление запросов по электронной почте с последующим досылом оригинала запроса. 

В случае возникновения чрезвычайной ситуации запросы могут передаваться через каналы сети контактных пунктов 24/7.

В экстренных случаях с учетом характера правонарушений запросы и документы могут передаваться с использованием электронных средств связи, но с дальнейшим досылом оригиналов.  

При этом очевидно, что традиционные формы направления запросов и других необходимых для его исполнения документов с учетом специфики правонарушений, не будут способствовать эффективности сотрудничества на данном направлении.

В этой связи в конвенции следует предусмотреть положения о том, что электронные доказательства могут передаваться с помощью специальных, защищенных электронных каналов связи во избежание утечек передаваемой информации.

Кроме того, считаем, что будущая конвенция должна поощрять государства-участники рассмотреть возможность создания между ними безопасных платформ и каналов связи, которые обеспечивают аутентификацию и сертификацию запросов и доказательств, передаваемых исключительно в цифровой форме, и взаимное признание цифровых подписей, печатей и штампов, проставляемых на такие запросы и доказательства, при необходимости внедряя эти каналы в контактные пункты 24/7. Имеем в виду, что такой механизм должен применяться не только к экстренным случаям передачи запросов и цифровых доказательств.

Содержание запроса и требование информации зависит от того, за какой помощью обращается государство. Например, к запросу о выдаче – одни требования, к запросу об оперативном обеспечении сохранности информации в электронной форме или о взаимной помощи по сбору технических параметров трафика — другие. Требования к содержанию запросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам содержатся, как правило, в соответствующих международных договорах как многосторонних, так и двусторонних. Однако полагаем, что установление минимальных требований к запросу, насколько это возможно, с учетом специфики сферы сотрудничества, должно отразиться на оперативности взаимодействия между государствами. 

В запросе должны быть указаны основные сведения, которые необходимо предоставить запрашиваемому государству, в частности, наименование запрашивающего органа; краткое изложение основных фактов, характер расследования, преследования или судебного разбирательства, к которым относится запрос; информация в электронной форме, относительно которой требуется оказать помощь и ее связь с преступлением или иным противоправным деянием; любые имеющиеся сведения, идентифицирующие владельца/пользователя информации или местоположение устройства ИКТ; обоснование и период сбора информации.

Если государство-участник считает, что существует чрезвычайная ситуация, оно может обратиться к другому государству-участнику за взаимной правовой помощью в кратчайшие сроки. В таком случае запрос должен включать, помимо прочего необходимого содержания, описание фактов, свидетельствующих о том, что существует чрезвычайная ситуация (неотложное обстоятельство), и связь с ней запрашиваемой помощи. 

Также следует предусмотреть в конвенции, что запрашиваемое государство-участник принимает такой запрос в электронной форме. При этом может потребовать обеспечить соответствующий уровень безопасности и аутентификации, прежде чем принимать запрос. 

В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (неотложной помощи) запросы могут передаваться через каналы Интерпола или сети 24/7.

Конвенция должна указывать основания для отказа в просьбе о выдаче. Основания для отказа в экстрадиции должны быть такими же какие предусмотрены в действующих международных договорах, регламентирующих вопросы выдачи, в частности, КПК, КТОП, а также Европейская конвенция о выдаче. Основания, по которым в выдаче может быть отказано следующие:

- если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, не является преступлением по законодательству запрашиваемого государства;

- если в отношении лица, выдача которого запрашивается, запрашиваемым государством ведется в связи с тем же преступлением уголовное преследование, судебное разбирательство или был вынесен вступивший в силу приговор;

- если запрашиваемое государство имеет существенные основания полагать, что запрос о выдаче имеет целью преследование или наказания лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или по политическим мотивам; 

- если запрашиваемое государство полагает, что выдача запрашиваемого лица может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам;

- если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, влечет за собой наказание в виде смертной казни по законодательству запрашивающего государства, если только это государство не предоставит заверений, которые запрашиваемое государство сочтет достаточными в том, что к запрашиваемому лицу не будет применена смертная казнь;

- если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, рассматривается по законодательству запрашиваемого государства как совершенное полностью или частично на его территории;

- если лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемого государства.

По нашему мнению, в будущей конвенции должны быть предусмотрены наиболее существенные основания для отказа в исполнении запроса о правовой помощи по уголовным делам, например, в правовой помощи может быть отказано:

- если запрашиваемое государство считает, что исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, публичному порядку и другим существенным интересам.

При этом считаем, что перечень таких оснований следует свести к минимуму. Международному сотрудничеству в вопросах правовой помощи должно быть предоставлено как можно больше возможностей, избегая излишних не обоснованных ограничений для такого сотрудничества.

Основания для отказа в выдаче со ссылкой на национальное законодательство возможны. При этом следует иметь в виду, что придется запрашивать информацию о законодательстве запрашиваемого государства в этой части, прежде чем направлять запрос о выдаче. Полагаем, что такой подход не будет удобен для взаимодействия по вопросам выдачи, в отличии от того, когда перечень для отказа будет уже содержаться в конвенции.

Возможно также вести речь и об отсылке к договорам о выдаче, участниками которых являются запрашивающее и запрашиваемое государства.

Следует включить в конвенцию положение о том, что правонарушения, признанные таковыми в соответствии с настоящей конвенцией, не считаются политическими правонарушениями и что международное сотрудничество не может быть отклонено только на этом основании.

Конвенция должна включать следующие конкретные положения о взаимной правовой помощи в отношении временных мер:

- оперативное обеспечение сохранности информации в электронной форме;

- оперативное предоставление сохраненных технических параметров трафика;

- взаимная помощь по сбору технических параметров трафика в режиме реального времени;

- взаимная помощь по сбору информации в электронной форме.

Полномочия следственных органов определены в каждом государстве в соответствии с национальным законодательством. Тем не менее основные полномочия целесообразно определить в конвенции.

Конвенция не должна включать положения о трансграничном доступе к данным другого государства. Трансграничный доступ без согласия государства к данным на его территории будет являться вмешательством в суверенитет этого государства.

Конвенция должна включать положение не о трансграничном доступе к данным/информации, а о трансграничном предоставлении/обмене данными/информацией. Исходим из того, что подобный обмен подлежит осуществлению исключительно через назначаемые государствами-участниками в этих целях контактные пункты/уполномоченные национальные органы государственной власти с учетом требований национального законодательства государств-участников, касающихся защиты информации.

Положения о возвращении похищенных активов и распоряжение ими должны предусматривать чтобы государство-участник конвенции, которое конфисковало активы соответствии с конвенцией, обладало правом распоряжается этими активами, включая их возвращение предыдущим законным владельцам. Государство-участник должно принимать соответствующие меры, в том числе на законодательном уровне, которые наделяют полномочиями компетентные органы возвращать конфискованные активы, когда эти компетентные органы действуют по запросу другого государства-участника конвенции. Необходимо предусмотреть порядок возврата актив в случае, ели такие активы имели публичный характер.  Должны быть также предусмотрены выплата компенсаций или возмещение ущерба потерпевшим от преступления, вычеты разумных расходов при возвращении активов. 

В российском проекте конвенции мерам по возвращению активов посвящен отдельный раздел с детальной регламентации этого вопроса.

В конвенции должны быть предусмотрены положения о создании и функционировании контактного центра, работающего 24 часа в сутки 7 дней в неделю, который будет призван обеспечивать оперативное содействие в проведении расследований, преследований или судебных разбирательств в связи с преступлениями, предусмотренными в конвенции, или в сборе доказательств в электронной форме в отношении этих преступлений. Такая помощь должна включать применение следующих мер:

- оказание технической консультативной помощи;

- обеспечение сохранности данных в целях сбора доказательств и последующего предоставления информации (в соответствии с положениями этой конвенции, договорами о правовой помощи и внутренним законодательством государства).

Возможно также назначение контактного пункта 24/7 на базе уже имеющихся в государствах пунктов. 

Такой контактный пункт должен работать в компетентных органах, ответственных за противодействие данным видам преступлений.

Конвенция должна содержать отдельную статью по международному сотрудничеству в проведении, в соответствии с запросами по оказанию взаимной правовой или правоохранительной помощи, электронного наблюдения, операций под прикрытием онлайн, расширенного обыска и, в общем, других типов негласных техник специального расследования. 

Эта статья должна излагать конкретный самостоятельный режим отправления и исполнения такого рода международной помощи, а не только лишь содержать общие несамоисполнимые положения путем отсылки к положениям других международных договоров, как КТОП и КПК, которые не являются достаточными для противодействия в высокой степени тайных и анонимных криминальных деяний в информпространстве. 

Соответствующий язык может быть заимствован из статей, относящихся к перехвату данных трафика или содержания/контента российского проекта конвенции, а также, с соответствующими изменениями, секции 27(7) и 34 Модельного закона УНП ООН о взаимной помощи в уголовных делах в редакции 2022 года.

В конвенцию необходимо включить статью об использовании систем видео-или телефонной конференции для проведения допроса и иных процессуальных действий.

В этой статье следует предусмотреть, что компетентные органы государств-участников конвенции могут по взаимному согласию оказывать правовую помощь путем использования систем видеоконференции или телефонной конференции, которое будет осуществляться в соответствии с законодательством запрашиваемого государства. При этом следует также предусмотреть, что, если запрашиваемое государство не имеет доступа к техническим средствам для проведения видеоконференции, такие средства по взаимной договоренности могут быть предоставлены ему запрашивающим государством.

В статье о полномочиях дипломатических представительства и консульских учреждений должны содержаться положения, предоставляющие государствам-участникам конвенции право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства и консульские учреждения. Они также вправе по поручению своих компетентных органов допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства и консульские учреждения, в том числе с использованием систем видеоконференцсвязи или телефонной конференции.

Благодарю Вас.