Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Ответное слово представителя российской делегации А.В.Трофимова на Х Конференции по рассмотрению действия ДНЯО

Г-н Председатель,

Делегация Российской Федерации хотела бы использовать право на ответ, чтобы отреагировать на некоторые из прозвучавших в адрес России обвинений.

В частности, в связи с высказываниями относительно якобы имеющих место нарушений Россией положений Будапештского меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО хотели бы подчеркнуть, что Россия неукоснительно исполняла взятые на себя обязательства. Среди них – обязательство не применять и не угрожать применением ядерного оружия. Оно выполняется применительно к Украине в полном объеме, в том числе в последние месяцы. Интерпретация высказываний руководства Российской Федерации как угрозы применения ядерного оружия на Украине является нечистоплотной и не выдерживает никакой критики, если обратиться к первоисточнику.

В то же время не могут не вызывать озабоченность высказывания представителей Киева, не только ставящие под вопрос жизнеспособность Будапештского меморандума, но и способные трактоваться как заявка на пересмотр безъядерного статуса Украины. Подобный дестабилизирующий шаг противоречил бы обязательствам Киева по ДНЯО, грубейшим образом подрывал целостность режима нераспространения ядерного оружия и создавал неприемлемые риски для международной безопасности.

Киев сам не соблюдает свои обязательства по Будапештским договорённостям на протяжении многих лет. В частности, те из них, которые были призваны противодействовать росту агрессивного национализма и шовинизма на Украине.

Утрата этой страной территориальной целостности стала результатом внутренних центробежных процессов, спровоцированных внешним дестабилизирующим воздействием Запада в попытке оторвать Украину от России, к чему ни Российская Федерация, ни её обязательства по Будапештскому меморандуму не имеют ни малейшего отношения. Ни в 1994 году, ни впоследствии Россия не брала на себя обязательства признавать госперевороты и принуждать части Украины оставаться в её составе против воли самого местного населения.

Хотели бы также решительно отвергнуть прозвучавшие абсолютно беспочвенные, оторванные от реальности и неприемлемые спекуляции насчёт того, что в России якобы угрожают применением ядерного оружия, в частности на Украине. Не исключаем, что это делается специально с целью нагнетания антироссийской истерии.

Российские доктринальные установки по данному вопросу хорошо известны и предельно ясны: мы гипотетически допускаем ядерное реагирование исключительно в ответ на агрессию с применением оружия массового уничтожения либо в ответ на агрессию с использованием обычных вооружений, когда под угрозу поставлено само существование государства. Ни один из этих гипотетических сценариев не имеет отношения к ситуации на Украине.

Напомним, что лишь одна страна в мире на деле применила ядерное оружие – это были США, которые сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. При том, что это не было вызвано военной целесообразностью и фактически стало испытанием оружия массового уничтожения на японских городах и их жителях.

В текущих условиях Россию серьёзно беспокоит тенденция к нарастанию международной турбулентности и связанное с этим повышение ядерных рисков. Одной из важнейших задач в этом контексте считаем сохранение всеми странами ядерной «пятёрки» приверженности постулату о недопущении ядерной войны, подтверждённому ими в январском совместном заявлении на высшем уровне. Россия привержена ему в полной мере.

С обострением украинского кризиса, произошедшим по вине киевского режима и его западных покровителей, посыл этого заявления «пятёрки» не только не утратил актуальности, но и приобрёл дополнительное звучание. По логике, подтверждённой в упомянутом заявлении «пятёрки», должна быть предотвращена любая военная конфронтация между ядерными соперниками, так как она чревата эскалацией на ядерный уровень.

Именно в этом состоит суть предупреждений России о потенциальных последствиях прямой агрессии стран НАТО против нашей страны в контексте украинского кризиса, которые фактически перешли к ожесточенному гибридному противостоянию с нашей страной, опасно балансируя на грани открытой военной конфронтации. Такой шаг был бы способен запустить развитие событий по одному из двух чрезвычайных сценариев, описанных в нашей доктрине. Мы, разумеется, выступаем за то, чтобы этого не допустить, однако если западные страны попытаются испытать нашу решимость – Россия не отступит. И это вовсе не язык угроз, а констатация возможного – такова логика сдерживания.

В этом контексте отмечаем недобросовестные интерпретации решения Президента России временно перевести силы сдерживания на особый режим дежурства. Речь идёт о переходе смен пунктов управления стратегическими силами к несению дежурства усиленным составом и только. В сущности, это означает, что была повышена бдительность на случай акций по запугиванию и принуждению нашей страны с задействованием средств ядерного нападения. Основанием для такого решения стали конфронтационные действия и провокационные заявления представителей западных ядерных стран о возможности вмешательства НАТО в военные действия на Украине против России.

Благодарю Вас.