Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации И.С.Вишневецкого на Х Конференции по рассмотрению действия ДНЯО

Уважаемый г-н Председатель,

Позвольте поздравить Вас с назначением на этот ответственный пост и заверить в полной нашей поддержке.

Прежде всего, я намерен огласить обращение Президента Российской Федерации В.В.Путина к участникам и гостям 10-й Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО):

 

«Уважаемые дамы и господа! 

Приветствую вас по случаю открытия юбилейной – десятой Конференции по рассмотрению действия ДНЯО.

За более чем полвека своего существования Договор стал одним из ключевых элементов международной системы безопасности и стратегической стабильности. Предусматриваемые им обязательства в сферах нераспространения, разоружения и мирного использования атомной энергии в полной мере отвечают интересам как ядерных, так и неядерных стран.

Как государство-участник ДНЯО и один из его депозитариев Россия последовательно следует букве и духу Договора. Полностью выполнены и наши обязательства в рамках двусторонних договорённостей с США по сокращению и ограничению соответствующих вооружений. Исходим из того, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана, и выступаем за равную и неделимую безопасность для всех членов мирового сообщества.

Большое значение придаём системе гарантий МАГАТЭ – как проверочному механизму Договора – и считаем крайне важным обеспечение её объективного, деполитизированного и технически обоснованного применения.

Убеждены, что все страны, соблюдающие требования ДНЯО, должны иметь право на доступ к мирному атому без каких-либо дополнительных условий. Готовы делиться с партнёрами своим опытом в сфере атомной энергетики.

Рассчитываем, что Конференция подтвердит готовность всех государств-участников ДНЯО чётко следовать принятым обязательствам и внесёт существенный вклад в упрочнение режима нераспространения ядерного оружия, в обеспечение мира, безопасности и стабильности на планете.

Желаю вам успешной работы и всего самого доброго.

В.Путин».

 

Г-н Председатель, 

Нынешняя Конференция призвана подвести итоги функционирования режима нераспространения ядерного оружия за прошедшие с момента предыдущей обзорной Конференции почти семь лет и определить пути дальнейшего укрепления Договора, который более полувека считается одним из ключевых международно-правовых инструментов обеспечения стратегической стабильности и международной безопасности.

Российская Федерация последовательно выполняет свои обязательства по ДНЯО и выражает твёрдую поддержку этому Договору. В распространённом нами национальном докладе подробно излагается, что сделала наша страна за последние годы в плане выполнения его положений. 

В последнее время обстановка в области международной безопасности и стратегической стабильности стремительно ухудшается. Накопленный конфликтный потенциал перерастает в открытую конфронтацию, несущую серьёзнейшие риски дальнейшей эскалации. Грубое нарушение принципа равной и неделимой безопасности в результате вредоносной экспансии военного блока стран, претендующих на безраздельное военно-стратегическое и геополитическое доминирование, спровоцировало острый кризис в центре Европы. Против России, вынужденной отстаивать своё законное право на обеспечение коренных интересов безопасности, развязана гибридная военная кампания, чреватая сползанием к прямому вооружённому конфликту между ядерными державами. При этом система контроля над вооружениями, традиционно играющая в вопросах международной безопасности и стабильности роль центральной несущей конструкции, в настоящий момент переживает кризис, масштаб которого не имеет прецедентов в новейшей истории.

На таком фоне не удивляет, что члены мирового сообщества всё чаще выражают обеспокоенность возрастанием стратегических рисков и неопределёнными перспективами ядерного разоружения. Эта тема звучит и в рамках текущего обзорного процесса ДНЯО.

Хотели бы подчеркнуть, что Россия последовательно вносит весомый практический вклад в освобождение мира от угрозы, которую несёт ОМУ. Мы неизменно привержены благородной цели построения мира, свободного от ядерного оружия. Выполняя в полном объёме свои международные обязательства, в том числе по Статье VI ДНЯО, мы добросовестно несём свою долю ответственности за сохранение мира и укрепление глобальной безопасности.

В результате сокращений, проводимых в том числе в соответствии с двусторонними договорами с США, суммарный потенциал стратегических вооружений России был сокращён на 85% по сравнению с пиковыми значениями, достигнутыми в 1980-х гг. Россия продолжает выполнять свои обязательства по Договору о СНВ 2010 г. К контрольной дате по этому соглашению - 5 февраля 2018 г. - мы сократили наш арсенал даже ниже установленных предельных уровней. Российское нестратегическое ядерное оружие после четырёхкратного сокращения его количества по сравнению с показателями 1991 г. переведено в категорию неразвёрнутого и сосредоточено на центральных базах хранения в пределах национальной территории.

По нашей инициативе в феврале 2021 г. был продлён на пять лет Договор о СНВ, а в июле 2021 г. по договорённости президентов России и США инициирован комплексный диалог по стратегической стабильности. Его ключевой задачей было заложить основы будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков. Удалось договориться о параметрах выстраивания такой работы. В качестве её конечной цели Россия предложила выработку нового «уравнения безопасности», учитывающего все факторы стратегической стабильности в их взаимосвязи и охватывающего наступательные и оборонительные вооружения в ядерном и обычном оснащении, которые способны решать стратегические задачи.

Однако позитивные наработки оказались девальвированы курсом США на игнорирование «красных линий» России в области безопасности. Оказанный же нами отпор этому деструктивному курсу Вашингтон использовал как предлог для «заморозки» стратдиалога. Между тем в условиях прекращения разговора накопившиеся проблемы и противоречия лишь продолжат обостряться. Рано или поздно должно взять верх осознание объективной необходимости не допустить тотального хаоса в стратегических делах и предотвратить развитие событий по наихудшему сценарию.

В нынешних турбулентных условиях особенно востребованы коллективные усилия в целях формирования международного климата, благоприятствующего дальнейшим шагам в сфере ядерного разоружения. Продвижение следует осуществлять комплексно, в строгом соответствии со Статьёй VI ДНЯО и без выдёргивания её отдельных элементов из целостного контекста всеобщего и полного разоружения. Прогресс в сокращении ядерных арсеналов возможен только в рамках выверенного и поэтапного подхода, основанного на укреплении международной стабильности и равной безопасности для всех без исключения государств.

Предстоит серьёзно подумать над тем, как придать процессу ядерного разоружения многосторонний характер. В диалог должны быть вовлечены все государства, обладающие военными ядерными потенциалами. Этого реально добиться только на основе консенсуса, равноправия и взаимного учёта интересов всех сторон. 

В складывающейся ситуации как никогда важно сдержанное и ответственное поведение ядерных держав. Российская Федерация твёрдо исходит из того, что в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана. По инициативе России приверженность данному принципу была подтверждена не только в российско-американском, а затем и российско-китайском форматах, но и в совместном заявлении лидеров государств ядерной «пятёрки» о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений. Была подчёркнута необходимость не только не допустить ядерного столкновения, но и любой военной конфронтации между ядерными державами. Крайне важно, чтобы все подписанты на деле демонстрировали свою приверженность этим положениям.

Вызывают глубокую тревогу возможные негативные сценарии после прекращения действия Договора о РСМД в результате выхода из него США. Слом этого Договора привёл к тому, что в международно-договорном плане применительно к ракетно-ядерному разоружению мир оказался отброшенным на 30 лет назад. С целью предотвращения новой губительной гонки ракетно-ядерных вооружений и обеспечения предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере Российская Федерация взяла на себя одностороннее обязательство не размещать первой ранее запрещённые по ДРСМД системы в тех регионах, где не будут развёртываться такие средства американского производства. Неоднократно призывали США и их союзников по НАТО проявить ответственность и принять аналогичные обязательства на основе взаимных мер верификации, позволяющих снять встречные озабоченности. 

В ходе обновления своих доктринальных документов Россия существенно понизила роль ядерного оружия в своей оборонной политике, которая носит сугубо оборонительный характер и направлена на защиту суверенитета и территориальной целостности страны. При этом приоритет отдаётся комплексу мер предотвращения агрессии политико-дипломатическими и иными невоенными методами, а также развитию системы неядерного сдерживания.

Отмечаем неприемлемую ситуацию, складывающуюся вокруг Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Прошло более четверти века с момента открытия Договора для подписания, однако он так и не стал действующим международно-правовым инструментом. Ответственность за это лежит на восьми государствах из «списка 44» к Приложению 2 к ДВЗЯИ, которые до сих не присоединились к Договору. 

Обращает на себя внимание позиция США. Со времени прихода новой администрации прошло полтора года, однако деструктивный подход Вашингтона к Договору, изложенный в ядерной доктрине 2018 г., где зафиксирован отказ от ратификации Договора, до сих пор не пересмотрен.

Г-н Председатель, 

Важнейшим элементом режима нераспространения являются зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО). Их создание, в частности, предусмотрено статьей VII ДНЯО. Рассматриваем формирование таких зон и подписание ядерными державами юридически обязывающих протоколов 
о гарантиях безопасности их участникам в качестве значимого фактора укрепления режима нераспространения, а также региональной безопасности и стабильности. Россия подписала протоколы к действующим Договорам о создании ЗСЯО в Латинской Америке и странах Карибского бассейна, в Южной части Тихого океана, в Африке, а также в Центральной Азии, предоставив таким образом более ста государствам гарантии против применения или угрозы применения ядерного оружия. 

Хотелось бы подчеркнуть, что оговорки и заявления, которые мы делаем при подписании Протоколов к Договорам о ЗСЯО, по сути носят уточняющий характер и предусматривают, что гарантии безопасности не действуют в случаях, когда сами государства по каким-то причинам не соблюдают «букву и дух» Договоров о ЗСЯО. То есть, если они предоставляют свою территорию для транзита и складирования ядерного оружия или совершают нападение в союзе с ядерными странами.

Оправданность уточняющих оговорок к Протоколам к Договорам о безъядерных зонах подтверждает ситуация вокруг недавно созданного США, Великобританией и Австралией партнёрства AUKUS, в рамках которого нельзя исключать появления на территории государства-участника Договора о ЗСЯО (Раротонга) инфраструктуры ядерных государств. 

Особое место в рамках ДНЯО всегда занимал вопрос о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ (ЗСОМУ), как предусмотрено резолюцией Конференции 1995 г. по рассмотрению и продлению действия ДНЯО. Из-за позиций ряда ключевых с точки зрения создания ЗСОМУ стран прогресса в этом вопросе не наблюдалось вплоть до последнего времени. 

В этой связи важным событием стало принятие Генассамблеей ООН в декабре 2018 г. решения о созыве Конференции по ЗСОМУ, в соответствии с которым уже состоялось две сессии данного форума. Россия приняла в них участие в качестве наблюдателя. Несмотря на сохраняющиеся сложности, неучастие ряда важных игроков, таких как Израиль и США, сделан важный практический шаг к созданию ЗСОМУ. Положено начало открытому, инклюзивному диалогу по поиску путей выхода из сложившегося тупика. Со своей стороны оказывали и продолжим оказывать этому всемерное содействие. Важно, чтобы и другие государства ядерной «пятёрки», а главное, все страны Ближнего Востока подключились к данным усилиям.

Последовательно выступаем за то, чтобы региональные вызовы в сфере ядерного нераспространения решались исключительно политико-дипломатическими средствами на основе ДНЯО.

Убеждены в необходимости скорейшего восстановления полнокровной реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД). Со всех точек зрения СВПД стал уникальным достижением многосторонней дипломатии, доказавшим свою эффективность и жизнеспособность. Альтернативы этим договорённостям не существует. Россия полностью сохраняет приверженность СВПД и надеется на столь же ответственное отношение и со стороны своих партнёров, а также на содействие всего мирового сообщества. 

Надеемся, что обещания как США, так и Ирана, заявляющих об их готовности добиваться достижения договорённостей, которые позволят вернуть всё на круги своя и обеспечить полное выполнение предусмотренных СВПД и резолюцией СБ ООН 2231 обязательств, претворятся в жизнь. Без «перезапуска» СВПД на полную мощность вряд ли удастся обеспечить прежний уровень транспарентности иранской ядерной программы, а ведь ради этого и заключалась «ядерная сделка».

Положение дел с СВПД воздействует не только на состояние режима ядерного нераспространения, но и на перспективы урегулирования других подобных кризисов, в частности, ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП).

Считаем, что отсутствие прогресса в разрешении ситуации вокруг ЯПКП во многом связано со ставкой США на силовой фактор и нежеланием американцев предоставить Пхеньяну твёрдые гарантии безопасности. Подчёркиваем, что мы не признаем КНДР в качестве ядерного государства и выступаем за то, чтобы Пхеньян вернулся к соблюдению обязательств по ДНЯО, однако для этого важен взаимный учёт интересов всеми вовлечёнными сторонами.

Доверие государств-участников ДНЯО к гарантиям МАГАТЭ – ключевой фактор устойчивости всей системы нераспространения ядерного оружия. Считаем, что базовыми принципами системы гарантий МАГАТЭ должны оставаться объективность, техническая обоснованность, соответствие заключённым между государствами и МАГАТЭ соглашениям о гарантиях. Презумпция невиновности и уважение суверенитета остаются законным правом всех государств-участников ДНЯО, и при применении гарантий это должно в полной мере учитываться.

Российская Федерация придаёт большое значение вопросам укрепления физической ядерной безопасности (ФЯБ) у себя в стране и во всём мире. Твёрдо исходим из основополагающего принципа ответственности государства за обеспечение ФЯБ на своей территории. Все ядерные материалы, пункты их хранения и соответствующие установки на территории России, а также транспортировка ядерных материалов и радиоактивных веществ обеспечиваются необходимыми мерами безопасности.

Г-н Председатель, 

Важнейшее достижение ДНЯО заключается в том, что Договор не только ограничивает распространение ядерного оружия, но и обеспечивает государствам-участникам доступ к благам мирного атома. Россия последовательно выступает в защиту права на развитие мирных ядерных технологий и активно оказывает поддержку в его реализации, делясь с другими государствами своим обширным опытом в этой сфере. Более развёрнуто на данную тему мы выступим в рамках соответствующей тематической дискуссии.

Нам всем крайне важно чётко определить, какие задачи должны ставить перед собой государства-участники ДНЯО в ходе Конференции. На наш взгляд, главная цель - сделать так, чтобы нынешняя обзорная Конференция способствовала укреплению ДНЯО, а не росту противоречий в его рамках. Всем участникам Договора необходимо приложить максимум усилий и, если это получится, выработать такой итоговый документ, в котором бы чётко затверждались приверженность положениям ДНЯО, сохранению его жизнеспособности и намерение укреплять Договор. Было бы большим успехом, если бы удалось подтвердить также все обязательства, взятые государствами в ходе предыдущих обзорных процессов. 

Г-н Председатель, 

Хотели бы решительно отвергнуть все прозвучавшие обвинения в наш адрес в неспровоцированной агрессии против Украины. Правящий сейчас в Киеве режим пришел к власти в результате госпереворота и сразу же начал сначала гонения, а затем и вооруженную борьбу с русскоязычным населением Донбасса. В течение восьми лет украинские националисты практически безнаказанно убивали мирное население на этой территории и готовили масштабное военное вторжение в фактически отколовшиеся от Украины республики. При этом киевские власти, подписав минские договоренности, которые являлись единственным способом принести мир на эту землю, даже и не собирались их выполнять. Ситуация на Украине дошла до своего предела, и действия Россия стали вынужденным ответом на бесчинства, которые там происходили, и они будут доведены до своего логического конца.

Нашу развернутую реакцию на инсинуации по поводу якобы угроз ядерным оружием и действий, направленных на подрыв ядерной и физической ядерной безопасности на Украине, мы дадим позднее, реализуя свое право на ответ.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что работа Конференции будет проходить в доброжелательном и неконфронтационном духе и в конечном счёте станет плодотворной. Российская делегация будет этому всячески способствовать.

Благодарю за внимание.