Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко на неформальной встрече СБ ООН «по формуле Арриа» по вопросам уничтожения объектов культурного наследия

Г-н Председатель,

После прослушивания очередного потока дезинформации и фальшивых обвинений в наш адрес по Украине возникает резонный вопрос к организаторам, а стоит ли продолжать тратить силы и время на составление столь детализированных концептуальных записок к подобным мероприятиям, если на практике стараниями западных членов СБ, ничуть не стесняющихся выступать не по теме, они превращаются в русофобский шабаш.

Давайте попробуем разобраться, как на самом деле обстоят дела на Украине с объектами культуры.

Так, по данным ЮНЕСКО, ни один из объектов, включенных в список Всемирного наследия, не пострадал на Украине во время российской специальной военной операции. Их координаты были заблаговременно предоставлены нашим Вооруженным Силам, что позволило принять меры предосторожности при планировании боевых действий.

По остальным объектам именно Минобороны Украины отказывается предоставить ЮНЕСКО письменные гарантии того, что сами такие объекты и их окрестности не будут использоваться в военных целях. Эти гарантии являются необходимым правовым условием для предоставления объектам усиленной защиты. 

Впрочем, такой отказ со стороны украинских военных не удивителен, учитывая практику размещения военных позиций внутри или вблизи объектов, посвященных религии, образованию, искусству, науке и истории, в нарушение международного гуманитарного права. 

Секретариат ЮНЕСКО регулярно получает от нас подробные отчеты о нападениях украинских военных на культурно-исторические и религиозные объекты – только в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике ими уничтожено или повреждено 103 таких объекта – театры, религиозные сооружения, монастыри. Однако в отчеты Секретариата ЮНЕСКО попадает лишь незначительная часть сообщаемой нами информации. Он предпочитает работать избирательно, выдавая односторонние нарративы, основанные на данных Украины.

К тому же данные, поступающие из Киева, не верифицируются на местах Секретариатом ЮНЕСКО. Накануне сегодняшней «Аррии», совсем как в июле прошлого года, состоялся спешный двухдневный визит ЮНЕСКО в Одессу, Киев и Чернигов. Что можно было увидеть за это время – вопрос риторический. Содержание поездки можно называть как угодно, но точно не верификацией. Отдельный вопрос – почему снова в Киев, а не в Луганск или Донецк? Там еще с 2014 года огромное количество пострадавших или уничтоженных объектов. И их перечень, к сожалению, только пополняется. 

Еще один вопрос к главе ЮНЕСКО – почему по итогам визита нет никакой реакции на беззаконие, творимое киевским режимом в отношении украинской православной церкви и одной из ее ключевых святынь – Киево-Печорской лавры? Она прямо сейчас подвергается рейдерскому захвату властями Украины вопреки не только конституции страны, но и ее международным обязательствам. Руководство этого религиозного учреждения находится под арестом, прихожане преследуются, по всей стране узурпируются храмы. ЮНЕСКО все это продолжает не замечать. Судя по веб-сайту данной международной организации, единственный результат апрельской поездки ее главы на Украину – лишь трансляция очередных денежных запросов марионеточного режима Зеленского. А то, что киевский режим в рамках своего «крестового похода» против православной веры санкционирует уничтожение церквей и гонения на священнослужителей, всемирная организация предпочитает игнорировать. 

Хочется спросить, где ЮНЕСКО была все 8 лет притеснений и систематического уничтожения русскоязычного населения Донбасса вместе с объектами культуры и отправления религиозного культа? Вы молчали, когда клика националистов, приведенная США и ЕС к власти в Киеве в 2014 года, приступила к насильственной украинизации половины населения страны, лишая людей не только их базовых прав, но и самой их идентичности. Подробную информацию на сей счет мы регулярно передавали в ЮНЕСКО. Сообщали о сносе памятников русским писателям, поэтам, музыкантам, а также героям Второй Мировой войны, переименование названных в их честь улиц (и присвоение им имен нацистских коллаборационистов), изъятие и уничтожение школьных учебников, пособий по русскому языку и русской литературы в целом. В ответ – тишина.

Не менее постыдным видится отсутствие реакции ЮНЕСКО на варварскую кампанию Запада, который в русофобском угаре начал отменять все русское: книги, фильмы, музыку, и даже сам русский язык. Из афиш вымарывают композиторов Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова, запрещаются театральные постановки по произведениям русских классиков, а также выступления русских артистов и музыкантов. Доходит до откровенно анекдотических случаев – в Лондонской национальной галерее полотно импрессиониста Эдгара Дега "Русские танцовщицы" переименовали в «Украинских танцовщиц». 

Что касается прозвучавших сегодня в наш адрес обвинений в якобы систематическом уничтожении украинских культурных ценностей, их разграблении и продаже, то они не выдерживают никакой критики – это просто бессовестное вранье. 

Отдельный вопрос – лицемерие коллективного Запада, давно превратившегося в настоящую империю лжи. Как можно всерьез читать кому-то нотации по вопросам разрушения и воровства культурных ценностей с вашим собственным послужным списком?

Великобритания и Франция – непревзойденные рекордсмены по числу артефактов, украденных из развивающихся стран во времена колониальных и неоколониальных завоеваний.

Заказанный в 2018 году правительством Э.Макрона доклад по вопросу возврата иностранных культурных ценностей констатировал, что 90-95 процентов африканского культурного наследия находится за пределами континента в крупнейших музеях. Только во Франции в одном лишь Музее на набережной Бранли находится более 70 тыс. объектов, вывезенных из Африки.

Германия только в 2022 году с большой помпой вернула Нигерии пару десятков экспонатов из коллекции Бенинской бронзы – латунных пластинок с изображениями из дворца правителя Бенинского царства, который был разграблен британскими колонизаторами в конце 19 века. Пару десятков из тысячи. Такой вот широкий жест.

Великобритания, однако, не может похвастаться даже этим – в Британском музее по-прежнему хранится более 700 объектов Бенинского царства. Вместо возвращения ворованных артефактов кураторы музея упражняются в изящной словесности. Так, на сайте данного учреждения есть целый раздел, посвященный так называемым «оспариваемым» предметам. Речь, естественно, о ценностях, незаконно вывезенных из бывших колоний, причем только о тех, чьего возвращения активно добиваются страны их происхождения.

США в своей истории не успели обзавестись обширными колониями, если не считать ряд островных «неинкорпорированных» территорий, как например, Пуэрто-Рико, жители которого до сих пор не имеют избирательных прав в силу древнего прецедента Верховного суда по делу 1901 «Downes v. Bidwell», констатировавшего, что хотя Пуэрто-Рико принадлежит США, но конституционно не является их частью, поскольку, внимание это цитата: «его населяют чужие расы, отличающиеся от нас религией, обычаями, законами, методами налогообложения и образом мысли, а потому госуправление и отправление правосудия по англо-саксонским принципам пока могут быть невозможны». Судя по тому, что избирательных прав жители Пуэрто-Рико так и не обрели – федеральные власти до сих пор чтут это решение своего Верховного суда.

Судьба коренного населения, столкнувшегося с американцами вообще незавидна. При построении собственного государства США отметились систематическим истреблением коренного населения Североамериканского континента. Теперь у них на федеральном уровне существует специализированное учреждение – «Офис по ответственности правительства США», которое совершенно спокойно рапортует о том, что более 116 тыс. человеческих останков индейцев все еще находятся в музеях и других коллекциях. Сто. Шестнадцать. Тысяч. Человеческих. Останков. И это в 21 веке. Не говоря уже о бесчисленных предметах искусства и культуры, украденных у коренного населения континента.

Апелляция к тому, что это – вопрос истории и мы, мол, с тех пор исправились, не пройдет. США и в новейшее время отметились поистине варварским отношением к чужому культурному наследию.

Неспровоцированная, неоправданная агрессивная война по выбору возглавляемой США западной коалиции против Ирака привела не только к разрушению инфраструктуры и чудовищным жертвам среди гражданского населения. Страна потеряла большую часть своего бесценного культурного наследия.

Едва вторгнувшись в Ирак, американцы разместили военную базу «Кэмп Альфа» непосредственно на месте древних вавилонских храмовых руин. С вертолетной площадкой и 60-метровыми траншеями. Другого места, естественно, не нашлось. Расчищая место, ряд монументов просто снесли, часть потом вывезли из страны. 

Только по официальным данным из доклада Дж.Рассела, подготовленного в 2010 году по заказу Госдепартамента США, американские солдаты успели испортить своими окопами и траншеями площадь, на научные раскопки которой ушло бы 60 лет. Этого им показалось мало – они еще настроили там дорог и парковок общей площадью в 42 футбольных поля.

При расширении базы «Таллил» у г. Насирия в 2004-2005 гг. было полностью уничтожено – срыто древнее поселение Эриду-13 (начало 2 тыс. до н.э.).

Американцы превзошли монгольских захватчиков, разграбивших в 1258 г. знаменитую библиотеку и научный центр «Дом мудрости». В рамках натовского вторжения эта библиотека была полностью уничтожена.

Иракская национальная библиотека и ее архив также подверглась не просто разграблению, но целенаправленному уничтожению. Бесценные фолианты истреблялись с использованием белого фосфора и мощных брандспойтов. Всего погибло 25% книжного и 60% архивного фонда, включая редкие документы оттоманской и хашимитской эпох.

В 2003 году на фоне натовского вторжения происходит разграбление богатейшей коллекции Иракского национального музея, включавшей бесценные артефакты. По словам того же Рассела, служившего в 2003-2004 гг. советником по культуре оккупационной администрации «десятки тысяч предметов древности из Ирака открыто продавались на американском рынке, и не известно ни одного случая, чтобы правоохранительные органы интересовались этим». Многие из разворованных объектов потом всплывут в музеях и частных коллекциях не только США, но и других западных стран. 

В целом, по оценке Министерства туризма и древностей Ирака, в 2003-2004 годах из страны было вывезено 130 тыс. культурно-исторических ценностей. Вернуть пока удалось незначительную и наименее ценную часть. Так, лишь в 2021 году Ирак получил обратно порядка 18 тысяч таких предметов. Большинство из них прибыли из США и Великобритании, а также из Нидерландов, Италии и Японии. Сколько еще находится в частных коллекциях избранного меньшинства, мы можем только догадываться. 

Аналогичная ситуация повторилась в Сирии с ковровыми бомбардировками США и их союзниками по НАТО таких городов, как Ракка. Не было пощады культурным и религиозным объектам. 

Напомним, что часть территории Сирии по результатам агрессии против этой страны ведомой США западной коалиции и по сей день остается под незаконной иностранной оккупацией. С учетом печального примера Ирака это обстоятельство вызывает обоснованную тревогу за сохранность местного ценнейшего культурно-исторического наследия.

Вот о чем всем нам надо беспокоиться, а не подыгрывать беспочвенным обвинениям и измышлениям киевского режима!

Благодарю за внимание.