Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по вопросу о защите гуманитарных работников и персонала ООН в условиях вооруженных конфликтов
Г-н Председатель,
Благодарим заместителя главы УКГВ Джойс Мсуйю и руководителя Департамента ООН по вопросам охраны и безопасности Жиля Мишо за доклады о выполнении резолюции СБ ООН 2730, касающейся защиты гуманитарных работников и персонала ООН. Приняли к сведению выступление представителя гражданского общества Ника Лии.
Нет сомнений в том, что в условиях вооружённых конфликтов гуманитарная помощь является «спасательным кругом» для тысяч и сотен тысяч мирных граждан, а в некоторых случаях речь идет и о миллионах ни в чем не повинных людей, выживание которых напрямую зависит от поддержки гуманитарных структур. В то же время гуманитарная деятельность сопряжена с колоссальными рисками – гуманитарные и медицинские работники, спасатели, добровольцы, представители ООН сами зачастую оказываются между жизнью и смертью – между необходимостью оказать помощь и угрозой собственной безопасности.
Их труд – это не просто работа, это подвиг, и сегодня мы хотим отдать дань уважения тем, кто в самых опасных и непредсказуемых ситуациях рискует своей жизнью ради спасения других. Их храбрость, самоотверженность и несгибаемая стойкость заслуживают особого признания.
Г-н Председатель,
За последние два года мы все в полной мере убедились, насколько опасной остаётся профессия гуманитарного работника. 2024 год стал самым смертоносным за всю историю наблюдений, унеся жизни как минимум 377 членов гуманитарного сообщества. Текущий же год может побить и этот страшный «антирекорд», и мы не должны позволить, чтобы это произошло. «Львиная доля» этих потерь вызвана военной кампанией Израиля в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, осуществляемой с серьёзнейшими нарушениями МГП. Мы детально обсуждали этот вопрос 28 марта на закрытом заседании Совета Безопасности. К сожалению, из региона поступают всё новые и новые сообщения о новых жертвах среди гумработников, в том числе представителей ООН. 18 марта был убит сотрудник Ассоциации здравоохранения «Аль-Авда», а в тот же день погиб представитель «Врачей без границ» — десятый работник этой организации, ставший жертвой конфликта в Газе. В результате удара по комплексу ООН в Дейр-аль-Балахе 19 марта погиб сотрудник ЮНОПС, а шестеро его коллег, трое из которых работают в ЮНМАС, были тяжело ранены. За последние дни марта убито пять сотрудников БАПОР, среди которых были учителя, врачи и медсестры. Буквально на днях Генкомиссар БАПОР Ф.Лазарини сообщил о двух новых жертвах среди сотрудников вверенного ему Агентства.
К сожалению, как мы еще раз услышали от г-жи Мсуйе сегодня, оправдались самые страшные опасения относительно сотрудников экстренной медицинской помощи Палестинского Красного Полумесяца, которые находились в зоне проведения военной операции ЦАХАЛ и пытались вывезти раненых палестинцев, но сами подверглись обстрелу. До недавнего времени сохранялась надежда, что они живы, однако, 31 марта поступила информация об обнаружении восьми тел.
Г-н Председатель,
Отдельно хотели бы остановиться на ситуации, в которой оказались сотрудники БАПОР на палестинских территориях. С 7 октября 2023 года количество погибших бапоровцев перевалило за 280 человек. По поступающей информации, сегодня утром ЦАХАЛ нанес очередной удар по медицинскому центру БАПОР в Джабалии, который использовался в качестве убежища для 700 мирных граждан. Есть погибшие и пострадавшие. Вновь напоминаем о неприемлемости атак на помещения ООН, что, к сожалению, регулярно происходит в Газе. Ситуация с БАПОР наглядно иллюстрирует, что защита гумперсонала не ограничивается только предотвращением актов физического насилия, но и включает противодействие множеству других форм недопустимого воздействия, в том числе психологического. Против Агентства развязана беспрецедентная дезинформационная кампания, провоцирующая нападки, преследования и запугивания работников БАПОР, которые под колоссальным давлением вынуждены проводить операции в страхе за себя, за своих родных и близких.
Мы вновь выражаем поддержку БАПОР, считаем деятельность Агентства незаменимой, особенно в условиях текущей катастрофической обстановки в секторе Газа, который все еще находится в тотальной гуманитарной блокаде.
Г-н Председатель,
Мы все чаще слышим от представителей некоторых государств и различных структур призывы к разработке новых подходов, которые обеспечили бы безопасность сотрудников гуманитарной сферы и позволяли бы привлекать к ответственности виновных за нарушения международного гуманитарного права. Однако, на наш взгляд, имеющихся международных обязательств более чем достаточно – вопрос заключается лишь в скрупулезном их соблюдении.
Мы имеем в виду в первую очередь перешагнувшие 75-летний рубеж Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. С особым разочарованием приходится констатировать, что даже среди пятерки постоянных членов СБ есть государства, не присоединившиеся к этим договорам. Убеждены, что универсализация этих инструментов и соблюдение их положений являются залогом к обеспечению защиты мирных граждан, в том числе гумработников.
Имеются и другие инструменты – в частности, Конвенция 1994 года о безопасности персонала ООН и связанного с ним персонала, однако и она, к сожалению, так и не обрела универсального характера. О каких новых инструментах может идти речь, если Совет Безопасности или Генассамблея ООН не могут обеспечить выполнение старых, которые с годами не теряют своей востребованности?
Нельзя сбрасывать со счетов и многочисленные профильные резолюции упомянутых органов ООН, в рамках которых проводится регулярная актуализация подходов к обеспечению защиты гумработников и персонала Всемирной организации.
Принятая в мае прошлого года резолюция СБ ООН 2730 подтверждает императив соблюдения норм международного гуманитарного права, в том числе предписанных Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами. Россия всецело поддерживает этот постулат и многие другие положения резолюции 2730. Однако при ее принятии нам пришлось воздержаться, поскольку текст документа содержал ряд формулировок, которые не в полной мере корректны, а некоторые из них могут привести к искажённым интерпретациям.
Что касается подготовленных Генсекретарем ООН рекомендаций по тематике защиты гумперсонала, то наше отношение к ним мы уже представили в ноябре прошлого года в ходе соответствующего заседания СБ ООН. Часть из них заслуживает поддержки, другие, честно говоря, считаем спорными. Более того, по нашему мнению, в докладе Генсекретаря ООН имеются и недостатки – так, например, при перечислении принципов оказания гуманитарной помощи, содержащихся в резолюции ГА ООН 46/182, упускается принцип согласия и координации с национальными правительствами. А ведь именно он является одним из ключевых факторов снижения рисков для безопасности гумперсонала. Убеждены в том, что гумструктуры должны проявлять максимальную ответственность в вопросах защиты своих сотрудников и развивать тесное сотрудничество с официальными властями страны пребывания для минимизации рисков и выработки наиболее оптимальных форматов оказания содействия нуждающимся.
Г-н Председатель,
В завершение хотел бы отметить, что ни у кого из нас не вызывает сомнений необходимость прилагать максимум усилий для предотвращения атак и актов насилия в отношении мирных граждан, в том числе гуманитарных работников в условиях вооруженных конфликтов. При этом не стоит забывать, что самый надёжный способ добиться данной цели – это обеспечить прекращение огня и приоритизировать поиск политико-дипломатических решений и конфликтных ситуаций.
Благодарю за внимание.