Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой в ходе брифинга Совета Безопасности ООН по положению в Афганистане

Г-жа Председатель,

В начале своего выступления хотела бы поздравить делегацию ОАЭ с началом председательства в Совете Безопасности ООН и пожелать успехов в этом месяце, рассчитывайте на нашу поддержку. 

Г-жа Председатель,

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря и главу Миссии ООН по содействию в Афганистане г-жу Дебору Лайонс за ее соображения и оценки обстановки «на земле». Внимательно относимся к мнению афганцев Марьям Сафи и Назира Фаика.

Рады, что представителям стран региона предоставлено слово в обсуждении столь важной для них темы.

Внимательно ознакомились с докладом Генсекретаря о ситуации в стране. Текущая обстановка в Афганистане продолжает меняться. Новые афганские власти демонстрируют готовность налаживать конструктивное взаимодействие с международным сообществом. Отмечаем определенные усилия, предпринимаемые ими для решения политических, социально-экономических, гуманитарных и правочеловеческих проблем. Среди важных положительных сдвигов - указ лидера Движения талибов муллы Хайбатуллы о принятии мер для обеспечения прав женщин в вопросах брака, наследования имущества и некоторых других. Женщинам разрешается заниматься бизнесом с соблюдением исламских и афганских ценностей. Повышенное внимание уделяется вопросам образования. В феврале возобновлены занятия в вузах. Обучение для девочек доступно уже примерно в трети провинций страны. Отмечаем также улучшение ситуации с безопасностью в стране, что позволило гуманитарщикам попасть в регионы, куда до недавнего времени доступа не было. 

По-прежнему ожидаем от талибов серьезных мер по выполнению взятых на себя обязательств, в первую очередь, по завершению процесса межафганского примирения и формированию подлинно инклюзивных структур власти с отражением интересов всех ключевых этнополитических сил страны. Отмечаем важность непрерывных усилий по противодействию тер- и наркоугрозам. Подчеркну, что все эти озабоченности мы транслируем и в ходе наших двусторонних контактов с новыми властями. 

Наш общий приоритет был и остается неизменным – сохранение стабильности в Афганистане. Это наша общая с афганцами задача, от решения которой зависит обстановка в регионе. Однако об эффективном купировании застарелых проблем и новых вызовов невозможно говорить в условиях отсутствия национального потенциала, утечки профессиональных кадров и нехватки финансовых ресурсов. Позвольте напомнить, что 20 лет назад США вошли в Афганистан с особой миссией – борьбой с терроризмом. Однако в действительности их приход в страну лишь укрепил ее статус рассадника терроризма и наркотиков. Наряду с присутствовавшими в Афганистане «Аль-Каидой» и связанными с нею группировками появился и прочно укрепил свое влияние ИГИЛ. При этом за все годы военного присутствия в стране у США была масса возможностей и времени для ликвидации террористов в Афганистане, в том числе материальных, военных и технических. Мы неоднократно задавали вопросы о неопознанных вертолетах, перевозивших игиловцев и вооружения для них в разные районы страны, в том числе на север, в условиях полного, как нам говорили, контроля ситуации силами коалиции.

Рост наркопроизводства за эти годы также достиг небывалых пределов. На этом фоне социально-экономическое положение страны продолжало оставаться плачевным. Миллиардные вливания оседали в карманах коррумпированных американских марионеток. В итоге страна превратилась в международного иждивенца без какой-либо перспективы самостоятельного развития. 

20 лет нахождения США в Афганистане стоило тысяч унесенных жизней простых афганцев и американских солдат, а также миллиардов потраченных долларов. Народ, который они лицемерно бросили на произвол судьбы, остался один на один с разрухой, нищетой, терроризмом и голодом. 

Сожалеем в этой связи, что отдельные члены международного сообщества по-прежнему не готовы оказывать всеобъемлющее содействие нормализации социально-экономической и гуманитарной обстановки Афганистану без оговорок и предусловий.

Г-жа Председатель,

Прошло два с половиной месяца с момента принятия Советом Безопасности резолюции 2615, призванной способствовать, в том числе, наращиванию гумпомощи по всем каналам для противодействия разрастающемуся в стране кризису. Отмечаем предпринимаемые ооновскими гумагентствами усилия. Приняли к сведению их предварительные планы организовать 31 марта с.г. очередную международную донорскую конференцию для мобилизации финансовой поддержки и оценки достигнутого на указанных направлениях прогресса. Однако этих шагов недостаточно для устойчивого постконфликтного восстановления Афганистана.

В условиях паралича банковской системы и безработицы население страны продолжает оставаться на грани выживания, продавая своих детей, не говоря уже о собственных органах. Несмотря на всю трагичность ситуации, мы по-прежнему видим попытки отдельных государств под любым предлогом отложить разморозку активов «в долгий ящик». Не иначе как издевкой является указ Президента США от 11 февраля с.г. о блокировании счетов афганского Центробанка и резервировании Вашингтоном части замороженных средств для выплаты компенсаций по искам родственников жертв терактов 11 сентября 2001 г. Аморальным выглядит стремление возложить ответственность за эту трагедию на ни в чем неповинный афганский народ.

Г-жа Председатель,

Последствия полного коллапса в Афганистане коснутся всех и будут намного более масштабными, чем кажется на первый взгляд. Они неминуемо приведут к массовому потоку беженцев, переливу терактивности, росту наркопроизводства и, как результат, еще большей нестабильности, в том числе в регионе и за его пределами.

Дальнейшая деградация лишь на руку боевикам ИГИЛ и других группировок, включая Исламское движение Восточного Туркестана, Исламское движение Узбекистана и «Джамаат Ансарулла». Нам всем хорошо известны планы игиловцев по распространению своего влияния в регион, а потом и в Россию. По-прежнему остро стоит проблема производства и контрабанды наркотиков. Афганистан остается крупнейшим поставщиком опиатов в мире. Риск инфильтрации тер- и наркоэлементов в Центральную Азию, в том числе под видом беженцев, не может не вызывать обеспокоенности у наших региональных партнеров. Поддерживаем регулярный диалог по линии ОДКБ и ШОС.

В этих условиях внимательно следим также за продолжающимися вылазками панджшерских партизан из Фронта национального сопротивления Афганистана. Скатывание обстановки в полномасштабную гражданскую войну не в интересах ни самого афганского народа, ни региона в целом. 

Г-жа Председатель, 

Хотели бы вновь напомнить о контрпродуктивности попыток разговаривать с новыми афганскими властями языком ультиматумов, а также важности извлечения уроков из прошлых ошибок. Только конструктивный диалог с учетом региональной специфики и адекватного анализа современных реалий позволит добиться мирного урегулирования в стране. Примером такого успешного и эффективного взаимодействия остаются расширенная «тройка», а также Московский формат.

На этом фоне поддерживаем регулярные контакты МООНСА с новыми афганскими властями. Приняли к сведению рекомендации Генсекретаря по дальнейшим модальностям ее работы в стране. Разделяем тезис о важной роли спецполитмиссии в Афганистане в качестве координатора международного гуманитарного содействия. Поддерживаем настрой ее главы г-жи Д.Лайонс продолжать осуществлять мониторинг ситуации и предоставлять мировому сообществу соответствующую объективную информацию. Не разделяем тезис о необходимости усиления правочеловеческого компонента миссии, увязывания ситуации с правами человека с гуманитарным содействием и помощью восстановлению страны. Стремление превратить МООНСА в некого надзирателя ради удовлетворения тех, кто не готов помогать простым афганцам без предусловий, недопустимо. 

Убеждены, что ключ к эффективному функционированию МООНСА лежит в хороших отношениях с принимающей стороной и наличии доверия со стороны властей. Успех выполнения задач спецполитмиссии зависит от реалистичности, ясности и достижимости самого мандата, учета всех региональных особенностей и нюансов, а не абстрактных представлений. Важным фактором было и остается согласие властей государства на новый формат присутствия миссии и изменение модальностей ее деятельности.

Благодарю за внимание.