Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко на заседании Комитета по сношениям со страной пребывания

Г-н заместитель Генерального секретаря,

Г-жа Председатель,

Наша делегация присоединяется к выступлению Венесуэлы, от имени Группы друзей в защиту Устава ООН. Мы разделяем озвученные оценки. Полностью поддерживаем все делегации, столкнувшиеся с проблемами, связанными с нарушением США своих обязательств по Соглашения о штаб-квартире ООН.

Сожалеем, что из органа некогда способного оперативно решать подобные вопросы Комитет постепенно превращается в дискуссионный клуб, где пострадавшим позволено время от времени «выпускать пар», а нарушающая страна пребывания может комфортно скрываться за «стеной отрицания». Как иначе объяснить отсутствие прогресса в разрешении конкретных проблем делегаций на протяжении более 5 лет?

Хотели бы подчеркнуть, что эти проблемы не возникают случайно, а намеренно создаются Вашингтоном. И не для всех, а для отдельной группы делегаций – из числа тех, кто не разделяет и критикует внешнеполитическую линию США. 

Хотя, казалось бы, причем здесь двусторонние отношения – речь ведь идет о представительствах этих государств, аккредитованных не при США, а при ООН. Проблемы, искусственно создаваемые для таких представительств, имеют самое прямое влияние на их способность эффективно взаимодействовать со Всемирной организацией. Ситуация, когда часть представительств продолжает функционировать нормально, а другим приходится каждый день продираться через ворох навязанных препонов и сложностей глубоко ненормальна. И речь не только о неприкрытой дискриминации. Под угрозой оказываются принципы универсальности ООН и суверенного равенства государств.

Длительная неспособность Комитета эффективно добиться прекращения таких системных нарушений крайне опасна и ведет к деградации ситуации.

Генассамблея по докладу Комитета приняла уже четыре резолюции подряд, в которых констатируется серьезная озабоченность ситуацией, вызванной неисполнением государством пребывания своих международных обязательств. Генеральному секретарю адресован призыв безотлагательно принять меры, по запуску арбитража, предусмотренного разделом 21 Соглашения.

Однако вместо давно назревшего решения о его запуске Секретариат из раза в раз докладывает о контактах с властями США в Вашингтоне. Какой в них смысл, если по истечении 5 лет наше постпредство имеет тот же самый перечень проблем? Напомним, речь о прямых отказах в визах, их невыдаче или несвоевременной выдаче; неоправданно длительном периоде ожидания выдачи виз и их продления для сотрудников нашего постпредства и членов их семей, нарушающем нормальную ротацию персонала; помещении всех дипломатов в т.н. «25-мильную» зону без возможности ее покидать.

На этом фоне ничуть не удивлены, что недавняя поездка Генсекретаря в Вашингтон не принесла никаких прорывов. Ненормальная новая нормальность заключается в том, что нарушения годами длятся параллельно с переговорами, якобы направленными на их разрешение. Складывается впечатление, что весь смысл таких переговоров в том, чтобы обе их стороны могли как можно дольше оттягивать решение о запуске арбитража.

И это не единственный случай использования переговоров не для поиска решения, а в попытке «замотать» ситуацию. Так, на предыдущем заседании Комитета в феврале мы подробно рассказывали о вопиющей ситуации вокруг сотрудника Секретариата ООН – россиянина Андрея Коваленко, которого американские власти под полностью вымышленным предлогом обвинили в «деятельности несовместимой с его официальным статусом». Мы рассчитывали на жесткий и незамедлительный ответ со стороны Генсекретаря, который должен стоять на страже Организации, ее ценностей, да и просто защищать своих сотрудников от подобных необоснованных нападок. Однако вместо этого по прошествии 5 месяцев слышим невнятные ссылки на якобы идущие «консультации» между Секретариатом и США по этому вопросу. Что это за консультации такие и зачем они нужны – понять сложно, поскольку в их рамках от американской стороны даже не добились предъявления доказательств в подтверждение выдвинутых обвинений. Отказ американцев дать такие доказательства нас как раз совсем не удивляет – у Вашингтона их просто нет.

Г-н заместитель Генерального секретаря, 

Подобная заторможенная реакция на вопиющее посягательство на статус сотрудников Секретариата под полностью вымышленными предлогами недопустима. Это атака не на Андрея Коваленко, а на ООН в целом. США посылают недвусмысленный сигнал всем ооновцам: на месте россиянина может оказаться любой, кто им не понравится. Уже одного этого случая достаточно, чтобы запустить арбитраж.

Г-жа Председатель,

Несмотря на постоянные заверения американских коллег в приверженности выполнению Соглашения о Центральных учреждениях, проблема с выдачей и продлением виз не решена.

Да, «лист ожидания» несколько сократился, но в нем по-прежнему фигурируют 15 сотрудников российского постпредства и 28 членов их семей. Средний срок ожидания – пять и более месяцев. Выезд для них на Родину, в том числе и по гуманитарным обстоятельствам, закрыт. Пригласить близких родственников в Нью-Йорк они тоже не могут. 

Визовые сложности не только у сотрудников Постпредства, но и у делегатов, направляемых на мероприятия по линии ООН. Объективности ради отмечаем, что взаимодействие с командой по делам государства пребывания Миссии США при ООН помогает в «ручном режиме» ускорять выдачу виз отдельным делегатам. Но усилия этой команды, к сожалению, не могут изменить общей картины, завязанной на неприемлемые установки Вашингтона на искусственное создание для наших делегатов визовых сложностей. 

На февральском заседании Комитета мы озвучили список мероприятий, на которых российская делегация оказалась недоукомплектованной по причине отказа в выдаче виз или их несвоевременной выдачи. 

Хотели бы обновить информацию и проинформировать членов Комитета о новых случаях. Среди них следующие:

- невыдача визы заместителю Директора Департамента информации и печати МИД России, на 46-й сессию Комитета по информации и на межправительственные переговоры по Глобальному цифровому договору (к слову, на 45-ю сессию Комитета визу он также не получил);

- невыдача визы делегату на апрельский Форум ЭКОСОС по финансированию развития;

- глава российской делегации на майский Форум ООН по лесам – заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства А.В.Панфилов визу получил с опозданием – уже после начала мероприятия и то, только после нашего демарша. Задержка с выдачей визы лишила практического смысла его поездку на мероприятие;

- несвоевременно выдана виза делегату на июньский сегмент межправительственных переговоров по Глобальному цифровому договору;

- уже после начала мероприятия была выдана виза делегату, направлявшемуся на первую неделю июньской 57-й сессии ЮНСИТРАЛ. Задержка с выдачей визы также лишила смысла поездку на мероприятие.

Напомним, все эти случаи только с конца февраля. 

Вопиющей остается ситуация и с грабительским захватом у Постпредства части служебных помещений на Лонг Айленде. Дипломатическую собственность, пользующуюся привилегиями и иммунитетами и изъятую под смехотворным предлогом вмешательства в президентские выборы в США, нам так и не вернули.

Г-жа Председатель,

Закончить свое выступление мы бы хотели следующим. 

Через два месяца завершится текущая сессия Генассамблеи. Генсекретарю для разрешения ситуации, связанной с нарушением США своих обязательств, выдан конкретный мандат на запуск арбитражной процедуры. 

Отведенные Комитетом «разумные и ограниченные сроки», США для выправления ситуации давно прошли. Имитация переговорного процесса с властями США не может продолжаться вечно. Всем прекрасно понятно, что переговоры не работают. Перечень нарушений постепенно только ширится. Сложившейся недопустимой ситуации нужно положить конец. Генсекретарь должен задействовать арбитражную процедуру, прямо предусмотренную разделом 21 Соглашения. Вновь напоминаем, что это его юридическая обязанность, а не вопрос усмотрения. Это прямо следует из формулировки раздела 21.

Благодарю за внимание.