Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Административные вопросы


Административные вопросы

Административные вопросы ООН включают в себя кадровую политику Секретариата ООН, блок информационно-коммуникационных технологий, функции надзора (внешнего и внутреннего), а также закупки ООН. Все упомянутые сферы являются предметом текущих реформенных процессов с целью повышения эффективности Организации.

Подробнее об административных вопросах:

-  Кадровая политика

-  Информационно-коммуникационные технологии

-  Надзорные органы

-  Закупки

      

Кадровая политика

Одним из ключевых элементов управления ООН является кадровая политика Секретариата. Свыше 70% расходов регулярного бюджета ООН и порядка четверти расходов бюджетов ОПМ ООН приходятся на расходы на персонал. В настоящее время в Секретариате ООН работает свыше 44 тыс. человек. При этом сотрудников административных подразделений (различных департаментов, управлений, комиссий и пр.) чуть более 20 тыс. человек, в полевых миссиях трудятся почти 24 тыс. человек.

По итогам реформы контрактной системы в настоящее время предусмотрены непрерывные, срочные (до 5 лет), и временные контракты (до 1 года). Условия службы в ООН разрабатываются специальным органом – Комиссией по международной гражданской службе ООН (КМГС) и утверждаются Генеральной Ассамблеей. Сайт КМГС находится по адресу: http://icsc.un.org/rootindex.asp.

Должности Секретариата ООН, финансируемые из регулярного бюджета (порядка 3 000 человек), заполняются исходя из принципа географического распределения. Каждое государство получает определенную квоту исходя из ставки взноса в регулярный бюджет и населения страны. В случае, если государство не превысило свою квоту, то ее кандидаты рассматриваются в приоритетном порядке по отношению к кандидатам из стран, квота которых превышена.

По стоянию на июнь 2012 г. по географической квоте России проходят 42 человека, что уже меньше предельного значения в 45 человек согласно географической квоте. Также по мере роста российского финансового участия в деятельности ООН можно ожидать дальнейшего увеличения российской квоты, что в свою очередь дает дополнительные возможности по продвижению российских кандидатов в Секретариат ООН.

Секретариат постоянно ведет набор новых сотрудников из числа компетентных и высокомотивированных специалистов, разделяющих цели и задачи ООН и готовых посвятить себя почетной службе на благо международного сообщества в различных странах мира. ООН дает уникальную возможность работать в динамичной мультикультурной среде и участвовать в проектах, направленных на решение мировых проблем.

Сотрудники ООН поддерживают принципы и базовые ценности Организации, включая добросовестность, профессионализм, эффективность и уважение культурного многообразия. ООН принимает заявления от граждан всех государств-членов и в политике найме следует передовым стандартам защиты от расовой и половой дискриминации, а также дискриминации лиц с ограниченными возможностями.   

Различные пути трудоустройства в ООН подробно описаны на сайте https://careers.un.org/lbw/Home.aspx. и его обновленной версии https://inspira.un.org (необходима регистрация). Также для выпускников и аспирантов имеются программы стажировок (https://careers.un.org/lbw/home.aspx?viewtype=IP), предусмотрены широкие возможности для работы волонтером (http://www.unv.org/).


Информационно-коммуникационные технологии

В декабре 2008 года было создано Управление информационно-коммуникационных технологий (УИКТ, Office of Information and Communications Technology, OICT) в качестве самостоятельного организационного подразделения, финансируемое по отдельному разделу бюджета, во главе с Директором по информационным технологиям (Chief Information Technology Officer, CITO) на уровне помощника Генсекретаря. Ежегодно в рамках всего Секретариата на нужды в области ИКТ тратится порядка 770 млн. долл. США (из регулярного бюджета, бюджетов ОПМ, вспомогательного счета и внебюджетных средств); общая численность сотрудников в сфере ИКТ составляет 4219 человек, включая международных сотрудников, добровольцев и внешний персонал, работающий по контрактам.

Постоянное усовершенствование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является важнейшим инструментом эффективного функционирования ООН. Реформенные процессы в этой области включают в себя совершенствование управления общеорганизационными ресурсами и создание надежной инфраструктуры ИКТ. Главным процессом на данном направлении в настоящее время является проект «UMOJA» (на языке суахили «единство») по внедрению общеорганизационного планирования ресурсов (Enterprise Resource Planning – ERP). Цель – сосредоточить управление всеми финансовыми, людскими и физическими ресурсами в рамках единой для всей Организации комплексной информационной системы. Проект был одобрен в декабре 2008 года и должен заменить собой существующую сейчас Комплексную систему управленческой информации (Integrated Management Information System, IMIS), признанную Секретариатом устаревшей. Успешное внедрение ERP должно повысить эффективность и транспарентность использования ресурсов. Считается, что ERP послужит основой для внедрения в ООН Международных стандартов учета в государственном секторе (МСУГС, International Public Sector Accounting standards, IPSAS). Общая стоимость проекта будет составлять порядка 350 млн. долл. США. Завершить проект планировалось в 2014 году, однако эти сроки будут перенесены предположительно на один или два года в связи с комплексными задачами по конструированию и внедрению новых технологий и программ.


Надзорные органы ООН

Основными надзорными органами ООН являются Комиссия ревизоров, Объединенная инспекционная группа (ОИГ), Управление служб внутреннего надзора (УСВН) и Независимый консультативный комитет по ревизии (НККР).

Комиссия ревизоров была учреждена Генассамблеей ООН в 1946 году (резолюция 74 (I)) с целью проведения ревизии всех счетов Организации, ее фондов и программ. Свои выводы и замечания Комиссия направляет на рассмотрение государств-членов через ККАБВ. Комитет изучает финансовые ведомости и доклады о ревизии и направляет их Ассамблее с такими замечаниями, какие он сочтет уместными.

Детализированные доклады Комиссии дают возможность получить наиболее актуальную и реальную картину о финансовом положении Организации и имеющихся в ее распоряжении всех видов активов. Особенно актуальна такая информация при рассмотрении наиболее дорогостоящего сегмента деятельности  ООН – операций по поддержанию мира ООН.

Состоит Комиссия из трех членов, каждый из которых является генеральным ревизором (или лицом, занимающим равноценную должность) одного из государств-членов (избираются на срок продолжительностью шесть лет без права переизбрания). Сайт Комиссии ревизоров ООН находится по адресу: http://www.un.org/russian/auditors/board/.

Объединенная инспекционная группа (ОИГ) создана в 1968 году на экспериментальной основе, а окончательно была утверждена Генассамблеей в 1978 году (резолюция 31/192), тогда же был принят статут Группы. ОИГ является единственным независимым общесистемным органом внешнего надзора и подотчетна Генассамблее и компетентным директивным органам тех специализированных учреждений и других международных организаций системы ООН, которые признают ее статут.

Инспекторы ОИГ (всего их 11, в т.ч. и российский член) обладают широчайшими полномочиями по расследованию всех вопросов, влияющих на эффективность деятельности участвующих организаций и надлежащее использование имеющихся средств, и выносят независимую оценку на основе инспекций и анализа, направленного на улучшение руководства и обеспечение более широкой координации между организациями. Группа должна убедиться в том, что деятельность, проводимая организациями, осуществляется наиболее экономичным образом и что имеющиеся для выполнения этой деятельности ресурсы используются оптимально. Сайт Объединенной инспекционной группы находится по адресу: http://www.unjiu.org/ru/index_ru.htm.

Управление служб внутреннего надзора (УСВН) было создано в 1994 году (резолюция 48/218 В) для оказания Генсекретарю ООН помощи в выполнении им своих обязанностей по внутреннему надзору в отношении ресурсов и персонала Организации. УСВН имеет право инициировать, принимать и освещать в своих докладах любые меры, которые оно считает необходимыми для выполнения своих обязанностей в области наблюдения, внутренней ревизии, инспекций, оценки и расследований.

УСВН представляет Генсекретарю доклады, содержащие информацию об эффективном использовании ресурсов и управлении ими. Генсекретарь представляет эти доклады в Генассамблею в том виде, в каком они представлены Управлением, вместе с любыми представляемыми отдельно замечаниями, которые Генсекретарь может счесть необходимым сделать.

Комиссия ревизоров и Объединенная инспекционная группа получают экземпляры всех окончательных докладов УСВН, а также замечаний Генсекретаря по ним и предоставляют Генассамблее свои замечания в случае необходимости. Сайт УСВН находится по адресу: http://www.un.org/Depts/oios/.

Независимый консультативный комитет по ревизии (НККР), созданный в 2005 году в качестве вспомогательного органа Генассамблеи ООН (резолюция 60/248), является экспертным консультативным органом и оказывает помощь Генеральной Ассамблее в выполнении ее надзорных функций. Комитет состоит из пяти членов, в т.ч. и российского представителя.

НККР отвечает за консультирование Генассамблеи по вопросам, касающимся сферы охвата, результатов и эффективности ревизии, выполнения других надзорных функций, а также мер обеспечения выполнения руководством Секретариата ООН рекомендаций по результатам ревизий и других рекомендаций надзорных органов. В соответствии со своим мандатом (резолюция 61/275) НККР также анализирует план работы и рассматривает предложения по бюджету Управления служб внутреннего надзора; консультирует Генеральную Ассамблею по вопросам эффективности процедур управления рисками, системы внутреннего контроля ООН; проблем и тенденций, отмечаемых в докладах Комиссии ревизоров. Сайт НККР находится по адресу: http://www.un.org/ru/ga/iaac/index.shtml.

Закупки

За последние пять лет России удалось добиться значительного прогресса в предоставлении товаров и услуг по линии ООН, прежде всего в рамках ОПМ ООН. Россия прочно удерживает второе место по доле в общей сумме оплаченных за 2011 год подрядов. С 2007 по 2011 г. этот показатель для России вырос с 11 до 13,8%. В денежном выражении этот показатель вырос почти в два раза: с 220 до 436,8 млн. долл. США.

В реестре поставщиков ООН по состоянию на апрель 2012 г. значилось 57 российских компаний. После США и России по доле в закупках ООН следуют Судан (за счет большого количества представительств иностранных компаний), Франция, Германия, Великобритания, Канада, Украина. Более подробно о возможностях участия коммерческих организаций в закупках ООН можно узнать по адресу:

http://www.russiaun.ru/ru/un_budget/zakupochnaja_dejatelnost_oon.