Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя России при ООН Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Сексуальное насилие в конфликте»

Г-н Председатель,

Позвольте поблагодарить Вас за организацию сегодняшнего заседания, а также выразить признательность приглашенным докладчикам за интересную и полезную информацию.

Особо хотелось бы поблагодарить г-жу Разию Султану за интересную информацию. Я надеюсь, что во время предстоящей поездки членов Совета Безопасности в Мьянму нам удастся узнать побольше об этой теме.

За практически 10-летний период, когда СБ начал вплотную заниматься проблемой сексуального насилия в конфликте, достигнуто немало. Прежде всего, утвердилось общее осознание того, что «сексуальное насилие» является серьезным вызовом, а не неким побочным, второстепенным проявлением отдельных нездоровых инстинктов, усугубляемых ситуацией вооруженного конфликта.

Несомненно, для нас и то, что сексуальное насилие – это следствие конфликта, в том числе по причине безнаказанности тех, кто совершает подобные преступления. Поэтому полностью положить конец сексуальному насилию, а также другим видам насилия в отношении гражданских лиц, на наш взгляд, можно лишь через разрешение вооруженных конфликтов мирными средствами и устранение их коренных причин.

Мы традиционно поддерживали деятельность Спецпредставителя Генсекретаря по сексуальному насилию в конфликте. В частности, высоко ценим Вашу работу, направленную на укрепление национального потенциала, развитие диалога с религиозными и другими традиционными лидерами в решении проблемы стигматизации жертв сексуального насилия и их реабилитации.

Увы, побороть зло насилия пока не получается. Особую обеспокоенность вызывает информация о росте числа преступлений сексуальной направленности со стороны членов террористических формирований. Призываем государства активней взаимодействовать в деле разрушения так называемой "теневой экономики" ИГИЛ, получающей доходы в том числе за счет торговли людьми и сексуального рабства. Рассчитываем на эффективное документирование и расследование этих преступлений, что относится в первую очередь к компетенции властей государств, на территории которых они совершаются.

Г-н Председатель,

Хотели бы также отдельно остановиться на ряде положений представленного сегодня доклада. Несмотря на то, что мы разделяем большинство его выводов и рекомендаций, мы считаем важным обратить внимание на ряд тревожных моментов.

Сначала в плане общего наблюдения. Для эффективной реализации поставленных задач Спецпредставителю Генсекретаря г-же Паттен стоило бы продолжать строго следовать своему мандату. Не надо отвлекать усилия и ресурсы на проблематику гендерного равенства в целом, миграции или насилия в отношении женщин как такового. Это не значит, что эти проблемы не важны. Они очень важны, но в мандате их нет.

В фокусе внимания должны быть ситуации вооруженного конфликта, причем те из них, где сексуальное насилие приобретает особо массовый  характер.

Не первый год вызывают серьезную озабоченность попытки расширительного толкования сферы охвата мандата СБ по борьбе с сексуальным насилием в конфликте (sexual violence in conflict) через использование другого термина «связанное с конфликтом сексуальное насилие» (conflict-related sexual violence). По нашему мнению, такие, на первый взгляд, технические нестыковки грозят выходом за рамки компетенции СБ и вмешательством в мандат других органов ООН. Необходимо четко разграничивать сексуальное насилие как военное преступление и аналогичные общеуголовные преступления.

Хотели бы также прокомментировать еще одну тенденцию, а именно все большее смещение акцентов в докладе на вопросы прав человека. Напомним, сексуальное насилие в конфликте это, прежде всего, нарушение международного гуманитарного права. Именно поэтому не только правительственные структуры, но и негосударственные участники вооруженных конфликтов обязаны обеспечивать соблюдение норм, направленных против сексуального насилия. За этим надо следить на системной основе.

Наконец, самое главное. В этом году стали заметны «нездоровые» попытки использовать проблематику сексуального насилия в конфликте для решения узких политических задач, что нашло свое проявление в страновом разделе доклада. В частности, в главе по Сирии очень сильно приглажена проблема злодеяний в отношении женщин и девочек со стороны боевиков ИГИЛ и других террористических организаций, бесчинствующих в этой стране. Суждения и цифры подаются так, что всю полноту картины приходится достраивать. Как это следует воспринимать? Как воспримут такое малодушие боевики-террористы? Не так ли, что их преступления в Сирии ускользают от международного сообщества, и их можно продолжать?

При этом ни слова не говорится о коренном изменении ситуации в области безопасности в Сирии, об очистке большей части территории страны от террористов, о том, что в результате сложной и кропотливой работы из рук боевиков освобождено большое число мирного населения, значительную часть которого составляют женщины и дети, подвергавшиемся, в том числе, сексуальному насилию. Так, только с территории Восточной Гуты в период активной фазы противостояния выведено более 165 тыс. человек.

Убеждены, что однобокий подход, недосказанность, замалчивание объективных реалий способны лишь навредить мандату Спецпредставителя и снизить эффективность работы по борьбе с сексуальным насилием в условиях конфликта.

Г-н Председатель,

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что политика «нулевой терпимости», которая приветствуется в докладе, не должна применяться по принципу «свои и чужие».

Неприемлемы попытки вывести из-под ответственности за совершение этих деяний национальные миротворческие контингенты, действующие по мандату СБ ООН, или работающих в странах представителей НПО. Хотели бы напомнить в этой связи о заматывании Парижем рассмотрения случаев сексуального насилия, в том числе отношении детей, со стороны французских военных в ходе проведения операции «Сангарис» в ЦАР. Несмотря на то, что расследование якобы было проведено, судя по всему, никто наказан не был. Это не может не вызывать возмущения.

Налицо и другие случаи применения политики «двойных стандартов». Так, например, при рассмотрении проекта резолюции о продлении мандата Миссии ООН по поддержке правосудия в Гаити делегация США отказалась зафиксировать необходимость докладывать об обвинениях в сексуальном насилии аккредитованных при ООН представителей НПО.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы отметить, что мы не теряем надежду на то, что принимаемые в ООН меры, в том числе и сегодняшние дебаты, послужат цели искоренения сексуального, а также всех других видов насилия в отношении гражданских лиц в ходе вооруженных конфликтов, и в итоге будут способствовать урегулированию конфликтов на благо международного мира и безопасности.

Спасибо.