Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Управляющего директора Внешэкономбанка Российской Федерации В.О.Гребневой на Заседании высокого уровня по финансированию Повестки в области развития на период до 2030 года

Российская Федерация как ответственный член ООН прилагает усилия по выполнению к 2030 г. 17-ти целей устойчивого развития с учетом национальных приоритетов.

Внешэкономбанк как ведущий российский институт развития вносит свой вклад в достижение целей устойчивого развития в России и мире.

Банк обеспечивает выполнение Российской Федерацией Соглашения сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата и разделяет положения Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН. ВЭБ является полноправным членом ассоциаций и объединений ведущих институтов развития – ADFIAP, IDBC, ALIDE, Межбанковского взаимодействия в рамках БРИКС и ШОС.

Внешэкономбанк уже 7 лет является членом Глобального договора ООН и за это время значительно улучшил свою нормативную базу, придерживаясь десяти принципов ответственного ведения бизнеса.

ВЭБ одним из первых банков развития разработал собственную Дорожную карту по устойчивому развитию и получил премию European Organization for Sustainable Development.

В контексте достижения Целей устойчивого развития перспективным становится такая социально ориентированная бизнес-модель как государственно-частное партнерство. Вторая важная составляющая – социально-преобразующие инвестиции (импакт-инвестиции), то есть мы должны видеть реальные эффекты достижения ЦУР и прогнозировать их со стороны таких инвесторов. Необходимо переходить от финансирования процесса к финансированию результата. Здесь важно налаживание более тесного сотрудничества между ООН (Global Compact, UNEP, UNDP), Global Sustainable Finance Network (GSFN) и клубом долгосрочных инвесторов (Long-Term Investors Club), членом которого является ВЭБ. Социальная роль государства – направить инвестора в чувствительные для государства сектора, закрыть «провалы рынка». Третье, и это особенно важно например для нашей страны, - внедрение понятия «устойчивая инфраструктура», то есть та основа, без которой сложно достигнуть многих показателей ЦУР. Инфраструктура должна создаваться с оптимальным использованием ограниченных ресурсов и использованием экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий. В этом плане мы много внимания уделяем наилучшим доступным технологиям. Важный аспект во внедрении новых технологий – соблюдение принципа № 9 Глобального договора ООН – «развитие и распространение экологически безопасных технологий». Ответственный инвестор и инициатор проекта должны не только вести мониторинг экологических рисков, но и вписать в свою Политику управления рисками положение об экологических рисках.

Говоря о технологическом развитии нам, безусловно, интересен Механизм содействия развитию технологий, которым занимается ЮНЕСКО. Тезис о центральной роли технического сотрудничества в деле обеспечения устойчивого развития страны видится нам верным.

Финансовый механизм обеспечения ЦУР зависит от бюджета страны, а прямые иностранные инвестиции имеют циклическую природу. Для поддержки прямых иностранных инвестиций и компенсации их нестабильности предлагается объединение государственных стратегий развития и частных инвестиций. Важную связующую роль должны играть банки развития. В мировой экономике имеется достаточно финансов, чтобы покрыть разрыв между реальным финансированием и потенциальными потребностями. В настоящее время лишь небольшая доля мировых инвестиционных активов банков, пенсионных фондов, страховых компаний, фондов пожертвований, транснациональных корпораций ориентирована на секторы и регионы, которые способствуют устойчивому развитию. Переориентация подобных активов в инвестиции, значимые для ЦУР, имеет основополагающее значение. Но при этом указанные инвесторы должны следовать принципам и стандартам ответственного ведения бизнеса, следовать международным стандартам прозрачности и отчетности.

В настоящее время мы готовим обновление нашей Политики корпоративной социальной ответственности, в основе которой будет достижение избранных Банком целей устойчивого развития и интеграция инструментов достижения ЦУР во все направления деятельности Банка.

Новые технологии и блокчейн, в частности, могут помочь достичь цели № 9 «индустриализация и внедрение инноваций», но также и цели № 12 «обеспечение рациональных моделей потребления и производства» и даже цели № 4 «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования». Внешэкономбанк создал Центр блокчейн компетенций, с нами работают такие компании как Прайсвотерхаус, Эрнст энд Янг, Ethereum, Bitfury. Мы запустили федеральный проект Blockchain Pitch для поиска инновационных компаний с блокчейн-проектами. ВЭБ – важный инструмент реализации государственной программы «Цифровая экономика». Наши блокчейн проекты – это учет лесов и деревообработки, учет цепочек поставок лекарств, учет сделок с недвижимостью, урбанистика, пенсионные средства, государственное управление. Важно то, что Центр блокчейн ВЭБ проводит обучение школьников и студентов.

ВЭБ успешно реализует инновационные проекты – квантовые технологии, биомедицина, автоматизация процессов, космические исследования. Совместно с китайскими и индийскими партнерами мы создаем фонды поддержки инноваций и IT.

На наш взгляд, перспективным инструментом финансирования ЦУР являются Social and Development Impact Bonds – социальные облигации и облигации развития. Пока SIB выпущены в 20-ти странах, однако потенциал инструмента высок. Внешэкономбанк изучает возможность создания платформы реализации проектов SIB.

Внешэкономбанк пристально следит за развитием рынка «зеленых» инструментов (green bonds, Low-Carbon, Resilient Infrastructure Projects in Cities), в том числе участвуя в рабочей группе по вопросам «зеленого» финансирования G20. Нам интересен опыт European Investment Bank, International Finance Corporation. Пока мы приняли у себя Методику оценки энергоэффективных проектов и внесли в обновленный Меморандум о финансовой политике пункт о возможности финансирования проектов «зеленой» экономики. При этом Банк одобрил и изучает ряд проектов в области энергоэффективности (renewable energy and energy efficiency). Мы разделяем основные положения таких документов как Green Bond Principles 2017 (GBP), Social Bond Principles 2017 (SBP), Sustainability Bond Guidelines 2017. Хотелось бы проинформировать, что Московская биржа открыла секцию «зеленых» облигаций.

Внимательно изучаем выпуск таких новых инструментов, как индексные облигации устойчивого развития - Sustainable Development Goals (SDGs) bonds, выпущенные Всемирным банком, HSBC Holdings и другими.

Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г. обширна и всеобъемлюща и не предусматривает единого подхода к реализации ЦУР. Государства, исходя из своих потребностей, и дальше будут определять национальные приоритеты. Как известно, заключительным этапом адаптации ЦУР является разработка индикаторов, предназначенных для измерения и верификации. Однако и здесь «один размер не подходит всем», и важна адаптация к действующим национальным стратегиям и планам, а также адаптация национальных стратегий и планов к «Повестке 2030». Нам представляется, что конкретной задачей на сегодня является адаптация глобальных индикаторов на национальном уровне и, что еще важнее для такой большой страны как Россия, на региональном уровне.

Спасибо за внимание.