Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине

Г-жа Председатель,

Признательны помощнику Генерального секретаря ООН Мирославу Йенче за брифинг.

Приветствуем участие в заседании члена Президиума БиГ от Республики Сербской Жельки Цвиянович, а также Cпецпосланника Президента Сербии Марко Джурича.

Г-жа Председатель,

Причина, по которой Российская Федерация запросила сегодняшнее заседание, заключается в резком ухудшении обстановки в Боснии и Герцеговине. И без того хрупкая ситуация в этой стране рискует уже в ближайшее время еще более деградировать. Cербский член Президиума БиГ Желька Цвиянович обратилась с письмом к членам Совета Безопасности, включая Россию, с просьбой созыва срочного заседания СБ, поскольку в ее стране, часть которой она представляет, происходят критически важные события, которые могут подорвать функциональность и стабильность БиГ. Данное письмо является вовсе нерядовым событием, ведь Ж.Цвиянович не является сейчас главой государства. Но нерядовым является и политическое устройство Боснии и Герцеговины, в котором ответственность за будущее страны несет Президиум страны, состоящий из трех членов, где глава государства ротируется каждые восемь месяцев. Очевидно, что письмо г-жи Цвиянович – сигнал особой тревоги сербского населения страны и попытка предотвратить негативное развитие ситуации. Мы как члены СБ не можем оставаться безучастными к подобным крикам о помощи.

В этом зале мы часто слышим о том, что Совет Безопасности должен предотвращать конфликты, многие государства объявляют эту тему главной в своей деятельности. Об этом часто рассуждает и Генсекретарь ООН. Ситуация в Боснии и Герцеговине, на наш взгляд, именно тот случай, где Совет может проявить себя в плане превенции. Боснийская война унесла жизни 100 тыс. человек, была одной из самых противоречивых страниц в плане реакции международного сообщества, в том числе в связи с неприемлемым и преступным поведением ооновских сил на земле. На этой войне не было, с одной стороны, только «белых и пушистых», а с другой, только кровожадных и злых. У каждой стороны есть свои счеты друг к другу и события в Сребренице не единственный кровавый эпизод этой войны.

Считаем, что ООН не должна повторять своих ошибок, а Совету Безопасности надо отреагировать на ситуацию. Россия как один из гарантов Дейтона, член Руководящего комитета по его выполнению и член СБ ООН не имеет права закрывать на это глаза. В этой связи признательны мальтийскому Председательству за созыв данного заседания.

Г-жа Председатель,

Почти 29 лет назад Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине положило конец кровопролитному межнациональному конфликту. Почти тридцать лет оно обеспечивает безопасность в регионе.

Однако события последних лет и, особенно, месяцев, со всей очевидностью свидетельствуют о систематическом и беспардонном нарушении фундаментальных постулатов Мирного соглашения. Такие инциденты происходят постоянно, ряд из них мы поднимали в Совете Безопасности, да и слышали сегодня от г-жи Цвиянович.

Начнем с того, что Босния и Герцеговина сейчас оказалась во многом лишена статуса суверенного и независимого государства. Честно признаться, с трудом укладывается в голове, что в XXI веке, в центре Европы, при наличии демократически избранных институтов конечное слово по всем происходящим событиям в этой стране имеет гражданин ФРГ, выдающий себя за «высокого представителя». Де-факто он действует от лица небольшой группы иностранных государств, в интересах которых он без колебаний задействует т.н. «боннские полномочия». С их помощью он может отменить любой закон или, наоборот, сделать обязательным его применение. Словом, ведет себя как абсолютный монарх, а западные борцы за демократию в случае с БиГ не одергивают, а, наоборот, поощряют его. За последние два с половиной года он умудрился так разобщить страну, как до него этого не делал никто. Примечателен, кстати, тот факт, что именно США и Великобритания потребовали присутствия этого самозваного «боснийского самодержца» на заседании, навязывая его экспертизу членам Совета Безопасности. Подробнее о нелицеприятной ситуации вокруг г-на Шмидта мы еще поговорим на отдельном заседании в середине мая.

Еще один пример. В Конституционном суде Боснии и Герцеговины продолжают заседать судьи-иностранцы, произвольно назначаемые из-за границы. В 2023 г. путем нехитрых манипуляций и в нарушение соответствующего закона, был переписан устав Конституционного суда, который требовал участия в принятии решений хотя бы одного судьи от каждого государствообразующего народа. Сейчас там заседают только шесть судей, а не девять. Сербов там нет вообще, а хорваты представлены одним членом. Какой бы квалификацией иностранные судьи ни обладали, подобная внешняя опека над суверенным государством отдает худшими колониальными практиками. Предлагаем членам Совета Безопасности и всем присутствующим задуматься о том, как бы они отнеслись к тому, если бы подобная схема была реализована в их странах.

Г-жа Председатель,

И без того до предела накаленная в силу упомянутых мною моментов ситуация в БиГ рискует полностью выйти из-под контроля из-за бурной деятельности, которую развел Постпред этой страны при ООН. Всем в этом зале известно, что им и рядом его западных патронов в ГА ООН сейчас продвигается проект резолюции о событиях в Сребренице. Он был инициирован без необходимого на то согласия Президиума БиГ, что является нарушением Конституции, а значит и Дейтона, частью которого является высший закон страны. Согласно Конституции, которая в этой ситуации была беззастенчиво растоптана, вопросы внешней политики должны решаться консенсусом всех трех членов Президиума.

Возмутительно и неприемлемо, что два члена Президиума БиГ, а также мининдел БиГ и постпред при ООН в Нью-Йорке внезапно «забыли» о необходимости заручиться согласием всех трех государствообразующих народов, когда приступили к продвижению этой более чем провокационной инициативы. А ведь почти треть населения БиГ, как мы сегодня могли услышать от г-жи Цвиянович, категорически против нее. Об этом говорят и многотысячные митинги сербов в стране. Не вызывает сомнений, что эти действия носят исключительно политический характер, это сознательное нарушение мирного соглашения и грубейшая узурпация дейтонских функций Президиума БиГ. Их последствия для страны сложно даже представить, нельзя исключать, что они могут не ограничиться собственно БиГ и привести к дестабилизации всего балканского региона.

Крайне циничным выглядит то, что «первую скрипку» в продвижении этого крайне опасного документа взялась играть Германия – страна, совершившая в XX веке, в ходе Второй мировой войны, крупнейший геноцид за всю историю человечества. Это чудовищный факт навсегда останется в мировой истории. Сложно забыть и то, что Германия принимала самое деятельное участие в развале Югославии. Ведь первые после Второй мировой войны боевые вылеты немецкие самолеты совершили в 1995 г. для бомбардировок Сараево.

Проект резолюции по Сребренице – однобокий, политически заряженный и не имеющий ничего общего с заявленной целью увековечения памяти о жертвах трагедии 1995 г. для достижения национального примирения. Очевидно стремление авторов в формате документа ГА ООН затвердить отвечающую лишь их интересам квалификацию исторических событий. Задачам продвижения межнационального примирения в БиГ предложенный документ нисколько не отвечает. Не говоря уже о том, что в случае, если он будет вынесен на голосование, он может спровоцировать «цепную реакцию» по всему миру – достаточно вспомнить, сколько у многих народов «скелетов в шкафу» и не до конца зарубцевавшихся ран и обид друг на друга.

Призываем страны, инициировавшие и продвигающие проект упомянутой резолюции, задуматься об ответственности, которую они несут. Раны боснийского общества слишком свежи, а проблемы в стране слишком серьезны для постановки в Генассамблее данного проекта. Народы БиГ должны сначала сами прийти к консенсусу относительно оценки своей истории. Выступаем категорически против данного проекта и призываем все здравомыслящие государства поступить так же.

Г-жа Председатель,

Предвидим яростную критику нашей позиции от западных государств сегодня. Хочется верить, что их лукавые речи и красивые слова никого не введут в заблуждение.

Ведь примеров западного вмешательства в дела суверенных государств мы знаем предостаточно. Стоит помнить, что на одних только Балканах члены НАТО бомбили территорию бывшей Югославии дважды: сначала в 1995 г, что имеет непосредственное отношение к обсуждаемой нами теме, а затем в 1999 г. Однако когда речь заходит об ответственности членов НАТО за совершенные преступления, то международное право, по логике западных столиц, словно перестает существовать. К ответственности за агрессию против суверенной Югославии так никто пока и не привлечен. Однако для верности западные страны всеми силами трусливо пытаются избежать даже обсуждения этой темы. Это мы все могли наблюдать в марте, когда западные коллеги просто заблокировали проведение по инициативе России заседания СБ по случаю 25-летия агрессии НАТО против Югославии. Процедурный ли это был вопрос? Очевидно, что нет. Это еще и прекрасная иллюстрация западного лицемерия. Ведь хотя наши французские коллеги, игнорируя сохраняющиеся региональные последствия тех событий, и призывали «оставить историю историкам», в случае с резолюцией по Сребренице, относящейся к событиям четырьмя годами старше, подобных призывов мы от них не слышим.

Г-жа Председатель,

Суть проблемы, ради которой мы сегодня предложили собраться, состоит в том, что дейтонские постулаты суверенитета и независимости Боснии и Герцеговины, на которые так любят ссылаться в Сараево и западных столицах, на самом деле ими же давно попраны. Они теперь всеми силами продвигают централизацию этого государства, что полностью противоречит модели полицентричного устройства многонациональной Боснии и Герцеговины, закрепленной в одобренном СБ ООН Дейтонском соглашении. Дейтонский принцип сосуществования государствообразующих народов Боснии и Герцеговины, их равноправие при принятии решений, носит фундаментальный характер для постконфликтного устройства, внутригосударственной административной архитектуры, системы баланса интересов бошняков, сербов и хорватов.

Сложно игнорировать тот факт, что, в результате западных действий по подрыву этих основ, происходит беспрецедентный рост межнациональных противоречий, постконфликтное урегулирование заведено в тупик. На деле западные посредники «в овечьей шкуре» работают на обострение конфликта, стремясь к реализации собственных геополитических интересов за счет балканских народов. Таким образом дискредитируются многосторонние усилия по обеспечению прочного примирения, ставится под угрозу будущее БиГ как государства.

Уважаемые коллеги,

Совет Безопасности ООН обязан предотвратить такое опасное развитие событий. Международное сообщество в целом должно поощрять и поддерживать равноправный и уважительный диалог народов Боснии и Герцеговины, не навязывать собственные подходы и рецепты. Надеемся, что наше сегодняшнее заседание позволит остановить процесс скатывания БиГ в пучину эскалации с непредсказуемыми последствиями для всего балканского, а возможно и европейского региона. Необходим четкий сигнал о том, что судьба Боснии и Герцеговины находится исключительно в руках ее народов. Именно они, а не западные страны или назначенный ими «гауляйтер Боснии» должны принимать решения насчет собственного будущего. Мы должны сделать все для того, чтобы дать им возможность договориться, и создать для этого все необходимые условия, а не разжигать противоречия между ними и стравливать их между собой.

Благодарю Вас.

Видео выступления

 

Ответное слово:

Г-жа Председатель, 

Мы внимательно выслушали выступления коллег по Совету Безопасности и пришли к неутешительному выводу о том, что наши западные коллеги, прежде всего западные постоянные члены Совета, к сожалению, ни к какой стабилизации вокруг БиГ не заинтересованы. Их тактика – обвинять во всех бедах один из государствообразующих народов, очернять его историю и руководство, закрывая при этом глаза на вопиющие нарушения Дейтонского соглашения и Конституции БиГ. Сегодня никто из них не сказал об этом не одного слова. Своего рода воплощение этих нарушений – г-н Шмитд – приглашен ими для участия в этом заседании и в своих подрывных действиях явно не раскаивается. 

Интересно, как эти нарушения как г-на Шмитда, так и двух членов Президиума БиГ, да и его самого, прокомментирует Постпред Боснии и Герцеговины сегодня? Ну и разумеется, «камуфляжем» для противоправных действий Запада в БиГ является яростная кампания по обвинению России в инструментализации своих «корыстных интересов» через обсуждение в Совете тех или иных сюжетов, якобы выгодных нам. Чтобы что? В нарративе этих стран, – чтобы распространять российскую дезинформацию. Сегодня мы это слышали. Здесь тоже нет ничего нового, мы с этой нехитрой схемой сталкиваемся и в других ситуация, – когда западные страны пытаются продавить свой т.н. «порядок, основанный на правилах», который, как известно, ничего с международным правом не имеет. 

Очевидно, что Вашингтон и Брюссель не представляют себе последствия продолжения этого бесперспективного и крайне опасного для БиГ и ее соседей курса. Чем раньше они с него свернут и вернутся к выполнению Дейтона, тем больше шансов для сохранения региональной и общеевропейской стабильности.

Благодарю Вас.