Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на брифинге СБ ООН по положению на Ближнем Востоке, включая палестинский вопрос

Г-н Председатель,

Признательны китайскому председательству за проведение сегодняшнего заседания. Высоко оцениваем вклад Пекина в многосторонние усилия по урегулированию ситуации в зоне палестино-израильского конфликта. 

Вот уже более двух месяцев на Ближнем Востоке разгорается конфликт библейских масштабов. Не будет преувеличением сказать, что он стал одним из наиболее кровопролитных региональных конфликтов за несколько десятилетий. Статистика его жертв ставит чудовищные рекорды: менее, чем за два месяца погибли 1200 израильтян и около 15 тыс. мирных палестинцев, половина из которых дети. Беспрецедентное с 1948 года количество жителей Газы – 1,7 млн человек – стали внутренне перемещенными лицами. Погибли более 111 сотрудников ооновских гумагентств. 

Выражаем соболезнования всем погибшим и пострадавшим мирным жителям в Израиле и Палестине, а также семьям погибших сотрудников гумагентств. Глубоко признательны всем гуманитарным работникам, которые, ежечасно рискуя жизнью, продолжают мужественно выполнять свой долг «на земле». 

Как бы это ни было горько признавать, скажу прямо – их вклад в смягчение последствий этой эскалации для простых людей гораздо больше, чем тот, который за все это время смог внести СБ ООН. Сейчас самое время задаться вопросом, как такое могло произойти. 

В ответ на прозвучавшие сегодня в целом правильные призывы к единству Совета, хочу затронуть ряд неудобных для наших западных коллег тем, которые принципиально важны для понимания нынешней ситуации.

Первая из них – откровенные двойные стандарты западных делегаций в отношении палестинского народа. Несколько наглядных примеров. Сколько раз западные делегации запрашивали заседания СБ по Украине? Ответ – как минимум дважды в месяц. США и Албания всячески выражают озабоченность политическими аспектами кризиса, а Франция и Эквадор позиционируют себя борцами за преодоление его гуманитарных последствий. 

Сколько раз упомянутые делегации запрашивали заседания СБ по ближневосточному вопросу? Ноль. Коллеги, откуда такая робость? Или судьба палестинского населения гораздо менее интересна для вас с точки зрения внутриполитических очков в ваших столицах?

Эти же двойные стандарты мы уже во всей красе наблюдали в ситуации с миграционным кризисом в ЕС, когда украинским беженцам даются всевозможные льготы и преференции на основе того, что они якобы «привыкли к такому образу жизни» у себя на родине, а беженцев из Африки и стран Ближнего Востока держат в лагерях в нечеловеческих условиях.

Кстати сказать, вчера на Украине разгорелся серьезный скандал, после того как советник офиса президента Украины Сергей Лищенко опубликовал видео со своим участием в битком забитом танцующей молодежью ночном клубе в Киеве. Украинцев этот сюжет возмутил с точки зрения происходящей параллельно тотальной мобилизации. Но я вас хочу спросить о другом. Спустя два года нашей СВО в Киеве работают и пользуется огромной популярностью ночные клубы. А сколько развлекательных заведений работает в Газе? Правда даже ставить такой вопрос кощунственно на фоне разрушения домов, школ, больниц, предприятий по производству питания и в целом гражданской инфраструктуры. Жителям Газы сейчас не до развлечений. 

Следующий вопрос – отношение к детям. Сколько лицемерной «заботы» западные коллеги на камеру проявляют об украинских детях, не брезгуя в целях очернения России распускать абсолютно нелепые и отвратительные слухи об их «похищении»! При том, что Россия делает все возможное, чтобы защитить детей от последствий инспирированного Западом украинского кризиса. 

А что же с палестинскими детьми? Генсекретарь Гутерреш заявил о том, что Газа стала детским кладбищем. Эти слова заставляют содрогнуться любого нормального человека. За один только месяц эскалации в Газе погибло больше детей, чем суммарно во всех конфликтах за последние несколько лет. Каждый день в анклаве гибнут и получают увечья десятки, если не сотни детей. Под удары ЦАХАЛ попадают школы и больницы. Попраны базовые права ребенка на жизнь и здоровье. Уважаемые западные коллеги, где же ваши обращения в МУС за ордерами на арест? Где ваши усилия по созданию разнообразных комиссий по расследованию и трибуналов?

Еще один показательный сюжет – ситуация с женщинами. Западные делегации на всех углах разглагольствуют о равноправии, требуя добавлять буквально в каждый продукт СБ мантру про необходимость обеспечения «значимого участия женщин в процессе принятия политических решений». Требуют учета гендерного аспекта даже в тех сюжетах, которые объективно никакого отношения к нему не имеют, наподобие ядерного разоружения. 

Так о каких женщинах вы заботитесь? Судя по всему, явно не о палестинских. У тех отобрано даже самое базовое право – на жизнь и безопасность. Вы все слышали леденящие душу доклады исполнительных директоров структуры «ООН-женщины» Симы Бахус и Фонда ООН в области народонаселения Натали Канэм на прошлом брифинге о страданиях женщин в Газе, причем таких страданий, с которыми в силу физиологических различий не могут столкнуться мужчины. Палестинкам в анклаве приходится рожать в антисанитарных условиях под бомбежками, подвергаться полостным операциям без анестезии и медикаментов. Западные делегации по этому поводу в Совете предпочитают стыдливо помалкивать. Какие же из вас тогда поборники повестки «Женщины, мир и безопасность»? Мы видим только лицемеров и беспринципных конъюнктурщиков, способных, если того требует политическая целесообразность, закрыть глаза на любые преступления и, наоборот, выискивать их там, где их нет.

Уважаемые коллеги,

За эти недели стал очевидным один крайне неприглядный факт: для Запада палестинцы – это люди второго сорта, в защите интересов которых он попросту не заинтересован. Это главная причина проблем, с которыми Совет сталкивается при выработке решений. 

Почти два месяца международное сообщество, гумагентства, НПО и простые граждане призывают Совет потребовать от сторон немедленно прекратить огонь. Россия говорит об этом с самого начала эскалации. Мы первыми, еще 16 октября, предложили Совету проект соответствующей резолюции. Спустя несколько дней предложили и второй. Но этот призыв до сих пор не реализован. А ведь устойчивое прекращение огня – это не просто моральный императив, это единственная гарантия действенного гумреагирования, которое попросту не может осуществляться в условиях боевых действий. 

Максимум, что за все это время смог породить Совет, – это беззубая резолюция 2712 о гумпаузах без какого-либо механизма мониторинга ее выполнения. Неудивительно, что она не выполняется. Ее изначально верный посыл оказался стараниями США крайне выхолощенным и не содержит требования о прекращении огня, как не предусматривает и практических мер по обеспечению широкого и беспрепятственного доступа к нуждающимся, оказания помощи пострадавшим. За скобками остались и силовые рейды Израиля на Западном берегу р.Иордан и произвольные авианалеты на Сирию, а также рост напряженности на «голубой линии» с Ливаном, чреватые дальнейшим расширением кризиса в ближневосточном регионе. Представители израильского руководства, к сожалению, в полной мере воспользовались спровоцированным США разладом в СБ и не замедлили назвать принятую резолюцию «бессмысленной», заявив о намерении её игнорировать и продолжать «зачистку» сектора Газа, после чего последовали новые бомбардировки школ, больниц, мечетей, церквей и объектов БАПОР. 

Коллеги, вы все прекрасно понимаете, что это открытое нарушение резолюции СБ и ст.25 Устава ООН. Однако от вас не прозвучало ни слова осуждения, на которые вы явно не поскупились бы в других страновых сюжетов. Это еще одна демонстрация ваших откровенных двойных стандартов. 

Безусловно, нельзя не радоваться тому, что в результате недавней гуманитарной паузы и обмена заложниками удалось спасти жизни людей. Но эти шаги стали результатом договоренности региональных игроков и не имеют никакого отношения к упомянутому решению СБ. А значит, хотя эта договоренность и дает некоторый проблеск надежды, она не носит ни устойчивого, ни всеобъемлющего характера, в частности, не позволила палестинцам вернуться на север анклава и не охватывает Сирию и Ливан. 

Поэтому главным вопросом остается – что же ждет многострадальную Газу и другие оккупированные палестинские территории завтра? Высок риск того, что в отсутствие четкого, верифицируемого решения СБ о прекращении огня, за этой короткой передышкой последует новый виток насилия, и газавитяне, получившие за время гумпаузы помощь, погибнут под новыми обстрелами. На крайнюю вероятность самого негативного сценария указывают и недвусмысленные заявления представителей израильского руководства о планах продолжить после окончания гумпаузы интенсивную «зачистку» сектора Газа. Поэтому важно, чтобы гуманитарные паузы и решение остро стоящих гуманитарных вопросов перед сектором Газа стали прологом к прекращению огня, а не де-факто зеленым светом на продолжение Израилем кровопролития в Газе. 

Рецепт один – принятие СБ ООН решительных мер на этот счет, обеспеченных, в отличие от любых двусторонних договоренностей, механизмом международного мониторинга. В качестве первого шага ожидаем, что Генсекретарь, как это предписано резолюцией 2712, как можно скорее представит предложения по конкретным опциям организации механизма мониторинга ее выполнения. Сегодня мы услышали из его уст о создании рабочей группы для проработки этого вопроса. Хотим спросить – сколько нам ждать результатов работы этой рабочей группы? Одним из вариантов могло быть стать расширение мандата Органа ООН по наблюдению за соблюдением условий перемирия. Данная миссия располагает более двумя сотнями военных наблюдателей, число которых может быть увеличено и которые могут быть задействованы при условии соответствующего наращивания ресурсного обеспечения. Мы требуем от Генсекретаря проработать эту опцию, либо предложить альтернативную.

Уважаемые коллеги, 

Говоря о завтрашнем дне данного конфликта, пора задуматься и о послезавтрашнем. Возникает много вопросов о путях восстановления Газы и в целом о будущем долгосрочном решении палестинской проблемы. А без ее решения невозможно обеспечить по-настоящему устойчивую безопасность Израиля.

Россия активно работает на этом направлении. Министр иностранных дел С.В.Лавров на днях провел встречу в Москве с членами Комитета, который был создан решением состоявшегося 11 ноября в Эр-Рияде внеочередного совместного саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) и ОИС по ситуации в секторе Газа. Решительно осудив терроризм в любых его проявлениях, участники солидарно высказались в пользу скорейшего установления устойчивого режима прекращения огня, обеспечения защиты гражданского населения. 

В поле нашего зрения должна находиться и подготовка к перезапуску мирного процесса на международно-признанной основе, утвержденной в рамках ООН и подкрепленной Арабской мирной инициативой 2002 г., которая была выдвинута королем Саудовской Аравии А.Абдаллой и поддержана всеми членами Лиги арабских государств и ОИС.

Речь идет, прежде всего, о создании независимого целостного суверенного палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, которое будет сосуществовать в мире и безопасности с Израилем. Понятно, что для продвижения к этой цели наряду с усилиями, предполагающими решение упомянутых мной острейших гуманитарных вопросов, требуется формирование коллективного дипломатического механизма. Убеждены, что важную роль в этом механизме должны играть страны региона, арабские и исламские государства.

«Квартет» международных посредников, по сути, распущенный по решению США (они, как известно, отказались работать в этом формате), к сожалению, не включал в себя представителей арабского и исламского мира. В его составе были Россия, США, Евросоюз и ООН. Чтобы компенсировать этот недостаток задолго до нынешних событий мы выступали за то, чтобы «квартет» работал в полной координации с Лигой арабских государств. Наши западные партнеры относились к этому, мягко говоря, прохладно. ООН, к сожалению, так и не проявила должной инициативы в этом вопросе. В итоге «квартету» так и не дали справиться с функциями, возложенными на него Советом Безопасности всемирной Организации.

Обновленный механизм внешнего сопровождения для согласования условий долгосрочного, устойчивого урегулирования на основе двугосударственного решения должен быть по-настоящему репрезентативным и включать регионалов, которые не хуже, а скорее лучше других понимают, как добиться справедливого решения, которое будет опираться на согласованную международную договорно-правовую базу. Мы готовы к подобной работе после того, как будет потушен огонь нынешнего регионального обострения. Пока до этого, к сожалению, еще очень далеко.

Благодарю Вас.

Видео выступления