Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН о рисках для международного мира и безопасности, порожденных невыполнением Минских соглашений

Г-жа Председатель,

То, что сейчас говорил Стив Суини, должно было бы прозвучать из уст представителя Секретариата, который делал нам сегодня брифинг, вместо пустопорожних речей, переполненных заезженными штампами. 

Г-жа Председатель, 

Мы выступили с инициативой о созыве сегодняшнего заседания с тем, чтобы напомнить всем присутствующим о том, к чему привел преднамеренный саботаж киевским режимом и его спонсорами основополагающего для урегулирования внутриукраинского кризиса документа – «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений».

Он был подписан ровно 9 лет назад, 12 февраля 2015 г., и является неотъемлемой частью резолюции СБ ООН 2202 от 17 февраля 2015 г. Напомню также, что в поддержку имплементации «Комплекса мер» было принято Заявление Председателя СБ от 6 июня 2018 года. 

Хотим кратко напомнить содержание этого документа. «Комплекс мер» фиксировал четкую последовательность выполнения сторонами нацеленных на примирение шагов, следующий порядок выполнения которых был согласован и изменениям не подлежал:

1.   Прекращение огня;

2.   Отвод вооружений;

3.   Мониторинг ОБСЕ;

4.   Начало диалога Киева с Донбассом;

5.   Амнистия;

6.   Обмен удерживаемыми лицами;

7.   Гуманитарный доступ;

8.   Отмена экономической блокады;

9.   Передача Киеву контроля над границей, если выполнен п.11;

10. Вывод иностранных формирований и наемников;

11. Конституционная реформа с предоставлением особого статуса Донбассу;

12. Согласование порядка проведения выборов;

13. Интенсификация работы контактной группы в Минске.

Из 13 пунктов документа были выполнены разве что два, и то, лишь условно, – о работе Контактной группы в Минске и Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ.

Украинская сторона с самого начала взяла курс на полный отказ от прямого взаимодействия с Донбассом в Контактной группе в нарушение тех пунктов этого документа, которые недвусмысленно фиксируют это обязательство. Киев всячески передергивал договоренности, пытался представить дело таким образом, что сначала нужно выполнить п.9 о передаче ему контроля за границей ЛНР и ДНР. Тщетными оказались любые попытки найти решение, включая т.н. «формулу Штайнмайера», предполагавшую вступление в силу на временной основе украинского закона о местном самоуправлении в ЛНР и ДНР в день голосования на местных выборах. Однако киевскому режиму все сходило с рук, никто из наших западных коллег так и не нашел в себе силы признать саботаж Киевом Минских договоренностей. Однако Киев и его западные спонсоры, в том числе в этом зале, как мантру повторяли абсолютно безосновательные утверждения о том, что Минские договоренности якобы не выполняет Россия, которая никаких обязательств по «Комплексу мер» не несла и все попытки переложить ответственность на Россию, выставить ее стороной конфликта, были абсолютно несостоятельными.

Г-жа Председатель,

Добросовестное и последовательное выполнение Киевом Минских договоренностей было единственным шансом вернуть мир на Украину. Для урегулирования был прежде всего необходим прямой, инклюзивный и взаимоуважительный диалог между сторонами конфликта – Донецком, Луганском и Киевом, как это и было предусмотрено договоренностями. Хочу кратко напомнить, что предшествовало подписанию Минского документа и почему он имел столь важное значение. 

После кровавого государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г., десятилетняя годовщина которого приходится на ближайшие дни, пришедший к власти националистический и неонацистский киевский режим взял курс на подчинение своей воли той части страны, которая не захотела отказываться от своих исторических и культурных корней. Люди на Донбассе хотели совсем немного: спокойно жить на своей земле, иметь местное самоуправление, говорить на русском языке, учить на нём своих детей и чтить память тех, кто освобождал эту землю от фашизма, а не тех, кто сотрудничал с нацистами. Они не просили ничего сверх тех прав, которые имеют национальные меньшинства в любой из стран Западной Европы. Однако на призывы к диалогу новая власть ответила насилием и кровью. Чтобы понять намерения сторонников этой власти достаточно вспомнить жесточайшую расправу над одесситами, вышедшими на акцию протеста 2 мая 2014 года, в результате чего около 50 чел. было заживо сожжены в одесском Доме профсоюзов, а тех, кто выбирался из огня, безжалостно добивали. Виновники этого преступления по-прежнему находятся на свободе на Украине и даже особо не скрываются.

Увидев истинное лицо новой неонацистской власти, жители юга и юго-востока не захотели иметь с ней ничего общего. А когда киевская клика в рамках т.н. «антитеррористической операции» в нарушение Конституции Украины задействовала армию и националистические батальоны и обрушила на мирные города снаряды и бомбы, многие из дончан и луганчан взялись за оружие. Тогда агрессия Киева против Донецка и Луганска была остановлена. Чтобы спасти свои военные формирования от полного разгрома, Киев был вынужден подписать сначала первый Минский протокол в сентябре 2014 года, а затем, ровно 9 лет назад, и Минский комплекс мер.

Однако, как мы уже сегодня достоверно знаем благодаря откровениям руководителей Германии и Франции А.Меркель, Ф.Олланда и бывшего Президента Украины П.Порошенко, ни Киев, ни гаранты Минска в лице Франции, Германии и Польши ничего выполнять не собирались, цинично используя появившуюся передышку для вооружения украинской армии и её подготовку к войне с Россией. В этом им подыгрывали отдельные представители СММ ОБСЕ, которые, как свидетельствуют полученные уже после начала СВО доказательства, вместо наблюдения за соблюдением прекращения огня на деле шпионили в пользу Киева и делились с ним разведданными.

Вот цитаты из высказываний представителей режима Зеленского в январе-феврале 2022 г., т.е. буквально накануне начала СВО. 31 января секретарь Совета нацбезопасности Украины А.Данилов заявил, что «выполнение Минских договоренностей означает разрушение страны». 1 февраля сам В.Зеленский сказал, что «в Киеве по-разному относятся к порядку выполнения тех или иных пунктов Минских соглашений». А 4 февраля мининдел Д.Кулеба заявил, что Минские соглашения не могут быть выполнены «на российских условиях», к которым он почему-то отнес прямой диалог между Украиной и Донбассом. Руководство Украины не скрывало, что оно не готово реализовать Минский комплекс мер. А будь они реализованы, такой трагедии, которая происходит на Украине сегодня, не случилось бы. Трагедии, соучастниками которой являются США и коллективный Запад, пытающиеся реализовать свои геополитические цели за счет Украины и ценой ее граждан.

Сразу после этих заявлений обстрелы мирных донбасских городов резко интенсифицировались, в середине февраля 2022 года в Россию хлынули новые потоки беженцев, спасавшихся от действий украинской армии. Сегодня в России нашли убежище в общей сложности около 7 млн. украинцев.

В этой ситуации Россия не имела права стоять в стороне. Мы попытались задействовать все имеющиеся в нашем распоряжении дипломатические рычаги, апеллировали к западным покровителям Киева и гарантам минского процесса, но тщетно.

Только когда пришло четкое осознание того, что все возможные меры политико-дипломатического урегулирования исчерпаны и другого выхода для защиты людей в ЛНР и ДНР от истребления нам не оставили, было принято решение о начале специальной военной операции в соответствии со ст. 51 Устава ООН. 

Г-жа Председатель,

Реализация Минского комплекса мер была лучшим сценарием урегулирования внутриукраинского конфликта, ведь по итогам реализации Минских соглашений Донбасс вернулся бы на Украину, если бы Украина хоть что-то для этого сделала. Прежде всего, стала бы цивилизованной страной, где в равной степени уважаются права всех, без какой-либо дискриминации по политическому, языковому или национальному принципу.

Мы должны констатировать еще и провал превенции в работе СБ, о важности которой так любят рассуждать многие наши западные коллеги. Ведь все они прекрасно понимали, что на самом деле происходило и к чему это может привести, но ничего не делали, надеясь, что с помощью взращённого ими неонацистского и русофобского монстра на наших границах Запад сможет победить или хотя бы существенно ослабить Россию. Более того, уже после начала СВО западные кукловоды киевского режима не дали Украине подписать уже парафированный в Стамбуле мирный договор. Так что они являются соучастниками трагедии и в полной мере отвечают за последствия безрассудных и фатальных для Украины действий по саботажу Минска и отказу от договоренностей в Стамбуле.

Г-жа Председатель,

Сегодня мы, разумеется, услышим заезженную пластинку о т.н. российской агрессии и оккупации, о якобы имевшем место невыполнении нами Минских соглашений. Однако мы знаем точно, чего мы сегодня не услышим от киевского режима и его западных покровителей. Не услышим мы про итоги устроенных Киевом разбирательств в Международном суде ООН в Гааге с иском к России о финансировании терроризма на Донбассе, дискриминации крымских татар и украинцев в Крыму.

Закончилась эта неуклюжая попытка вынесенным на днях окончательным решением суда о том, что ни Донецкая, ни Луганская Народные Республики не являются террористическими организациями. Иными словами, в Донбассе не было террористов. Там были лишь те, кто требовал от новой власти соблюдения своих законных прав. И кого вместо этого Киев начал убивать.

Суд также отказался признать Россию «государством-агрессором», возложить на нее или ДНР ответственность за крушение МН-17, признать Россию государством, спонсирующим терроризм и дискриминирующим крымских татар и украинцев в Крыму. Что вы скажете на это, наши бывшие западные партнеры?

Кроме того, 2 февраля МС принял процедурное решение по третьему иску Украины к России о якобы злоупотреблении Россией Конвенции против геноцида для оправдания СВО, поскольку Россия якобы оправдывала СВО геноцидом со стороны Украины на Донбассе. Эти голословные утверждения были отвергнуты МС. Тем самым Киев сам усадил себя на скамью подсудимых и теперь вынужден будет доказывать, что геноцида со стороны киевского режима на Донбассе не было.

Еще раз хотим напомнить, что карательную операцию против собственного мирного населения на Донбассе киевский режим окрестил «антитеррористической операцией», т.е. операцией против террористов, которых, как постановил Международный Суд ООН, на Донбассе не было. Вдумайтесь, что это означает для всего того нарратива, который вы продвигали и продвигаете в отношении Минских договоренностей и действий России. А также для понимания сущности пришедшей к власти в Киеве в 2014 году преступной клики, которая и сегодня посылает сотни тысяч украинцев в качестве «пушечного мяса» погибать за западные геополитические интересы.

Благодарю за внимание.

Видео выступления

 

Первое ответное слово: 

Г-жа Председатель, 

В очередной раз поражает двуличие наших западных коллег и их неуклюжие попытки не замечать или игнорировать неудобные для себя темы и факты, даже если они очевидны. 

Вот и сегодня представитель Великобритании попытался акцентировать внимание на временных мерах, предписанных Международным судом ООН, которые, к тому же, стали нерелевантные в связи с принятым Международным судом ООН 2 февраля процедурным решением. И оставил без внимания суть окончательного решения суда по двум искам Украины к России. Для вас еще раз скажу, что суд, по сути, не удовлетворил ни одного обвинения и требования Украины к России. И, в частности, постановил, что республики Донбасса не являются «террористическими организациями». Соответственно, все, что сделал Киев в 2014 году, развязав против них войну под предлогом борьбы с терроризмом, не имело под собой никаких правовых оснований. Осознайте наконец это и перестаньте еще глубже закапывать своих киевских клиентов, которые и так уже полностью проиграли судебные дела. А по третьему делу, на которое вы ссылались, теперь будут вынуждены оправдываться и доказывать, что геноцида со стороны Украины на Донбассе не было. 

Что касается слов о том, что «Минск мертв». Вы и тут передергиваете факты. Президент России сказал это уже после того, как вы «убили» Минские соглашения. Он просто констатировал созданную вами реальность. 

Благодарю Вас. 

Видео ответного слова

 

Второе ответное слово: 

Г-жа Председатель, 

Я не намерен комментировать псевдоюридические толкования решений Международного суда ООН представителем киевского режима, сидящего в кресле бывшей Украинской ССР. Скажу только, что это очень хорошо, что он изложил свои лживые утверждения под стенограмму нашего сегодняшнего заседания. 

Мы намеренны распространить письмо среди членов СБ и ГА ООН, где мы дадим то толкование решений Международного суда ООН, которое является верным. Оно поступит к вам в ближайшее время. 

Благодарю Вас. 

Видео ответного слова