Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по ситуации в Ираке

Г-жа Председатель,

Признательны Спецпредставителю Генсекретаря Жанин Хеннис-Плассхарт за доклад о ситуации в Ираке в контексте деятельности Миссии ООН по содействию этой стране (МООНСИ). 

Из озвученных Спецпредставителем оценок очевидно, что Республика Ирак продолжает переживать непростой этап социально-экономического и политического восстановления на фоне сохраняющейся общерегиональной напряжённости, беспрецедентной эскалации насилия в зоне палестино-израильского конфликта и террористической угрозы, исходящей от ИГИЛ.

В этих непростых условиях высоко оцениваем неустанные усилия кабинета министров во главе с Мухаммадом ас-Судани по оздоровлению обстановки в стране и приветствуем долгожданные выборы в провинциальные Советы, состоявшиеся 18 декабря прошлого года. При этом отмечаем, что электоральный процесс в 15 провинциях прошел организованно и без значительных нарушений, что позволит сформировать новые местные органы власти в приемлемые сроки, в том числе для повышения качества государственных услуг и укрепления доверия населения.

В этой связи рассчитываем, что все внутрииракские игроки продолжат проявлять ответственный подход и будут стремиться урегулировать имеющиеся разногласия исключительно в рамках диалога, в интересах всех этноконфессиональных общин и социальных групп населения.

Убеждены, что именно инклюзивный диалог будет способствовать проведению парламентских выборов в Курдском автономном районе. Напоминаем, что любые попытки внешних сил извлечь выгоду из внутрииракских противоречий неприемлемы. 

Последовательно поддерживаем продолжение политического диалога между федеральным центром и Курдским автономным районом по урегулированию всех имеющихся разногласий, решение которых имеет ключевое значение для обеспечения процветания, стабильности и мира в дружественном нам Ираке. Убеждены, что дальнейшее улучшение отношений между ними пойдет на благо экономического развития и политической стабильности всего Ирака.

Г-жа Председатель,

Несмотря на достигнутые Багдадом успехи в сфере безопасности, ситуация «на земле» остается хрупкой, в том числе из-за попыток Соединенных Штатов превратить территорию Ирака в арену для сведения личных геополитических счетов и решения узкокорыстных внутриполитических задач на фоне провальной политики Вашингтона на треке ближневосточного урегулирования и набирающей обороты президентской предвыборной кампании США.

Так, 3 февраля ВВС США по приказу Джо Байдена нанесли серию авиаударов по территории в Ираке и Сирии (ударам подверглись 85 целей, потрачено свыше 125 ракет). При этом в Вашингтоне традиционно попытались безосновательно прикрыть свои преступления статьей 51 Устава ООН, а также утверждениями о якобы имеющей место координацией своих действий с властями Ирака. Иракцы же охарактеризовали «операцию» США как «очередную вопиющую агрессию» и нарушение суверенитета своей страны, а заявления Вашингтона о некой координации с Багдадом – «преднамеренной ложью, направленной на искажение общественного мнения и уход от юридической ответственности». 

Вчера на инициированном нашей делегацией заседании СБ ООН по американской агрессии против Ирака и САР мы услышали от иракской делегации, что присутствие международной антиигиловской коалиции во главе с США в Ираке стало оправданием для ее вовлечения в региональные и международные конфликты и угрозой для безопасности и стабильности страны. Наши же американские коллеги, как показало их выступление, продолжают видеть себя в роли самопровозглашенного вершителя человеческих судеб и «мирового жандарма», которому дозволено любое беззаконие и любые нарушения международного права. Для Вашингтона международного права попросту не существует, его заменяет так называемый «миропорядок, основанный на правилах», которые формулируют сами США. 

Мы решительно осуждаем вопиющий акт агрессии США против суверенных государств, создающий дополнительные риски и «разогревающем» нестабильность в и так уже «пылающем» регионе. При этом последовательно исходим из того, что эффективно противостоять террористическим вызовам и угрозам можно только через максимально широкую координацию контртеррористических усилий при уважении суверенитета иракского государства и необходимости согласования всех действий с Багдадом. 

Г-жа Председатель, 

В заключение хотел бы вновь выразить поддержку разноплановым усилиям МООНСИ и поблагодарить Женин Хеннис-Плассарт за неустанную многолетнюю самоотверженную работу на должности Спецпредставителя с 2018 года, направленную на улучшение общественно-политической жизни и процессов функционирования иракского государства, в т.ч. организацию и проведение избирательного процесса. 

Благодарю за внимание.

Видео выступления