Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на заседании СБ ООН по рассмотрению доклада Следственной группы по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ДАИШ/ИГИЛ в Ираке

Г-н Председатель,

Российская Федерация придаёт большое значение вопросам борьбы с терроризмом и привлечения террористов к ответственности за их преступления. Это неотъемлемая часть наших общих усилий по противостоянию террористической угрозе. В этом контексте мы тщательно отслеживаем деятельность Следственной группы по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ДАИШ/ИГИЛ в Ираке.

Отмечаем усилия Группы в очередной отчетный период по пополнению доказательственной базы преступлений ДАИШ/ИГИЛ по всем направлениям расследования, включая преступления против национальных общин, убийства в Тикрите и Синджаре, уничтожение культурной собственности, а также о финансовых потоках ДАИШ/ИГИЛ.

Отрадно, что хотя бы на седьмой год своей работы Группа наконец-то поделилась с иракскими властями некоторыми собранными материалами по производству и использованию террористами химического оружия, а также по сексуальному насилию. Напоминаем, что до завершения работы ЮНИТАД осталось менее 10 месяцев. Удивлены, что на этом фоне Ираку до сих пор передана лишь мизерная доля того, что удалось аккумулировать Группе. На самом деле, не совсем понятно, почему эти доказательства не передавались Ираку на постоянной основе. Почему мы дошли до этого момента только сейчас? Возникает закономерный вопрос: а для кого и зачем тогда вообще собирались все эти доказательства, если иракское правосудие не может их получить? Мы периодически слышим, что благодаря содействию ЮНИТАД отдельные лица привлекаются к ответственности в третьих, в основном западных, странах. Но разве штучные заграничные процессы были основным мандатом ЮНИТАД?

Основная задача ЮНИТАД, как она сформулирована Советом Безопасности, предполагает помощь именно и прежде всего Ираку в преследовании игиловцев. Нерешительность в вопросах передачи накопленных доказательств Багдаду привела к тому, что тысячи террористов так и не понесли заслуженного наказания.

Как мы понимаем, большая заслуга за подобное незавидное положение состояния вещей лежит на предшественнике нынешнего спецсоветника. Если в бытность К.Ритчера просматривается движение в сторону выполнения основного мандата следственной группы, то К.Хан годами его просто игнорировал, имитируя деятельность. Насколько мы понимаем, за этот период Ирак от ЮНИТАД вообще не получил ничего. Мы бы хотели спросить сейчас в Совете: сколько процессов состоялось в Ираке в отношении террористов на основе тех доказательств, которые ЮНИТАД собрал? Был хоть один такой процесс? Что ж, от британского гражданина К.Хана мы ничего лучшего не ожидали. Он на своем новом месте продолжает заниматься тем же – «приоритизацией и де-приоритизацией» отдельных расследований сообразно пожеланиям западных патронов.

Убеждены, что, если бы Следственная группа с самого начала своей деятельности добросовестно выполняла вверенный ей мандат по поддержке национальных усилий правоохранительных и судебных органов Ирака, снабжая их доказательствами в полном объеме, иракская судебная система сегодня уже завершала бы процесс привлечения террористов к ответственности. Семь лет – очень длительный срок. Хотелось бы напомнить, что Нюрнбергский процесс занял всего полтора года. 

Требуем, чтобы все без исключения материалы, накопленные Следственной группой, в том числе в оцифрованном виде, и сопутствующие аналитические отчеты были без промедления и каких-либо предварительных условий переданы иракским властям, как это предусмотрено резолюцией СБ 2379 (2017), а также подтверждено резолюцией 2697 (2023).

Напоминаем, что по просьбе Правительства Ирака Совет Безопасности в резолюции 2697 (2023) продлил мандат ЮНИТАД только на один год – до 17 сентября 2024 года. Это подчеркивает необходимость максимально эффективного использования оставшегося времени. Рассчитываем, что ЮНИТАД будет интенсивно наращивать сотрудничество с Багдадом. Обращаем внимание на то, что заявления о несовершенстве законодательства не могут и не должны использоваться в качестве предлога для невыполнения предписаний Совета Безопасности. Мы с тревогой сейчас услышали заявление о том, что ЮНИТАД не справится с завершением работы до истечения его мандата. Мы исходим из того, что Группа должна выполнять предписания Совета.

Мы положительно оцениваем сообщение о том, что во исполнение пункта 5 резолюции СБ 2697 (2023) удалось оперативно согласовать с иракскими властями модальности передачи доказательств третьим странам. Рассчитываем на то, что этот шаг позволит гарантировать соблюдение требований о необходимости получения одобрения Багдада для подобных передач. 

При этом отмечаем, что информация в докладе о выполнении остальных пунктов резолюции на наш взгляд остается недостаточной. Практически не раскрыт важнейший вопрос о ходе сворачивания деятельности Группы. Ожидаем, что эти недочеты будут в полной мере исправлены в январском докладе Генерального секретаря и мартовской «дорожной карте» специального советника.

Рассчитываем увидеть в этих документах подробное описание конкретных мер, которые уже были приняты или будут приняты в оставшиеся 10 месяцев работы для ускоренной передачи доказательств иракцам и сворачивания деятельности ЮНИТАД. Отдельное внимание следует уделить пошаговому описанию процесса такого сворачивания.

В заключение хотели бы подчеркнуть, что сейчас у Следственной группы есть последняя возможность выполнить основную часть своего мандата, передав, наконец, все доказательства иракским властям. Без этого ее миссию вряд ли можно считать успешной.

Благодарю Вас.

Видео выступления