Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Г-жа Председатель,

Мы признательны за брифинг г-ну Дж.Гингу.

Во многих районах Сирии обстановка стабилизируется. Усилиями властей создаются условия для достойного и безопасного возвращения беженцев и внутренне перемещённых лиц. Сирийское правительство призвало соотечественников приезжать домой и участвовать в восстановлении страны после разрушительного конфликта. Дало гарантии безопасности и неприкосновенности. «Закон № 10», как не устают разъяснять в Дамаске, не направлен на ущемление имущественных прав.

Разработан комплекс мер, предусматривающий упрощение паспортного и таможенного контроля, социальное и медицинское обеспечение, содействие в обучении и трудоустройстве, льготное кредитование. Одновременно при поддержке российских специалистов продолжаются усилия по разминированию, расчистке завалов и ремонту объектов инфраструктуры.

Всего восстановлено 93 медицинских и 226 образовательных учреждений, отремонтировано 318 километров автомобильных дорог, проложено 242 километра линий электропередач, введено в эксплуатацию 88 электроподстанций, 72 объекта водоснабжения, две нефтяные скважины и два топливно-энергетических комплекса. В 118 населённых пунктах провинций Алеппо, Дамаск, Дейр-эз-Зор, Латакия, Хама и Хомс ведутся работы по восстановлению 82 школ, 56 дошкольных учреждений, 58 хлебопекарен, 59 насосных станций, 54 электроподстанций, 50 медицинских учреждений и более полутысячи жилых домов.

Россия создала в Сирии Центр приёма, распределения и размещения беженцев, распространяющий информацию о населённых пунктах, которые готовы принять людей.

Процесс возвращения сирийцев в свои дома набирает обороты. Всего с сентября 2015 года в Сирию вернулись из-за рубежа более 238 тысяч беженцев, а также более 1,2 миллиона внутренних переселенцев, с июля текущего года – более девяти тысяч беженцев, прежде всего из Ливана и Иордании. В 412 населённых пунктах развёрнуты пункты приёма и размещения почти на 1,5 миллиона мест.

Совершенно очевидна необходимость наращивать усилия для содействия сирийской стороне в восстановлении повреждённой инфраструктуры. Недопустимо выдвигать искусственные требования, которые затрудняли бы этот процесс. Давно уже следует прислушаться к ооновским оценкам пагубного влияния односторонних санкций на жизнь простых сирийцев и отказаться от этих негуманных мер.

Большая роль в деле возвращения сирийцев к родным очагам должна отводиться ООН, и прежде всего Управлению Верховного комиссара по делам беженцев.

Пока оно занимает достаточно пассивную позицию. Возможно, не в последнюю очередь из-за внутренней директивы Секретариата ООН, разработанной в конце прошлого года его Департаментом по политическим вопросам без консультаций со странами-членами. Она существует, несмотря на неуклюжие попытки опровергать сей факт. Это указание препятствует вовлечению ооновских структур в усилия по восстановлению Сирии до осуществления политических перемен в этой стране. Что это напоминает? Это – слово в слово – известная политизированная позиция ключевых западных столиц, которую Секретариат почему-то воспринял как истину в последней инстанции. Такой безответственный подход, противоречащий нейтральной природе ООН, должен быть немедленно пересмотрен.

При этом у нас вызвало удивление, насколько расторопно УВКБ оказало на иорданской территории помощь активистам «Белых касок», эвакуированным своими спонсорами с сирийской территории. Получается, простые сирийцы, которые хотят вернуться домой, содействия не заслужили, а пособников экстремистов под личиной гуманитарщиков принимают с распростёртыми объятьями. Такие двойные стандарты не делают чести уважаемой международной организации.

Согласны с тем, что пристального внимания требует ситуация в Идлибе. Приоритетной задачей остаётся отмежевание умеренной оппозиции от террористов. Там сконцентрированы значительные силы «Джабхат ан-Нусры», которая пытается верховодить, подмять под себя прочие группировки, включая те, которые заинтересованы в национальном примирении. Террористы задержали более двух тысяч «неблагонадёжных», которых считают сторонниками заключения договорённостей с сирийскими властями.

Постоянно совершаются провокации в отношении сирийской армии и мирных жителей в районах, прилегающих к зоне деэскалации. Только в августе позиции правительственных войск 383 раза обстреливались из миномётов, зенитных установок и крупнокалиберных пулемётов. Убиты 21 военнослужащий, десять мирных жителей. Попадают под огонь жилые кварталы Алеппо. Нами сбито уже 45 беспилотников, запущенных в направлении авиабазы «Хмеймим». И они осуществляют не только разведывательную функцию, но подчас несут на себе взрывчатку.

Такие тенденции будут пресекаться. Призываем командиров незаконных вооружённых формирований отказаться от провокаций и встать на путь мирного урегулирования. Такая возможность пока есть. Однако сохранение статус-кво неприемлемо.

США незаконно, в нарушение сирийского суверенитета, создали на юге страны военную базу «Ат-Танф», в зону безопасности которого входит и лагерь для беженцев Рукбан. Там комфортно себя чувствуют сотни террористов ИГИЛ и «Нусры», совершающих вылазки в освобождённые районы. Доставка гуманитарной помощи туда так и не налажена. Надеемся, что эта ситуация будет урегулирована. К сожалению, в докладе Генерального секретаря обстановке вокруг Рукбана не уделяется должного внимания.

Кроме того, продолжается неоколониальная по своей сути линия на раздел страны, когда на северо-востоке Сирии при поддержке «коалиции» создаются лояльные ей квазигосударственные структуры. Множатся и укрепляются военные объекты оккупирующих держав «коалиции». Налицо попытки закрепиться на территории страны, получить контроль над её ресурсами. Это противоречит заверениям, что единственной целью силового присутствия является борьба с ИГИЛ.

На июльском заседании по гуманитарной ситуации в Сирии был сделан акцент на проблематике защиты детей. Некоторые делегации говорили правильные вещи о том, какие вопросы нужно решать в первую очередь, в том числе касающиеся психологической реабилитации детей, обеспечения нормальных условий для их обучения в школе. Это нас весьма воодушевило, и мы стали спрашивать коллег, какие шаги они намерены предпринять в этом направлении, чтобы помочь сирийским детям. К нашему удивлению, оказалось, что никаких. Мол, цель состояла в том, чтобы «привлечь внимание». Сотрясать воздух и «привлекать внимание», чтобы выглядеть гуманными «на камеру», не нужно: о своих проблемах сирийцы знают и без вас. Нужна конкретная помощь.

Г-жа Председатель,

Вы, Председатель Совета Безопасности, сделали до начала заседания следующее заявление для прессы (позволю себе процитировать его частично): «Мы все помним о риске возможной химической атаки. Все эти вопросы будут обсуждаться в ходе заседания СБ. В российском Минобороны выступили с заявлением на этот счет. Думаю, что это невероятная, «фейковая» история даже по стандартам российской пропаганды. Эти заявления Минобороны России абсурдны и смешны. Мы не готовим химическую атаку. Мы думаем, было бы лучше, если бы российское Минобороны и российское Правительство употребили свое влияние на то, чтобы убедить Асада не использовать химическое оружие и не нападать на собственное население в Идлибе». 

Минобороны России не имеет привычки и обыкновения делать «фейковые», абсурдные и смешные заявления. Может быть, это свойственно для Минобороны каких-то других стран, но точно не для российского. Если Минобороны России говорит что-то, значит оно об этом знает. Давайте я вам расскажу сам об этом заявлении, а вы решите, смешно это или нет.

В Сирии готовится очередная провокация с использованием отравляющих веществ. Террористы «Джабхат ан-Нусры», оккупирующие провинцию Идлиб, заинтересованы в сдерживании правительственной армии и рассчитывают в этой связи на очередные акции устрашения США и их союзников против Дамаска. Вряд ли можно считать простым совпадением то, что в информационном пространстве в последнее время появились самые одиозные главари террористов – А.Аль-Багдади и М.Аль-Джулани.

По имеющимся достоверным данным, в район города Саракиб  из населенного пункта Афс прибыли два крупнотоннажных грузовика, которые сопровождали восемь сотрудников «Белых касок». В пункте прибытия их встретили два высокопоставленных командира «Ахрар аш-Шам». «Белые каски» доставили на расположенный в Саракибе склад вооружений и горюче-смазочных материалов большой объем отравляющих веществ. Позже часть химикатов в пластиковых бочках без маркировки была перегружена в небольшие машины и перевезена в другой пункт базирования боевиков в южной части провинции Идлиб.

В идлибское селенье Джиср аш-Шугур были доставлены восемь ёмкостей с хлором. После передачи груза боевикам «Хизб ат-Туркестан аль-Ислами» они перевезены в деревню Халлюз, куда прибыла специальная группа, которая должна имитировать спасение пострадавших от химоружия. Сирийская сторона информировала об этом членов СБ и Комитет 1540. Группа прошла обучение по обращению с отравляющими веществами под руководством специалистов британской частной военной компании «Олива». Провокация при активном участии западных спецслужб должна стать поводом для нанесения западной «тройкой» ракетно-авиационных ударов по военной и гражданской инфраструктуре Сирии, как это уже происходило ранее.

Все, полагаем, обратили внимание на раздающиеся на высоком политическом уровне заявления Вашингтона, Лондона и Парижа о готовности жёстко ответить на применение химоружия. При этом грозят ещё более масштабными действиями, вероятно, запамятовав о собственных заявлениях после апрельской агрессии, что якобы существовавший на тот момент химический потенциал «режима» полностью уничтожен. Не случайно, что в Персидский залив прибыл эсминец «Салливанз» с 56 крылатыми ракетами на борту, а на военно-воздушную базу «Аль-Удейд» в Катаре – бомбардировщик ВВС США с 24 крылатыми ракетами класса «воздух-земля». То есть нас предупреждают.

Одновременно на арабских каналах появилась информация о том, что участились случаи похищения террористами детей из деревень провинции Идлиб. Вероятно, именно этих детей будут использовать для новых массовок, срежиссированных «Белыми касками» на деньги западных спонсоров.

У сирийских вооружённых сил нет химического оружия и нет планов по его использованию. Нет в этом и никакой военной необходимости. Мы об этом неоднократно говорили. Люди в здравом уме не будут использовать бессмысленное с военной точки зрения средство, чтобы вызвать на себя ответный огонь трёх могущественных держав. Зато последние, объявив об этом и дождавшись провокации боевиков, могут начать бомбардировки.

Спасибо, что предупредили о таком развитии событий. Мы тоже хотим вас предупредить, что нам абсолютно понятны ваши нечистоплотные планы. Настойчиво советуем воздержаться от них. Их осуществление нанесёт удар по урегулированию в Сирии, но покрываемым вами боевикам не поможет.

Мы видим, как отдельные западные страны всё отчётливее занимают сторону «Джабхат ан-Нусры», пытаются выгородить террористов. «Химической» темой грубо манипулируют для оказания давления на Дамаск и его союзников, размахивают оружием для решения внутриполитических задач, вместо того чтобы свою бурную энергию направить на политическое урегулирование, борьбу с террористами и послевоенное восстановление Сирии.

Благодарю Вас.