Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Прежде всего, хотел бы поздравить Вас со вступлением в должность председателя в феврале и пожелать Вам успехов.

Мы признательны за брифинг г-же И.Накамицу. Рассчитываем на скорейшее уничтожение при содействии ОЗХО и Управления ООН по обслуживанию проектов двух остающихся наземных объектов бывшей военно-химической программы Сирии. Сирийская сторона неоднократно выражала заинтересованность в этом.

Остаточные вопросы, связанные с первоначальным объявлением, должны решаться в рамках диалога ОЗХО с сирийским правительством. Приветствуем такое сотрудничество, в рамках которого Сирия как ответственный участник Конвенции о запрещении химического оружия оказывает необходимое содействие и предоставляет в пределах существующих обязательств доступ и относящиеся к делу документы.

Многие искусственно создаваемые вопросы пора закрывать. Военно-химический потенциал Сирии ликвидирован под надзором ОЗХО. Однако, похоже, есть те, кто заинтересован в искусственном разогревании этой темы. Сирийцы дают исчерпывающие разъяснения, но для них сочиняются всё новые и новые вопросы, и эту «карусель» кто-то хочет раскручивать бесконечно.

Сирийская сторона постоянно информирует международное сообщество, в том числе Совет Безопасности ООН, об обнаружении на освобождаемых от террористов землях опасных химических находок. Сообщает о возможных провокациях, в которых могут быть задействованы представители иностранных спецслужб.

Всё это должно незамедлительно расследоваться профильными экспертами ОЗХО. Замечаем, однако, что, как правило, требуются титанические усилия, чтобы в Гааге должным образом отреагировали на подобные сигналы. Находится масса предлогов и отговорок, чтобы в Сирию не ехать, решения затягиваются. С учётом прошлогодней истории с Хан-Шейхуном и авиабазой «Шайрат» такое поведение наводит на мысль о целенаправленном саботаже.

Г-н Председатель,

Складывается впечатление, что выступления некоторых делегаций на сегодняшнем заседании посвящены не Сирии. Сегодняшнее заседание используется Соединенными Штатами и Соединенным Королевством для клеветы в отношении России. Нам совершенно ясно, почему это происходит. Кое-кому не дает покоя успех Конгресса сирийского национального диалога в Сочи и перспективы придания импульса политическому процессу в Сирии. Для этого надо предпринять мощный клеветнический накат на Россию, чтобы в очередной, не первый, раз попытаться поставить под сомнение ее роль в политическом урегулировании.

В выступлении этих представителей как всегда содержится малая доля правды, смешанная с горами лжи. Россия никогда не оспаривала использование зарина в Хан-Шейхуне. Но вот кто его использовал, до сих пор является загадкой, потому что смехотворные заключения СМР нас в этом не убеждают.

В эти дни разворачивается вселенская шумиха вокруг якобы происходящих в пригородах Дамаска инцидентах с применением хлора. Заговорили уже и о «применении зарина». Где? Когда? Кем? Схема этой пропагандистской кампании не нова. Террористы через тесно связанные с ними «общественные объединения», в первую очередь печально знаменитые «Белые каски», распространяют слухи в социальных сетях, они мгновенно подхватываются западной прессой, и вот – некоторые представители в Совете Безопасности упражняются в красноречии, бездоказательно обвиняя сирийский «режим» и распространяя клевету в отношении России.

Я уже спрашивал: кто-нибудь задумывался над элементарным вопросом, зачем нужно использование химического оружия сирийскому правительству? Что оно гипотетически может ему дать?

Первое, что мы должны сделать, и об этом говорили здесь выступавшие, в частности представитель Швеции, - это направить миссию по установлению фактов ОЗХО в эти районы для расследования. Где презумпция невиновности? Вы заранее, еще до расследования, обвиняете во всем «режим». Зачем вам независимый механизм расследования? Вы хотя бы помните о том, что любым заключениям предшествует расследование. Но оно вам, похоже, не нужно.

По-моему, всем уже должно быть предельно ясно: в столицах, которые представляют эти наши коллеги в Совете, совершенно не интересуются никаким расследованием. Им не нужны ни факты, ни точные свидетельства. Нужно отработать политический заказ.

23 января Россия объявила о запуске в Совете Безопасности экспертной работы над проектом резолюции о создании новой следственной структуры по инцидентам с применением химоружия, которая заменила бы прекративший существование Совместный механизм ОЗХО-ООН (СМР), который "убили"  США и их союзники, заблокировав предложенную нами с Китаем и Боливией резолюцию по приданию этому механизму подлинно независимого и профессионального характера.

Об этом эпизоде не только не вспоминают, но и тщательно пытаются убедить СБ и мировую общественность в обратном.  Выясняется, что некоторые партнеры не готовы мыслить в этом направлении. Им нужен второй СМР, который продолжал бы штамповать нелепые с научно-технической точки зрения антидамасские выводы на основе дезинформации, щедро поставляемой группами боевиков. У них вызывает стойкую аллергию давно напрашивающаяся идея о необходимости обратить пристальное внимание на деятельность террористических группировок в Сирии и за её пределами в контексте манипуляций с отравляющими веществами.

Понимая, что мы не позволим вернуть к жизни СМР, дискредитировавший себя полностью, противники Сирии предпринимают попытки уйти в альтернативные форматы, сколачивая узкие группы единомышленников. Забывают при этом, что тем самым они подрывают авторитетные международные структуры, прежде всего ООН и ОЗХО, и разрушают международную архитектуру нераспространения оружия массового уничтожения. Любые инициативы в контексте применения химического оружия в обход ОЗХО будут нелегитимными. Твёрдо рассчитываем на то, что руководство Секретариата ООН и Технического секретариата ОЗХО проявит волю и дистанцируется от подобных сомнительных проектов.

Г-н Председатель,

Мы готовы принять заявление для прессы по сирийскому химическому досье, но не в том виде, в котором оно предложено авторами, потому что его цель в нынешнем виде нам абсолютно ясна. Эта цель – голословно обвинить правительство Сирии в никем пока не доказанном применении химического оружия. В проекте как бы ничего не упоминается о правительстве Сирийской Арабской Республики, но ссылка на Главу VII Устава ООН не оставляет сомнений, в чем суть этого заявления.

Мы не можем принять ничем пока не подтвержденных ссылок на использование химического оружия до проведения заслуживающего доверия расследования и не можем принять угрозу суверенному государству за недоказанные действия.

К заявлению по химии почему-то приплетается Восточная Гута. Напомню, что на прошлой неделе мы были готовы принять заявление Председателя по гуманитарной ситуации в Сирии. Оно было согласовано. Но наши партнёры предпочли от него отказаться.

Мы готовы принять заявление для прессы, но не в том виде, в котором его предложили партнеры. Мы предложили поправки к нему, которые готовы распространить и согласовать их в таком виде.

Благодарю Вас.