Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В.Чибиса на мероприятии

Уважаемые делегаты,

Уважаемые коллеги,

Для меня большая честь выступить сегодня перед этой аудиторией на тему, которая чрезвычайно важна для нашей страны и весьма актуальна для работы Политического форума высокого уровня, в особенности для ЦУР-17. Я хотел бы рассказать Вам об основных направлениях помощи в целях развития, оказываемой Россией через ООН.

Роль Российской Федерации как поставщика международной помощи в целях развития уникальна тем, и вы это прекрасно знаете, что она является «возродившимся» донором. После кризисного периода 90-х годов наша страна стала активным партнером по сотрудничеству в области развития. В настоящее время международная помощь в целях развития является ключевым компонентом нашей внешней политики, она возрастает по масштабам и становится более зрелой.

Нынешние приоритеты нашей международной помощи, а также ее цели и принципы изложены в государственной концепции международной политики содействия развитию. Важно отметить, что по состоянию на конец 2017 года общая международная помощь в целях развития, предоставляемая нашей страной, которая, согласно ОЭСР, относится к категории официальной помощи в целях развития, составила 1,2 млрд. долл. США. Это большая цифра. Важно отметить, что российская помощь в целях развития полностью соответствует национальным приоритетам наших стран-партнеров, а также общей структуре ЦРТ и ЦУР.

Секторы, в которых в основном реализуются проекты и программы, финансируемые Российской Федерацией: здравоохранение (материнская и детская смертность, инфекционные и неинфекционные заболевания), образование, экологическая устойчивость, продовольственная безопасность, а также социально-экономическое развитие в целом, с особым упором на ликвидацию бедности. Мы также уделяем повышенное внимание созданию и модернизации торгово-экономической инфраструктуры, промышленности, в том числе посредством инноваций, созданию потенциала в таких областях, как борьба с терроризмом и организованной преступностью, а также в области государственного управления.

Государственная концепция международной политики содействия развитию также предусматривает, что проекты должны быть главным образом нацелены на страны СНГ и Центральной Азии (но не ограничиваться ими), уделяя особое внимание евразийским интеграционным процессам. В силу общих исторических, культурных, экономических и политических ценностей и тесных связей между нами на нужды стран этого региона уходит более 40% финансирования. Среди других получателей нашей помощи - страны Латинской Америки (до 30%), Южная и Юго-Восточная Азия (около 12%), страны Африки к югу от Сахары (около 8%) и Ближний Восток (4,5%).

Помощь, направляемая через систему ООН, составляет 25% от российской помощи в целях развития. Для нас система ООН является надежным партнером, обладающим широкими возможностями в области реализации проектов, оценки потребностей, мониторинга, анализа и отчетности.

За последние три года мы выделили более 60 млн. долл. США на реализацию проектов различных фондов и программ в дополнение к взносам в их регулярные бюджеты. В настоящее время разрабатываются дополнительные проекты на сумму до 68 млн. долл. США.

Опираясь на этот опыт, мы приступили к созданию прочной нормативной базы сотрудничества с ведущими агентствами системы развития ООН. Эта работа уже вылилась в подписание стратегических по своему характеру соглашений о партнерстве. Последними примерами тому являются соглашения с ПРООН и ВПП, аналогичная работа сегодня ведется с ЮНИСЕФ и ЮНИДО.

Крупнейшим партнером России в области CMP является Программа развития ООН (ПРООН). Для финансирования совместных инициатив создан Трастовый фонд Россия – ПРООН в целях развития. Из средств Фонда финансируются в т. ч. крупные региональные проекты в поддержку наиболее заинтересованных категорий развивающихся государств, включая наименее развитые страны, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, малые островные развивающиеся государства. Общий объем помощи, финансируемый Россией через указанный Трастовый фонд, превысил 60 млн. долл. США и охватил 25 государств, в которых реализованы, реализуются или готовятся к реализации в общей сложности более 30 проектов.

Активно развивается взаимодействие с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), которому в период 2012-2017 гг. суммарно для проведения операций гуманитарного реагирования, а также на цели оказания содействия развитию странам-партнерам было выделено более 23 млн. долл. США.

Российская Федерация является крупным плательщиком в Фонд промышленного развития ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). Ежегодный добровольный российский взнос составляет 2,6 млн. долл. США. В настоящее время за счет российского взноса в ЮНИДО осуществляется 11 проектов техсодействия, большая часть – на пространстве СНГ.

Россия поддерживает партнерские отношения с международными организациями здравоохраненческого профиля. Одним из важнейших тематических направлений в рамках партнерства России с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) является борьба с неинфекционными заболеваниями, укрепление потенциала ВОЗ в области готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них, а также внедрения Международных медико-санитарных правил в государствах Центральной Азии и Ближнего Востока. С 2012 г. на эти цели суммарно было выделено почти 50 млн. долл. США.

В 2013-2018 гг. по линии Объединенной программы ООН по борьбе с ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) реализуется программа технической помощи странам Восточной Европы и Центральной Азии в области профилактики, контроля и надзора за ВИЧ/СПИД и другими инфекционными заболеваниями. Объем ее финансирования превысил 21 млн. долл. США.

В контексте достижения ЦУР 2 (ликвидация голода) наша страна активно участвует международных гуманитарных усилиях по оказанию продовольственной помощи иностранным государствам, как по двусторонним каналам, так и на многосторонней основе. Только по линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) Россия ежегодно осуществляет гуманитарные продовольственные интервенции на сумму, превышающую 30 млн. долл. С 2003 по 2017 г. на эти цели выделено 333 млн. долл. США. В текущем году планируются поставки 97 автомобилей КамАЗ для переоснащения парка грузовиков, перевозящих гуманитарную помощь, 1,5 млн. долл. направлено на развитие логистического потенциала ВПП.

Результативной считаем совместную с ВПП работу по созданию устойчивых программ школьного питания в странах Закавказья и Центральной Азии (Армении, Киргизии, Таджикистане), а также Ближнего Востока и Северной Африки (Тунисе, Иордании и Марокко). Вложенные нами деньги, а это более  77 млн. долл. США, были эффективно использованы для закупки и поставок продуктов, переоборудования школьных столовых, организации полноценного горячего питания для школьников младших классов, повышения квалификации поваров и кухонных работников, создания местной продовольственной базы, распространения положительного опыта и содействия в разработке концепции, стратегии и пилотной программы школьного питания.

Еще 6 млн. долл. США направлены нами на осуществление совместного с ФАО проекта по оказанию технической помощи правительствам Армении, Киргизии, Таджикистана в обеспечении продовольственной безопасности и питания, а также устойчивого развития сельского хозяйства. Прилагаем серьезные усилия для содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии в развитии и реализации государственных стратегий и планов действий по сокращению устойчивости к противомикробным препаратам. На эти цели было выделено более 3 млн. долл. США.

мы широко используем инновационные механизмы содействия международному развитию. В 2017 г. запущен масштабный проект (на него потрачено 40 млн долл. США) по конверсии задолженности Мозамбика перед Россией в национальную программу школьного питания, которая реализуется при содействии ВПП.

Значительная часть российской программы помощи развитию реализуется через две региональные комиссии  – Европейскую экономическую комиссию (ЕЭК) и Экономическую и Социальную Комиссию для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Россия является членом обеих этих комиссий, будучи и их крупнейшим донором: ежегодно мы вносит в бюджеты ЕЭК и ЭСКАТО добровольные взносы по более чем одному млн. долл. США. В 2017 году финансирование со стороны России позволило ЕЭК осуществить 18, а ЭСКАТО – 10 проектов технического содействия, направленных на укрепление потенциала программных стран в таких сферах, как эффективное использование природных ресурсов, энергоэффективность, содействие торговле и государственно-частным партнерствам.

Россия также является донором Специальной программы для экономик Центральной Азии (СПЕКА), совместно администрируемой обеими этими региональными комиссиями. Проекты СПЕКА отражают особые потребности этой категории стран-получателей, в особенности в области водно-энергетических ресурсов и транспортной связуемости.

В целом сотни проектов реализуются структурами ООН при целевой финансовой поддержке России. Вместе с тем только несколько проектов осуществляется совместно. Мы видим большие резервы в более активном сотрудничестве организаций системы ООН в инициировании и реализации проектов и объединении не только финансовых ресурсов, но и опыта и уникальной компетенции различных агентов. Я для примера приведу результаты, которые достигла Россия в рамках реализации ЦУР.  За последние несколько лет, с 2008 года мы переселили из жилья, непригодного для проживания, более миллиона человек, и продолжает приолгать усилия для осуществления масштабных программ для  улучшения жилищного фонда, обеспечения жилищных прав наших сограждан. Мы обеспечили привлечение частных инвестиций в государственно-частные партнерства. Но самое главное - в преддверии Чемпионата Мира нам удалось начать работу по преображению наших городов для создания комфорта в соответствии с теми вызовами, которые стоят перед нами сегодня. И многие футбольные болельщики, посетившие Россию, уведели, насколько преобразилась Россия.

И в заключении я хотел бы представить вашему вниманию короткий фильм, который мы подготовили, чтобы более наглядно продемонстрировать позитивные примеры опыта нашего партнерства с агентствами системы ООН.

Спасибо за внимание!