Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Женщины, мир и безопасность»

Г-н Председатель,

Прежде всего, позвольте поблагодарить Испанию за организацию сегодняшнего заседания. Мы признательны Генеральному секретарю ООН, Исполнительному директору Структуры «ООН-женщины», всем другим выступившим за содержательный вклад в дискуссию.

В этом месяце мы отмечаем пятнадцатилетие резолюции Совета Безопасности 1325, которая закрепила тему «Женщины, мир и безопасность» в его повестке дня. Важность ее выполнения и приверженность государств достижению поставленных в ней целей была вновь наглядно подтверждена в ходе недавно организованной в штаб-квартире ООН Китайской Народной Республикой и Структурой «ООН-женщины» встречи мировых лидеров по гендерному равенству. Мы поздравляем организаторов с успешным проведением этого важного мероприятия, еще раз подчеркнувшего значение Пекинской декларации и платформы действий - ключевых ориентиров в вопросах расширения прав и возможностей женщин в течение вот уже двадцати лет.

Именно в Пекинской декларации государства подтвердили свою решимость осуществить шаги в направлении установления мира в интересах улучшения положения женщин и признали ведущую роль, которую женщины сыграли в движении за мир.

Г-н Председатель,

Мы поддержали подготовленный Испанией и Великобританией проект резолюции. Она призвана подвести итоги 15-летнего осуществления резолюции 1325 и наметить основные ориентиры для дальнейших усилий государств-членов и всей системы ООН в таком важном деле как обеспечение участия женщин в предотвращении и разрешении конфликтов. Несомненно, в силу особого значения этой резолюции, ее комплексного характера, охватывающего самые разные сферы деятельности ООН, да и международного сообщества в целом, подготовка этого документа была весьма непростой и амбициозной задачей.

К сожалению, поздняя публикация Глобального обзора осуществления резолюции 1325 и связанная с этим нехватка времени для подробного изучения и обсуждения содержащихся в нем рекомендаций не могли не повлиять на переговоры по проекту сегодняшней резолюции.

В результате в ряде случаев, по нашему мнению, не удалось выработать выверенные формулировки, которые полностью соответствовали бы действующим мандатам и компетенции различных структур, включая сам Совет Безопасности и его контртеррористические органы. В ходе переговоров мы исходили из понимания того, насколько важно избежать возможных перекосов в этом отношении, придерживаться сложившегося разделения труда, отход от которого может негативно сказаться на эффективности всех этих органов.

Считаем неоправданными попытки в формате сегодняшней резолюции предвосхитить и повлиять на итоги двух других важных обзорных процессов, проводимых в рамках СБ – по вопросам миростроительства и операций по поддержанию мира.

Мы не разделяем мнение о необходимости создания неформальной экспертной группы по проблематике женщин, мира и безопасности. Полагаем, что создание новых структур не является гарантией эффективности работы Совета. В целом сомнителен подход, направленный на учреждение все большего числа вспомогательных органов по новым и новым пунктам повестки дня. Некорректна и отсылка к такому механизму в резолюции Совета в силу его неформального характера.

В условиях роста числа вооруженных конфликтов считаем целесообразным в деятельности Совета Безопасности в рамках рассмотрения пункта повестки дня «Женщины, мир и безопасность» сосредоточиться именно на вопросах, прямо связанных с установлением и поддержанием международного мира и безопасности. Что касается собственно нарушений прав человека, в том числе женщин, то полагаем, что они должны рассматриваться в профильных международных механизмах.

Несмотря на указанные недостатки, мы надеемся, что принятая резолюция сможет внести вклад в дело эффективного выполнения разноплановых задач, стоящих перед международным сообществом в рамках повестки дня «Женщины, мир и безопасность». С учетом важности и особой актуальности темы мы сочли необходимым проголосовать за проект.

Г-н Председатель,

Доклад Генерального секретаря, представивший результаты Глобального обзора осуществления резолюции 1325, свидетельствует о прогрессе, достигнутом в деле повышения роли женщин в предотвращении и урегулировании вооруженных конфликтов, в постконфликтном восстановлении на протяжении последних 15 лет. Хотели бы отдельно поблагодарить всех, кто участвовал в подготовке этих документов, за проделанную работу.

Внушает оптимизм, что в 2014 году женщины входили в состав всех без исключения посреднических команд ООН, а также большинства национальных делегаций -  в 9 из 12 мирных процессов с участием ООН. Значительно увеличилась доля мирных соглашений, содержащих специальные положения, касающиеся женщин.

Растет число женщин в парламентах и правительствах государств, преодолевающих последствия вооруженных конфликтов, в целом их участие в принятии решений, связанных с предотвращением и урегулированием вооруженных конфликтов. Работу на этом направлении следует продолжать.

В этом контексте поддерживаем ряд выводов Генерального секретаря. К примеру, о все еще недостаточном фактическом участии женщин в процессах разрешения вооруженных конфликтов и постконфликтного строительства, несмотря на наличие для этого формальной нормативной базы. Разделяем подход о необходимости предотвращения конфликтов на раннем этапе. При этом исходим из того, что предупреждение конфликтов должно осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН.

Полезной является рекомендация Глобального обзора относительно «локализации подходов» применительно к теме «Женщины, мир и безопасность», учета специфики каждого отдельно взятого конфликта. Согласны с неэффективностью «шаблонных» решений, основанных на использовании так называемых «наилучших практик» в качестве одинаково пригодных для всех стран и ситуаций.

Г-н Председатель,

Мы продолжаем призывать Совет Безопасности при рассмотрении темы «Женщины, мир и безопасность» действовать в рамках существующего «разделения труда» в системе ООН, не дублируя и не подменяя полномочия таких органов, как Генеральная Ассамблея, Совет по правам человека, Комиссия по положению женщин, имеющих соответствующие мандаты. Решение задач, относящихся к проблематике женщин, мира и безопасности, не может подменить собой весь спектр обязательств по обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин, которые имеются у каждого государства.

Мы по-прежнему исходим из того, что национальные планы действий по выполнению резолюции 1325 не могут использоваться в качестве инструмента оценки проводимой в странах политики в области улучшения положения женщин.

Такие  планы должны готовиться на добровольной основе теми государствами, которые находятся в состоянии вооруженного конфликта или постконфликтного строительства. Как отметил Генеральный секретарь, их разработка – не самоцель, важен результат.

В Российской Федерации, например, такого плана нет, однако  в стране создаются необходимые условия для полного раскрытия потенциала женщин. Это позволило привлечь в политику, в органы власти немало ярких, высокопрофессиональных женщин. Российские женщины являются активными участниками общественной и политической жизни. К примеру, они составляют более 70 процентов государственных служащих. В настоящее время женщины занимают посты Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Государственной Думы, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, министра здравоохранения, высших руководителей органов исполнительной власти ряда регионов.

Женщины активно участвуют в жизни гражданского общества в России. На сегодняшний день треть наших некоммерческих организаций (а их десятки тысяч) – это женские организации, которые проводят большую социальную, благотворительную работу по поддержке детей, женщин, семьи, акции против насилия в семье, торговли людьми, сексуального насилия, и другую важную для общества деятельность.

Г-н Председатель,

Сегодня женщинам приходиться сталкиваться с новыми и все более серьезными угрозами: в районах, подконтрольных ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусре», «Боко Харам» и другим террористическим организациям, они все чаще становятся жертвами целенаправленного насилия, принудительных браков, сексуального рабства, торговли людьми. Насилие в отношении женщин используется в качестве средства запугивания местного населения, подрыва устоявших общественных связей.

Безусловно, мировое сообщество должно положить конец такой вопиющей ситуации. Вопросы борьбы с терроризмом и координации усилий в этой области должны оставаться приоритетными в работе Совета Безопасности и других профильных органов системы ООН. Рассмотрение ими смежной проблематики, включая гендерное равенство и улучшение положения женщин, должно осуществляться в рамках соответствующих мандатов, таким образом, чтобы не снижать, а, напротив, способствовать повышению эффективности их работы. Только совместными усилиями и при надлежащей координации действий всех заинтересованных сторон, в первую очередь государств, при неукоснительном соблюдении международного права можно добиться необходимых результатов.

Благодарю Вас.