Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по тематике его рабочих методов

19 июля 2016 года


Г-н Председатель,

Обсуждение рабочих методов Совета Безопасности в открытом формате помогает получить «внешнюю оценку» текущего состояния дел и обогатить новыми идеями и предложениями работу по совершенствованию процедурной стороны деятельности Совета. Разумеется, при том понимании, что сами рабочие методы и решения по их возможной модификации являются собственностью СБ.

Дополнительный вес сегодняшнему заседанию придает то, что оно проходит под председательством делегации, возглавляющей Рабочую группу СБ по документации и процедурным вопросам и автора самого известного документа по этой теме – записки 507 от 2010 года.

Мы приняли к сведению намерение Японии осуществить обновление записки 507, которая имеет важное значение как компендиум рабочих практик СБ. Со своей стороны готовы оказать всяческое содействие японской делегации в этой кропотливой работе.

Отмечаем также вклад других делегаций непостоянных членов СБ в обогащение рабочих методов СБ свежими инициативами: приветствуем сегодняшнее выступление Египта от имени африканских делегаций по «формуле Толедо». Призываем наших европейских коллег также принять эту инновацию на вооружение. А некоторые из них могли бы присоединяться к выступлениям американской делегации.

Записка 507 не только активно используется членами СБ, но и является важным подспорьем для непостоянных членов при подготовке к работе в Совете. В этом году это будет особенно актуально: новые члены были избраны Генассамблеей уже в июне и смогут посещать заседания Совета с 1 октября. Именно в октябре председательствовать в Совете будет Россия. Готовы оказывать им помощь в «плавном вливании» в работу Совета, при том понимании, естественно, что срок их полномочий начнется только 1 января 2017 года.

Отмечаем, что в последние годы активность непостоянных членов в СБ значительно возросла, что мы всячески приветствуем. Многие из наших непостоянных коллег не только вносят вклад в разрешение текущих проблем на повестке дня СБ, но и привносят в его работу субстантивные инициативы, являются лидерами по развитию важнейших направлений деятельности Совета.

Г-н Председатель,

Убеждены, что Совет выиграл бы от дополнительной демократизации своей работы. Этому отвечало бы более равномерное распределение обязанностей по неформальному курированию страновых и тематических досье (т.н. институт «пен-холдерства»). Отдельные члены Совета не должны рассматривать те или иные страны, или даже регионы, в качестве своих «вотчин» и выступать в качестве менторов по тем или иным вопросам. Это наследие эпох давно ушедших, не соответствующее реалиям 21 века.

Г-н Председатель,

Целью преобразований и усовершенствований в работе Совета Безопасности по определению должно быть повышение эффективности и оперативности его функционирования в интересах наиболее полного выполнения стоящих перед ним задач в деле поддержания мира и безопасности.

Одна из сфер, которая нуждается в нашем внимании – перегруженность документооборота Совета. Ежегодно СБ выпускает несколько сотен документов, и далеко не все из них, надо признать, имеют добавленную стоимость. Убеждены, что решения Совета, а также его заявления для прессы должны быть лаконичными, простыми для понимания и ориентированными на последующее действие. Надо избегать ситуаций, когда резолюции СБ содержат по 50 постановляющих пунктов, а заявления для прессы простираются на три страницы, причем большая часть текста – это положения ранее согласованные в других документах. В резолюциях не стоит увлекаться микроменеджментом; они должны быть компактными и четкими, а по смыслу – политическими.

Необходимы меры по снижению нагрузки на Совет, работающий на пределе возможностей. Сократить количество заседаний, конечно, нам, скорее всего, не удастся: прежде всего в силу нарастающей нестабильности в мире.

Вместе с тем мы призываем коллег по Совету учитывать этот фактор, когда принимается решение о созыве заседаний, особенно «тематических», по их оптимальному формату, а также количеству докладчиков. В последнее время мы сталкиваемся с ситуациями, когда мы заслушиваем по пять докладчиков. Полагаем, что их должно быть не больше трех. Во главу угла должна ставиться добавленная стоимость мероприятия, его способность привести к улучшению ситуации на практике. Полагаем, что Совет не должен браться за темы, по которым он по определению не может принимать решений. Убеждены также, что Совету стоит сохранять фокус на конкретных страновых вопросах. Он не должен вторгаться в прерогативы других органов ООН и пытаться подменить собой Генассамблею, ЭКОСОС, Совет по правам человека и так далее. Появляющиеся порой инициативы такого рода – это путь к дезорганизации всей ооновской структуры.

Очевидно, что СБ ООН это тот орган, который привлекает наибольшее внимание мировых СМИ и велико искушение использовать его для пресловутого «пиара», в том числе во внутриполитических целях. Понимаем, что ожидать монашеского поведения от членов СБ не приходится, но все же призываем себя сдерживать во благо высших интересов поддержания международного мира и безопасности.